logo
ИТ в экономике

5.2. Корпоративные информационные порталы

Информационная система корпорации стоится на основе сетевых операционных систем, приложений, массивов информации [118, 119]. Современные корпоративные сети являются виртуальными Intranet -сетями, то есть функционируют на основе протоколов TCP/IP и используют развитые в Internet сервисы. Самым эффективным является сервис WWW, так как реализует гипертекстовые ссылки, позволяет создавать мультимедийные документы, имеет интуитивно понятный интерфейс пользователя. Множество Web - серверов корпорации управляют ресурсами, доступ к которым осуществляется по их URL -адресам. Для структуризации и интеграции всех этих ресурсов, упрощения доступа к ним, разграничения прав доступа, их защиты необходимо создать логическую структуру, которая бы организовала интерфейс пользователя в виде каталога, позволяла бы выполнять идентификацию и аутентификацию пользователей, фильтровать входящую в сеть и исходящую информацию и так далее. Такой структурой и является портал. Слово портал в переводе с греческого языка означает главный вход в здание. Корпоративный же портал (Е1Р -enterprise information portal) является главным входом в информационную систему корпорации. Именно благодаря использованию технологий порталов стало возможно создание торговых площадок типа В2В. Любой портал включает две составные части: внутреннюю, предназначенную для служащих корпорации; внешнюю, предназначенную для клиентов и бизнес - партнеров и позволяет объединять внутреннюю систему управления предприятием (например, ERP - систему) с системами типа CRM, SCM (см. п. 2.1). Портал предоставляет всем пользователям персонифицированный доступ к информации. Для каждого пользователя формируется персональный профиль с учетом необходимых ему по долгу службы прав доступа к информационным массивам, сервисам и приложениям. Основным средством доступа к информации является Web- браузер, и страница каждого пользователя может быть настроена в соответствии с его личными требованиями. Каждый раз, при обращении пользователей к ресурсам портала, выполняется его идентификация и аутентификация. Современные порталы объединяют все технологии, описанные выше в этом учебнике: Системы управления документами; Информационные хранилища; Навигационные технологии; Системы поддержки принятия решений; Средства защиты корпоративной информации; Системы ERP, SCM, CRM; Почтовые службы; Беспроводный доступ к данным и так далее. Их можно рассматривать, как основной, интегрирующий инструмент для управления корпорацией и реализации бизнес - процессов. Средства реализации корпоративных порталов имеют открытую архитектуру. Они могут использовать не только собственные встроенные приложения, но и интегрировать в информационную систему предприятия приложения, созданные другими производителями. Основные функции корпоративных порталов были названы аналитиками Delphi Group в 1999 году [120]. В их состав входят следующие.

Современные корпоративные порталы могут обслуживать тысячи пользователей одновременно. К основным компаниям - производителям программных комплексов для создания корпоративных порталов относятся SAP (продукт SAP Portals), Oracle (продукт Oracle 9i Application Server Portal), IBM (продукт WebSphere Portal Server), Microsoft (продукт Share Point Portal Server).