logo
ИТ в экономике

5.1.3. Internet - магазины

Исторически Internet - магазины явились одним из первых средств электронной коммерции. Используемые в них технологии относятся категории электронного бизнеса В2С (см. п. 5.3). По степени автоматизации процессов, связанных с реализацией покупки,электронные магазины можно разделить на несколько категорий [113].

Для реализации электронной торговли предприятию совсем необязательно приобретать собственный аппаратно-программный комплекс. В настоящее время возможна аренда электронного магазина. Существует большое количество компаний, которые за небольшую месячную плату ($20 или $50) предоставляют серверы и дисковое пространство, программное обеспечение для создания магазина, связь электронного магазина с платежными Internet - системами. Например, компания "Элвис-Телеком" - http://www.telekom.ru/service/eshop.html реализует такую возможность на основе пакета OSG WebShop.

Важнейшим направлением развития современных маркетинговых технологий является персонализация работы с клиентами [115, 116]. На каких технологиях она может быть основана? Когда вы обращаетесь к сайту электронного магазина, его сервер передает на ваш браузер файл специального вида (cookie), который содержит текстовую информацию. Эти файлы записываются на жесткий диск вашего компьютера. Они являются вашими уникальными идентификаторами для передавшего их сервера и содержат некоторые ваши персональные данные. Файл передается тому же серверу при повторном обращении к нему. Именно эта процедура позволяет идентифицировать пользователя. Многие сайты магазинов позволяют реализовывать индивидуальные настройки пользователя. Они запоминаются и сопоставляются с вашим идентификатором. В результате, при повторном обращении, страницы сайта отображаются так, как вы их ранее настроили. На базе этой технологии также могут быть построены персонализированные страницы. Например, может быть выполнен анализ вашей работы с онлайновым каталогом, на основании которого построен "профиль" посетителя (чем интересуется, сколько тратит, какие характеристики товара важны и так далее). В соответствии с этой информацией, вы будете отнесены к определенной группе (помните классификацию в Системах интеллектуального анализа данных?). При последующем вашем обращении к этому сайту, он будет отображаться в соответствии с предпочтениями этой группы (например, там будут выставлены специальные предложения по товарам, которыми интересуется данная группа). Отметим, что с помощью настройки браузера, можно запретить записывать файлы cookie на ваш жесткий диск.

Другой способ персонализации работы с клиентом предполагает использование смарт - технологий. Смарт - карта позволяет выполнить идентификацию и аутентификацию ее владельца, оплатить покупку в электронном магазине и хранить "профиль" покупателя. Для построения этого профиля у потенциального покупателя на компьютере устанавливается программа, которая отслеживает, какие магазины он посещает и какие покупки делает. Собираемая этой программой информация и записывается на смарт - карте. Электронные торговые предприятия могут покупать эту информацию у клиентов, чтобы создавать для них "личные" торговые точки.

В электронной коммерции существует понятие Lead Generation (генерация "наводок"). Такие "наводки" позволяют продавцам быстрее находить своих покупателей. В настоящее время появились коммерческие фирмы, которые реализуют технологию так называемой "мгновенной персонализации". Они формируют большие базы данных, собирая информацию из множества источников о множестве пользователей. Источниками информации могут быть бесплатные службы электронной почты, сети баннерной рекламы, результаты опросов, реализуемых на сайтах компании, оплачиваемый просмотр рекламы, описанный в п. 5.1.2 и так далее. На основании этой информации формируется "профиль" покупателя и он относится к определенному классу. Такая информация может быть затем продана торговым организациям для реализации "персонифицированного" маркетинга.