Общая структура ас
Каждая автоматизированная система представляет собой комплекс технических, программных, организационных и иных средств, имеющий определённую структуру. При этом под структурой понимается расчленение системы на части (группы элементов), связанные между собой.43Такое расчленение может иметь материальную, алгоритмическую, информационную и другую основу. В структуре АС выделяют функциональную и обеспечивающую части:
функциональная часть- это комплекс подсистем, каждая из которых решает некоторое подмножество информационных задач предметной области;
обеспечивающая часть– это совокупность средств, на базе которых решаются задачи функциональных подсистем, и компонент, обеспечивающих их решение.
Набор подсистем, реализующих решение информационных задач, зависит от специфики предметной области и цели, для которой предназначена АС. В системном анализе термином функция обозначают свойство системы, приводящее к достижению цели.44При разбиении (декомпозиции) общей цели системы на подцели получаем декомпозицию системы на функциональные подсистемы. Вообще говоря, такая декомпозиция даже для АС одного типа не является однозначной, она должна учитывать ряд факторов, среди которых: максимальная автономность подсистем, особенности применяемых математических методов и моделей, характер решаемых задач и используемой для их решения информации.
В отличие от функциональной части АС состав основных компонент обеспечивающей части АС намного меньше зависит от типа системы. К таким компонентам относятся:
техническое обеспечение;
программное обеспечение;
информационное обеспечение;
организационное обеспечение.
Кроме того, для крупномасштабных АС рассматривают в качестве отдельных компонент также:
технологическое обеспечение;
эргономическое обеспечение;
правовое обеспечение;
лингвистическое обеспечение;
кадровое обеспечение и другие.
Рассмотрим кратко основное содержание компонент обеспечивающей части.
Техническое обеспечение– это совокупность устройств вычислительной техники со всем требуемым периферийным оборудованием, а также по мере необходимости датчики, линии связи, исполнительные устройства и средства оргтехники, обеспечивающие эффективное функционирование АС.
Программное обеспечение(ПО) делится на общее и специальное. К общему ПО относятся операционные системы, программы архивирования и восстановления данных, программы антивирусной защиты и другие служебные программы, а также прикладные системы общего назначения (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, коммуникационные пакеты и другие). Специальное ПО – это совокупность программных средств, ориентированных на предметную область и реализующих алгоритмы решения задач, входящих в состав функциональных подсистем АС. К специальному ПО относятся как проблемно-ориентированные пакеты прикладных программ, так и реализация того или иного алгоритма на некотором языке программирования или в среде некоторой прикладной системы.
Информационное обеспечение– это совокупность информации, обеспечивающей функционирование АС, а также средства и методы, стандартизирующие процессы хранения и обработки информации в системе. Информационное обеспечение образует информационную базу системы, которую иногда делят на внемашинную и машинную части45(хотя внемашинная часть также может быть представлена на машинных носителях информации). К внемашинной части относят системы классификации и кодирования информации, нормативно-справочную документацию, типовые формы, документы, проекты, решения и так далее, а к внутримашинной части относят базы данных, совокупность входной и выходной информации и другое.
Организационное обеспечение– это различного рода документы (приказы, положения, инструкции, штатные расписания, квалификационные требования и другие), определяющие положение АС в организации и её взаимодействие с другими подразделениями, структуру и схемы функционирования системы.
Технологическое обеспечениевключает технологические схемы обработки информации во всех режимах функционирования системы, комплекс инструкций для специалистов по сбору, приёму, обработке, хранению и использованию информации.
Эргономическое обеспечение– это совокупность методов и средств, создающих благоприятные условия для быстрого освоения АС, для высокоэффективной и безошибочной деятельности человека в системе.
Правовое обеспечение– это совокупность нормативных актов, устанавливающих цели и задачи АС, её правовой статус, регламентирующих процессы создания и функционирования системы, порядок создания и использования информационных ресурсов.
Лингвистическое обеспечениепредставляет собой совокупность языковых средств, используемых с целью повышения эффективности разработки системы и облегчения общения человека с ЭВМ. В его состав входят система терминов и определений, используемых в АС, языки описания и манипулирования данными информационной базы, диалоговые подсистемы различного назначения.
Кадровое обеспечениеАС составляют специалисты предметной области, в которой функционирует АС, специалисты по техническим средствам и программному обеспечению, операторы, административный персонал.
- Информационные технологии
- Часть 1
- Понятие технологии и его содержание
- Понятие информационной технологии
- Общий состав ит и их компоненты
- Этапы развития информационной технологии
- Этапы развития ас
- Информационная технология и информатика
- Система управления и информация
- Понятие информации в системе управления
- Информационные процессы в системе управления
- Свойства, характеристикии измерениеинформации
- Свойства информации
- Статистическое измерение информации
- Семантическая мера информации
- Прагматическая мера информации
- Качество информации
- Классификация систем управления.
- Информационные технологии в системах управления организационного типа.
- Уровни процесса управления
- Разновидности информационных технологий в организационном управлении
- Информационная технология обработки данных
- Информационная технология информационного обеспечения управления
- Информационная технология поддержки принятия решений
- Виды информационных систем, реализующие ит в организационном управлении Системы операционной (транзакционной) обработки данных - oltp (On-Line Transaction Processing)
- Корпоративное хранилище данных
- Системы оперативной аналитической обработки данных - olap (On-Line Analytical Process)
- Инструменты добычи данных (Data Mining)
- Средства генерации отчетов (Reporting tools)
- Автоматизированные системы и их классификация
- Общая структура ас
- Виды ас
- 1. Аис - автоматизированная информационная система.
- 2. Асни - автоматизированная система научных исследований.
- 3. Сапр - система автоматизированного проектирования.
- 4. Аос - автоматизированная обучающая система.
- 5. Асу - автоматизированная система управления.
- Классификации ис в сфере управления По признаку структурированности задач
- По квалификации персонала и уровням управления
- По масштабам применения
- Базовая функциональная модель ит