logo search
Сукало / К экзамену / Осмысление размытости

2. Ацентризм

Фундаментальная установка постмодернистской философии, базирующаяся на радикальной критике классических представлений о структурности, обуслов­ленная отказом от презумпции наличия выделенных (как в топологическом, так и в аксиологическом отношении) точек и осей пространственной и семантической среды.

Согласно постмодернистской ретроспективе, регулярным образом центр получал различные формы и названия. История метафизики, как и история Запада, является историей этих метафор. В децентрированном пространстве теряется избранность любых пространственных точек, оно перестает восприниматься как система мест. «Нет больше кроватей, нет больше стульев, на которых сидят. Есть лишь функциональные сидения, вольно синтезирующие всевозможные позы, а тем самым, и всевозможные отношения между людьми» (Бодрийяр).

Идеи децентрированности проявляются в постмодернизме в самом широком диапазоне, от презумпции децентрированности текста до радикального тре­бования заклеймить идеологические и метафизические модели. Как отмечает Лиотар, «в постмодернистской культуре все прежние центры притяжения, образуемые национальными государствами, партиями, профессиями, институциями и историческими традициями, теряют свою силу».

По оценке Рорти, из актуализирующихся в постмодернистском социуме стратегий «ни одна не обладает привилегиями перед другими». Культура пост­модерна не дифференцируется на культурный центр (ортодоксию в самом широком смысле этого слова) и так называемую периферию (инакомыслие, ересь и т.д.). Ацентричность культурного пространства постмодерна носит прог­рам­мный характер.

Нет и не может быть ни элитарной, ни массовой культуры как таковых.

Постмодернизм интерпретирует пространственные среды как лишенные не только центра, но и любых приоритетных осей и точек. «Власть» у Фуко «на­ходится везде» и «исходит отовсюду». Также ацентризм предполагает отказ не только от введения приоритетных зон внутри той или иной среды, но и от центрации внимания на внутреннем в противоположность внешнему (внутреннее как продукт складывания внешнего в постмодернистской концепции складки).

Согласно постмодернистской оценке, принять идеи центра фактически озна­чает принять идеи и внешней принудительной причинности, то есть парадигму линейного детерминизма. Как пишет Деррида, «всегда считалось, что центр представляет собой в структуре именно то, что управляет этой структурой». И на протяжении всей истории метафизики «функцией этого центра было гаран­тировать, чтобы организующий принцип структуры ограничивал то, что мы можем назвать свободной его структурой». Если традиционные для классической философии системы – это иерархические системы, которые включают в себя центр значения и субъективации, то ризома представляет собой нецен­три­рован­ную неиерархическую систему без «Генерала», без центрального автомата.