logo search
ИТ в экономике

7.5. Основы электронной коммерции

Начиная с 1995 года, когда возможности Internet стали активно осваивать коммерческие организации, стали появляться новые технологии, реализующие электронный бизнес [105]. Электронный бизнес представляет технологии для реализации различных типов бизнес -процессов с помощью компьютерных сетей (планирование и контроль выполнения работ, планирование закупок, маркетинг, управление продажами, управление персоналом, финансовый анализ и так далее). Отметим, что и до 1995 года на предприятиях реализовывались функции электронного бизнеса, например, ERP системы (см. п. 2.1) используют возможности компьютерных сетей. С конца 60-х годов прошлого столетия используется группа стандартов для реализации электронного документооборота EDI (Electronic Data Interchange). Однако использование инфраструктуры Internet привело к существенному снижению стоимости электронных транзакций, что позволило создать электронные торговые площадки, открыть информационную систему предприятия для бизнес- партнеров и потребителей. Эти возможности дали новый толчок развитию электронного бизнеса. Появились системы CRM, SCM (см. п. 2.1). Появилась возможность создавать временные рабочие группы служащих, работающих над одним проектом и географически удаленные на большие расстояния. Доступ их к корпоративной информации реализуется на основе технологий виртуальных корпоративных сетей и виртуальных локальных сетей. Гари Бенеско, автор книги "Принцип электронного бизнеса", выделяет пять фаз развития бизнеса. На первой фазе корпорации для увеличения эффективности производства внедряют системы управления типа ERP -систем. На второй фазе корпорации оптимизируют взаимодействие с поставщиками и клиентами, внедряя CRM и SCM системы. На третьем этапе компании интегрируют свои бизнес - системы с помощью технологий В2В (см. п. 5.3). Далее начинают функционировать электронные биржи, аукционы. Пятая фаза приводит к созданию глобального электронного рынка. Каждый этап развития связан с появлением новых подходов к управлению бизнесом. Таким образом, развитие и внедрение информационных и сетевых технологий приводит к изменению бизнес - менеджмента [106].

Электронная коммерция является составной частью электронного бизнеса, которая включает бизнес- операции, связанные собственно с продажей товара (маркетинг, заказ товаров, их оплата, доставка и так далее). Электронные технологии позволяют выполнять эти операции в режиме реального времени, существенно повышая их эффективность.

Субъектами электронной коммерции являются финансовые организации (банки, процессинговые центры), продавцы (юридические или физические лица), покупатели (юридические или физические лица), информационные или торговые посредники (информационно-поисковые порталы, торговые площадки). Ниже мы рассмотрим основные инструменты электронной коммерции.