22. Понятие пользовательского интерфейса. Основные принципы разработки пользовательского интерфейса.
Пользовательский интерфейс – это «совокупность информационной модели проблемной области, средств и способов взаимодействия пользователя с информационной моделью, а также компонентов, обеспечивающих формирование информационной модели в процессе работы».
Под информационной моделью понимается условное представление проблемной области, формируемое с помощью компьютерных (визуальных и звуковых) объектов, которые отражают состав и способы взаимодействия реальных компонентов проблемной области.
Семь общих принципов разработки GUI (Graphical user interface):
1). Естественность интерфейса. Интерфейс не должен вынуждать пользователя существенно менять привычные для него способы решения задачи.
2). Согласованность интерфейса. Позволяет пользователю переносить имеющиеся у него знания на решение новых задач – преемственность полученных навыков делает интерфейс узнаваемым и предсказуемым.
3). Дружественность интерфейса. Следование парадигме: объект/действие. На каждом этапе разрешает только определенный набор действий и предупреждает о возможных последствиях.
4). Принцип «обратной связи». Каждое действие пользователя должно получать визуальное ил звуковое подтверждение.
5). Простота интерфейса. Обеспечение легкости его изучения и использования и в то же время реализация доступа к широким функциональным возможностям (пути достижения компромисса – представление информации, минимально необходимой для выполнения очередного шага задания, размещение элементов на экране с учетом их смыслового значения и логической взаимосвязи). В первую очередь в приложении не должно быть специальных терминов, принятых в среде программистов (так называемый программистский сленг). Терминология должна соответствовать предметной области, для которой создается приложение.
6). Гибкость интерфейса. Способность учитывать уровень подготовки и производительность труда пользователя.
7). Эстетическая привлекательность. Разрабатываемые элементы графического интерфейса должны быть оформлены грамотно с эстетической точки зрения
Принципы разработки графического интерфейса
Концепции графического интерфейса предполагают, что объекты приложений на рабочем столе могут быть визуально представлены в виде окон или пиктограмм, а управление работой приложения и содержимым или формой представления отображаемой информации осуществляется посредством элементов управления.
Обычно интерфейс приложения ориентирован на обработку некоторого центрального объекта, называемого документом. Так, например, для текстового редактора документом является текстовый файл, для графического редактора – файл, хранящий изображение и т.п. В общем случае документ не является однородным (например, текстовый документ формата DOC может содержать различные OLE-объекты – таблицы, диаграммы, формулы) и не обязательно состоит из одного файла.
По количеству одновременно обрабатываемых документов приложения делятся на однодокументные (SDI) и многодокументные (MDI).
Однодокументное приложение в текущий момент времени может работать только с одним центральным объектом – документом. Однако в обработке документа может участвовать несколько окон: помимо главного окна приложения могут открываться вспомогательные, при этом каждое окно однодокументного приложения является самостоятельным и визуально отделено от других. Примером такого приложения служит среда Delphi, описанная в главе 4 настоящего пособия.
Многодокументное приложение допускает одновременное открытие для обработки нескольких документов. В этом случае одно (главное) окно управляет обработкой различных документов в дочерних окнах, размещаемых в пределах главного окна. Примерами таких приложений служат текстовый процессор Microsoft Word и табличный процессор Excel.
- 1. Определение понятий «программа», «программное средство», «программный продукт». Виды и краткое содержание программных документов (по еспд).
- 2. Связь программных документов с этапами жизненного цикла по.
- 3. Жизненный цикл программных средств. Базовые этапы моделей жц: назначение и характеристика.
- 4. Стратегии конструирования программных средств с точки зрения моделей жц. Характеристика стратегий, достоинства и недостатки.
- 6. Назначение, архитектура, классификация case-средств.
- 7. Определение и содержание процесса тестирования. Информационные потоки процесса тестирования.
- 8. Основные стратегии тестирования, их характеристики, достоинства и недостатки. Основные типы ошибок, выявляемых каждой из стратегий.
- 9. Потоковый граф и цикломатическая сложность программы. Примеры.
- 10. Способ тестирования базового пути.
- 11. Способ тестирования условий.
- 12. Способ тестирования потоков данных.
- 13. Функциональное тестирование. Способ разбиения по эквивалентности и анализа граничных значений.
- 14. Способ диаграмм причин-следствий.
- 15. Основные характеристики качества и надежности программных средств.
- 16. Понятия функциональной пригодности, корректности и надежности программных средств.
- 17. Функция надежности и функция отказа: определение, основные свойства.
- 18. Дискретные модели надежности по. Модель Муса.
- 19. Дискретные модели надежности по. Модель Шумана.
- 20. Статические модели надежности по (простая интуитивная модель, модель Нельсона, модель Миллса).
- 21. Эмпирические модели надежности по. Определение оптимальной продолжительности тестирования.
- 22. Понятие пользовательского интерфейса. Основные принципы разработки пользовательского интерфейса.
- 23. Оконные интерфейсы. Типы окон. Основные операции с окнами.
- 24. Типы диалога пользовательского интерфейса.
- 25. Типы элементов управления оконных интерфейсов.
- 26. Назначение элемента управления «меню». Стандартные разновидности меню.
- 27. Назначение элемента управления «кнопка». Стандартные разновидности кнопок.
- 28. Назначение элемента управления «список». Стандартные разновидности списков.
- 29. Назначение элемента управления «текстовая область». Стандартные разновидности текстовых областей.
- 30. Правовые методы защиты программных продуктов и баз данных.
- 31. Понятие компонента. Функциональные группы компонентов.
- 32. Открытый интерфейс доступа к базам данных (odbc).
- 33. Архитектуры сервера баз данных совместной обработки клиентских запросов.
- 34. Доступ к базам данных в двухзвенных моделях «клиент-сервер».
- 35. Основные требования к распределенной обработке данных.
- 36. Функции «типового» приложения обработки данных.
- 37. Базовые архитектуры распределенной обработки данных.
- Архитектура сервера баз данных
- Архитектура «один к одному»
- Многопотоковая односерверная архитектура
- 38. Источник данных. Архитектура приложения, работающего с внешними источниками данных.
- 39. Последовательность действий для обеспечения работы с объектом источника данных.
- 40. Форматы представления слабоструктурированных данных. Основные понятия стандарта iso 2709.
- 41. Форматы представления слабоструктурированных данных. Основные понятия коммуникативного формата мекоф.
- 42. Языки определения слабоструктурированных данных. Основные понятия xml.
- 43. Инфраструктура описания ресурсов (rdf).
- 44. Структура процессов в абстрактной аипс.
- 45. Фактографические и документальные бд.
- 46. Классификации. Типология классификаций на основе отношений, возможных между классами и атрибутами.
- 47. Библиотечно-библиографические классификации.
- 48. Патентные классификации.
- 49. Классификации наук.
- 50. Онтология как средство формализованного представления информации.
- 51. Методы выделения информативных терминов.
- 52. Методы классификации и кластеризации текстовой информации.