logo search
Сукало / К экзамену / Осмысление размытости

27. Делёз Жиль (1925-1995)

Французский философ. Делёз распределяет все понятия культуры между двумя полюсами: шизофренией и паранойей, которые образуют два противостоящих способа мышления, причём первый рассматривается как однозначно позитивный, а второй, соответственно, воплощает в себя все негативные черты культуры.

Подобная трактовка шизофрении воплощает в себя идеалы революционной борьбы левоанархических течений 1960-70-х годов. Понятие "машины желаний" и производства противопоставляются теории субъекта и презентации как вос­производства. По Делёзу, в современной культуре свободные потоки единич­ности, производимые "машинами желания", постоянно оказываются структу­рированными и ограниченными, территориализированными в рамках поля субъекта. Задачей шизоанализа является детерроризация потоков симуклярности и освобождение из-под власти государственного мышления и метафизики субъек­та.

Государственная философия основана на понятиях паранойи, идентичности, сходства, истины, справедливости, отрицания, которые позволяют иерархически структурировать внутренние области репрезентативного мышления - субъект, понятие, объект. Задача подобного мышления – установить сходство, симметрию между этими тремя областями и чётко разграничить их с помощью негативации от всего, что привносит инаковость и различие. Репрезентативной модели госу­дар­ственной философии Делёз противопоставляет номадическое мышление, которое основано на шизофрении, – различии, а не на идентичности и существует во внешности, противостоящей внутренности этих трёх структурированных областей.

Номадическое мышление стремится сохранить различие, разнородность понятий там, где государственное мышление выстраивает иерархию и сводит всё к единому центру субъекту. Понятие, освобождённое от структуры репре­зен­тации, представляет собой точку воздействия различных сил, которые противопо­ставляются Делёзом власти. Последняя является продуктом репрезентации и направлена на создание иерархии, в то время как свободная игра сил разрушает любой централизованный порядок.

Сила философствующего мыслителя, по мнению Делёза, в сопротивлении власти во всех её ипостасях и проявлениях, власти как таковой. «Отношение сил можно дополнить отношением к себе, позволяющим нам сопротивляться, уклоняться поворачивать жизнь и смерть против власти».

Основной задачей шизоанализа является освобождение потоков желаний из-под власти параноидального структурирования. Революционные тенденции шизо­френии Делёз усматривает прежде всего в искусстве, которое осуществляется силами больных, разрушающих устоявшиеся структуры. «Имя философа – всего лишь псевдоним его персонажей. Я есть не я, но способность мысли видеть себя и развивать через план, что проходит сквозь меня во многих местах».