logo search
основы инф культуры

Интернет как информационная система. Поиск информации в интернете.

Поиск информации в Интернет, информационные ресурсы в Интернет

В сети Internet хранится очень большой объем информации. Там можно найти программное обеспечение, графические изображения, статьи газет и журналов, объявления о приеме на работу, отчеты правительства, карты метеорологических служб, а также миллионы других документов. Проблема поиска информации в Internet заключается в том, что, как говорится, курица появилась раньше, чем яйцо. Другими словами, информация появилась раньше, чем средства для ее поиска.

В отличие от коммерческих баз данных, здесь никто не планировал, как пользователи будут искать нужную им информацию. До появления быстродействующих персональных компьютеров с процессорами i486 и Pentium большинство пользователей не имели достаточно мощного аппаратного обеспечения для работы со средствами поиска, предоставляющими большие воз­можности, чем традиционный сервис FTP, Telnet или WAIS.

Сравнительно недавно появились такие красивые и удобные средства, как программы Mosaic и Netscape для доступа к информации гипертекстовой системы World Wide Web. Пользоваться графическими WWW-клиентами — одно удовольствие, но вам необходимо иметь современный компьютер и достаточно быстродействующее соединение с Internet, чтобы работа с этими программами была эффективной. В некоторых случаях может оказаться удобнее воспользоваться более давними средствами, такими как FTP или WAIS. Существуют также поисковые системы Archie, Veronica и Jughead. Однако, не всегда легко ответить на вопрос о том, какую из систем в какой ситуации лучше всего использовать.

Какая информация доступна в Internet

Путешествуя по Internet, можно найти информацию практически любого рода. Нельзя сказать, что вы можете получить доступ к любой информации. Правильнее было бы сказать, что если некие данные когда-либо заносились в компьютер, то вполне вероятно, что их можно найти в Internet.

Не вся существующая в Internet информация является общедоступной. Доступ к некоторым данным возможен только для ограниченного числа пользователей, имеющих соответствующие права. В качестве примера можно привести стратегическую информацию о деятельности корпораций. Защита данных в Internet в ближайшие годы станет еще более серьезной проблемой, поскольку число людей, прибегающих к помощи Internet для получения инфор­мации, растет из года в год.

Поскольку мы находимся на начальном этапе информационной революции, произведенной Internet, не всегда оказывается легко найти требуемую информацию, а иногда не удается даже узнать, как ее можно найти.

В то время как большая часть информации в Internet все еще свободно доступна, объем коммерческих информационных услуг резко возрастает. В данной главе рассматриваются только способы поиска общедоступной информации. (Если кто-то хочет продать вам что-нибудь, то он сам должен позаботиться о том, чтобы вы его нашли.)

Начнем с рассмотрения наиболее простых способов, а затем перейдем к более сложным (с точки зрения реализации в Internet).