logo search
итт все лекции

Тема 2.3. Органы проведения информационно-технической политики фтс России

Цели и задачи изучения темы:

1.   Изучить структуру управления информационно-технической политики ФТС России.

2.   Рассмотреть структуру подчиненности в системе управления информационно - технической политикой ФТС России.

3.   Выявить решаемые задачи, структуру и характеристику ГУИТ, ГНИВЦ.

4.   Рассмотреть организацию информационно-технической работы в РТУ, таможнях и таможенных постах.

В результате выполнения лабораторной работы обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:

Уметь:

Индекс компетенции

Индекс образ. результата

Образовательный результат

ПК-2

У-1

Использовать основные программные средства для автоматизации управленческой деятельности, анализа и обработки данных

У -2

Использовать современные средства связи, организационной и вычислительной техники при работе с управленческими и иными документами, в том числе выбирать необходимое программное обеспечение или информационные технологии

Владеть:

Индекс компетенции

Индекс образ. результата

Образовательный результат

ПК-39

В-1

Навыками и приемами практического использования программного обеспечения автоматизированных рабочих мест и элементов сетевых технологий для организации сетевого  обмена информацией в таможенных органах.

ПК-41

В-1

Навыками коммуникативного поведения в организации.

В течение всего периода деятельности таможенной службы в ее целевых программах, охватывающих различные временные периоды, уделялось важное место информационно-технической политике, представляющей собой совокупность взглядов на применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в таможенном деле и  предполагающей дальнейшее развитие ЕАИС и ведомственной телекоммуникационной сети.

Концепция информационно-технической политики была утверждена 28 сентября 2001 г. на заседании коллегии Государственного таможенного комитета (ГТК) РФ. В решении коллегии отмечено, что информационно-техническая политика является одним из приоритетных направлений деятельности ГТК России и служит основой для развития информационно-технической инфраструктуры и информатизации таможенных органов, повышения эффективности таможенного оформления и контроля, создания единого информационного пространства на таможенной территории РФ. В Концепции изложены цели, задачи, принципы и направления информационно-технической политики ГТК, этапы ее реализации, порядок обеспечения. Целью информационно-технической политики заявлено достижение качественно нового уровня информатизации таможенных органов.

Далее 27 сентября  2004 года выходит  Распоряжение Правительства Российской Федерации N 1244-р, в котором с учетом сложившихся реалий  находят свое развитие и продолжение все основные положения Концепции. Настоящая Концепция определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единой государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти в соответствии с задачами модернизации государственного управления.

Основной целью использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти является повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг.

Государственная политика в сфере использования информационных технологий в государственном управлении призвана обеспечить координацию деятельности федеральных органов государственной власти по созданию государственных информационных систем и повышение эффективности бюджетных расходов в этой сфере.

В результате реализации государственной политики ожидается формирование эффективной системы предоставления государственных услуг на основе использования информационных технологий (далее - "электронное правительство").

Использование информационных технологий в государственном управлении и развитие информационно-технологической инфраструктуры федеральных органов государственной власти осуществляются в соответствии с планом создания "электронного правительства".

Настоящая Концепция основана на результатах анализа основных проблем в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, учитывает мировой опыт и сложившуюся практику их применения в государственном управлении.

В Концепции указано, что в настоящее время сложились благоприятные условия для совершенствования системы государственного управления, повышения качества предоставления государственных услуг населению и организациям, повышения результативности и прозрачности работы государственного аппарата, последовательного искоренения коррупции на основе широкого применения информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти.

В Концепции  сформулированы основные задачи повышения эффективности использования информационных технологий и приоритеты в области социально-экономического развития. Одной из важнейших областей, упомянутых в этой связи, является  сфера внешнеэкономической деятельности и следующие ее задачи:

             повышение собираемости таможенных платежей;

             сокращение времени, необходимого для таможенного оформления и контроля;

             повышение эффективности таможенного контроля и борьбы с таможенными правонарушениями на основе создания комплексной системы учета участников внешнеэкономической деятельности и анализа их деятельности;

             информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной деятельности в таможенной сфере и внедрения комплексной системы управления рисками;

             развитие систем электронного декларирования.

Существующая система таможенного оформления достаточно сложна, состоит из большого числа программных средств, предназначенных для автоматизации определенных функций, таких, как контроль доставки товаров, учет таможенных платежей, валютный контроль и т. д. В связи с тем, что таможенная деятельность в целом связана с большим количеством обрабатываемых документов, возникает проблема организации управления этим процессом, следствием ее становятся информационные перегрузки, которые тормозят международный товарообмен. Решение данной проблемы — в переходе от зачастую разрозненных программных средств к разработке и внедрению комплексных автоматизированных систем. Это позволит повысить эффективность использования ИТ, людских, финансовых и технических ресурсов.

Переход на комплексную технологию таможенного оформления и контроля базируется на глубокой интеграции информационных таможенных технологий, создании современной иерархической системы сбора и обработки данных для поддержки деятельности как руководства ФТС, так и других министерств и ведомств, являющихся потребителями формируемой ФТС статистики. Особенности управления в таможенной системе требуют обеспечения эффективного обмена данными на всех ее уровнях, что обусловливает потребность в создании единых информационных фондов.

Упрощение и соответственно облегчение процедур таможенного оформления, открытость таможни для участников ВЭД и ее прозрачность для общества являются важными и актуальными задачами в свете новой редакции Таможенного кодекса РФ.

ГНИВЦ

Практическая реализация информационно-технической политики  таможенной службы  направляется, координируется и  осуществляется, прежде всего, усилиями  Главного научно-информационного вычислительного центра (ГНИВЦ), создание которого было принято постановлением Совета Министров СССР № 1203 от 15 октября 1988 г. На эту организацию возлагались функции разработки и внедрения автоматизированной системы управления таможенным контролем, а также организация разработки, изготовления опытных образцов и внедрения в эксплуатацию отечественных технических средств таможенного оформления и контроля. 19 марта 1990 г. начальник ГУ ГТК В.К. Бояров издал приказ "О создании ГНИВЦ и мероприятиях по его функционированию".

Фактически функционирование ГНИВЦ ГУ ГТК началось 3 мая 1990 года, его директором был назначен Ю.А. Чеботов. Под его началом осуществлялся набор высококвалифицированных специалистов, развернулось создание инфраструктуры ГНИВЦ, оснащение таможенных органов современными средствами вычислительной техники и программного обеспечения. Началась разработка ЕАИС для управления процессами таможенного оформления и контроля.

На разрабатываемую в это время ЕАИС была возложена ключевая задача - резко повысить эффективность работы таможенных органов за счет широкого применения информационных таможенных технологий, базирующихся на современных программно-технических средствах. Реализовать эту задачу совместно с таможенными органами всех уровней должен был ГНИВЦ.

Осенью 1990 г. были предприняты первые попытки автоматизации отдельных таможенных процедур. Впервые специалисты ГНИВЦ приняли участие в приемке и организации опытной эксплуатации первого программного продукта - Автоматизированного рабочего места таможенного инспектора (АРМ- ТИ), разработанного группой специалистов оборонного предприятия "Опыт" под руководством А.В. Чепенко.

ГНИВЦ на конкурсной основе  заключал договоры с различными внешними  организациями на разработку тех или иных программных модулей, поддерживающих решение задач по автоматизации работы органов таможенной службы. Централизация управления процессом создания ЕАИС приблизила разработчиков к пониманию запросов таможенной службы, позволила резко расширить фронт работ по созданию системы и обеспечила существенное сокращение сроков их выполнения за счет привлечения высококвалифицированных специалистов.

В  числе первых в этом процессе участвовали следующие фирмы: "Информкосмос" (вице-президент А.С. Демидов), "ILM" (руководитель П.Э. Игенбергс), НТЦНТ (директор О.В. Жуков), "Инток" (генеральный директор В.М. Поликанов), "Контакт-Софт" (генеральный директор А.В. Чепенко), "Экси-банк" (генеральный директор П.С. Копанева).

Первый центральный вычислительный комплекс (ЦВК) ГНИВЦ был создан на базе импортных ЭВМ "VAX-3500".   В настоящее время этот ЦВК  модернизирован в соответствии с современным уровнем развития средств вычислительной техники  и стандартом решаемых задач.

Для реализации поставленных  перед отраслью задач необходимо было планомерно и последовательно оснащать таможенные органы средствами вычислительной техники и передачи данных, развивать сетевые технологии, строить надежную структуру подразделений АСУ в региональных таможенных органах.

Для этого  ГНИВЦ необходимо было развиваться не только как центральной организации, но и проводить свою политику в других органах таможенной службы.  В 1992 году были созданы его региональные  отделы, которые обеспечивали практическое внедрение методов профессиональной работы на базе современных информационных технологий.

Основными задачами региональных отделов  ГНИВЦ были:

             создание и ведение региональных баз данных;

             получение, внедрение и техническая поддержка вычислительных средств, системных и прикладных программ, специальной техники таможенного контроля (до июля 1997 г.);

             участие в доработке централизованно внедряемых прикладных программных комплексов и разработка программ для таможен и регионов.

Неотъемлемой составляющей информатизации является квалификация персонала, эксплуатирующего техническое и программное обеспечение и уже в 1992 г. при ГНИВЦ был создан учебный центр по первоначальной подготовке работников таможенных органов работе на средствах вычислительной техники. В кратчайшие сроки разрабатывались и создавались все новые и новые таможенные технологии, параллельно шла формализация документооборота, создавалась нормативная база таможенного дела. Силами ГНИВЦ были созданы центры подготовки специалистов таможенных органов к работе с новыми информационными технологиями. В периоде 1990 г. по 1993 г. работе на персональных компьютерах были обучены несколько тысяч работников таможенной службы. С 1991 г. по 1996 г. силами ГНИВЦ и региональных таможенных управлений было организовано и проведено 16 научно-практических конференций по вопросам внедрения новых информационных технологий в деятельность таможенных органов. Технические специалисты ГНИВЦ и таможенных подразделений прошли обучение на специализированных курсах за рубежом (Франция, США, Германия, Англия и др.), это позволило внедрять самые современные информационные технологии и повысить эффективность работы всей таможенной системы России.

Другой важнейшей стратегической задачей центра являлась задача обеспечения федеральных органов государственной власти и управления России полнообъемной и достоверной статистикой внешней торговли страны.  В связи с этим  в 1991 году началась разработка «Автоматизированной подсистемы ведения таможенной статистики России» (АП ВТС), утверждены формы документов для АП ВТС и отраслевой руководящий документ ОРД 001-91 «Временные методические рекомендации по технологии сбора, передачи и обработки информации». Указанные документы регламентировали порядок сбора, контроля, передачи и обработки информации в подсистеме таможенной статистики внешней торговли.

Реализация этого порядка осуществлялась через отделы таможенной статистики и анализа (ОТСА) таможен и региональные пункты сбора информации (РПСИ), в качестве которых были определены региональные отделы ГНИВЦ.

Сегодня эта система сбора и передачи информации отлажена и устойчиво работает как транспортная среда для всех подсистем ЕАИС. Если в 1991 г. основу ее составляла фельдъегерская служба (до 95 %), то уже в 1994 г. более 75 % информации поступали в центральный банк данных (ЦБД) по техническим каналам связи. В 1997 г. в таможенной системе была внедрена электронная почта и с этого времени практически вся информация поступает в ГНИВЦ по каналам передачи данных.

Начиная с внедрения первых комплексов задач ЕАИС и до ее современного состояния, функционирование ЕАИС по вертикали обеспечивает ГНИВЦ, региональные отделы (теперь ИВО РТУ) и подразделения АСУ таможен. Они решают задачи автоматизированного сбора и обработки исходной таможенной информации.

В настоящее время ГНИВЦ является крупной научно-технической организацией, решающей задачи автоматизации деятельности таможенных органов. Усилиями специалистов ГНИВЦ ЕАИС превратилась в многоуровневую иерархическую информационную систему, функционально включающую технологию решения задач таможенного оформления и контроля на каждом уровне. В производственную эксплуатацию внедрены 22 уникальные информационные технологии государственного масштаба, в том числе:

             таможенная статистика внешней торговли России;

             контроль за доставкой товаров;

             валютный контроль импортных, экспортных и товарообменных (бартерных) операций;

             учет поступления таможенных платежей в федеральный бюджет;

             комплексное таможенное оформление.

Кроме того, отработана информационная поддержка борьбы с нарушителями таможенных правил и контрабандой; обеспечен информационный обмен между таможенной службой и другими правоохранительными органами.

ГНИВЦ неоднократно представлял ФТС России на международных выставках в области разработки, внедрения и эксплуатации информационной системы и технических средств таможенного контроля (ТСТК).

Системный подход, применяемый при реализации научно-технической политики по автоматизации процедур таможенного оформления и контроля, привел к необходимости решения большой и трудной задачи - формализации таможенного законодательства и таможенных технологий. Наиболее значимыми результатами такой работы явились:

             стандарт ГНИВЦ ГТК России "Электронная копия ГТД. Правила заполнения и критерии проверки", а также отраслевые руководящие документы (ОРД);

             "Технология сбора, контроля и обработки исходной таможенной информации";

             "Правила ведения базы данных нормативно-справочной информации".

Начиная с 2000 года ГНИВЦ ФТС России обеспечивает развитие и бесперебойное функционирование комплекса программных средств Web-сервера ФТС России - представительства Федеральной таможенной службы в сети «Интернет» (рис. 17).

Рис. 17. Главная страница Web-сервера ФТС РФ

В настоящее время в комплекс программных средств Web-сервера ФТС России входит более чем 20 сайтов, в том числе основная и англоязычная версии сайта ФТС России, сайты региональных таможенных управлений, таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, ГНИВЦ ФТС России, Российской таможенной академии, Приемной ФТС России, Центрального музея таможенной службы.

С момента своего создания основной целью функционирования сайтов ФТС России является повышение эффективности оперативного обеспечения граждан, участников внешнеэкономической деятельности, а также общественности, в том числе и зарубежной, полной, достоверной и непротиворечивой информацией о структуре и деятельности ФТС России, таможенной статистике и политике Российской Федерации в области таможенного дела, изменениях и дополнениях в таможенном законодательстве и практике применения этого законодательства.

С целью автоматизации процесса публикации информации для специалистов по связям с общественностью был разработан специальный интерфейс – система управления информационным наполнением Web-сервера ФТС России.

Особое внимание ГНИВЦ ФТС России уделяет автоматизации работы Приемной ФТС России и работе с обращениями граждан, поступающих через сайт ФТС России. В связи с этим был создан и введен в эксплуатацию сайт «Приемная ФТС России».

Находясь на сайте, гражданин имеет возможность заполнить и отправить электронное обращение в ФТС России, которое автоматически зарегистрируется и поступит сотруднику Приемной ФТС России на обработку.

Сотрудники Приемной ФТС России имеют в свою очередь специальный инструмент, позволяющий вести карточку каждого обращения, фиксировать этапы его рассмотрения, контролировать сроки формирования ответа. Данная функциональность интегрирована с системой электронного документооборота ФТС России.

Важной задачей функционирования сайта ФТС России является антикоррупционная деятельность. Сайт ФТС России с одной стороны предоставляет исчерпывающую информацию по данной тематике, включая нормативные документы, информацию о службах доверия, а с другой является инструментом оперативного сбора сведений в электронном виде о фактах коррупции в таможенных органах.

Кроме того, в настоящее время сайт ФТС России является единой точкой входа к электронных средствам взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД, таким как портал электронного представления сведений, система проверки сведений, содержащихся в таможенных декларациях, банк оперативных данных "Таможенное законодательство". В настоящее время к системе проверки сведений, содержащихся в таможенных декларациях подключено более 600 кредитных учреждений, которые, через сайт ФТС России, ежедневно осуществляют проверку ГТД.

В 2009-2010 году проведена полная модернизация сайта ФТС России с учетом всех положений постановления Правительства РФ от 24.11.2009 № 953, включая следующие требования: наличие безопасного доступа для администраторов, наличие текстового варианта всех сайтов, поисковая машина, позволяющая пользователям осуществить поиск необходимой информации по всем сайтам ФТС России за время, не превышающее 10 секунд и др.

Сайт ФТС России является важным инструментов реализации политики внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. С использованием сайта ФТС России обеспечивается взаимодействие с иностранными организациями и потенциальными инвесторами, решаются задачи связанные с созданием единого экономического пространства на территории стран таможенного союза.

Для разъяснения вопросов, касающихся формирования и функционирования таможенного союза России, Беларуси и Казахстана на сайте ФТС России, сайтах РТУ и таможен непосредственно подчиненных ФТС России созданы специальные разделы, а также разделы, содержащие телефоны круглосуточной «горячей» линии информационного и консультативного сопровождения участников внешнеэкономической деятельности при введении в действие нормативных правовых актов таможенного союза.

В настоящее время сайт ФТС России включает в себя свыше миллиона страниц, с общим объемом документов 12 Гб.

За 2010 год посещаемость сайта ФТС России увеличилась почти вдвое, за июль 2009 года сайт посетило 155.000 пользователей, тогда как за аналогичный период 2010 года посещаемость составила 300.000 пользователей.