2.14Лидеры рынка приобретают erp
Осложнения и затраты, связанные с внедрением ERP-систем, объясняют, почему большинство компаний склонны оттягивать внедрение комплексной информационной системы (и роковым образом связанный с этим внедрением реинжиниринг). Это в полной мере относится и к предприятиям торговли.
Оптовики первыми среди российских торговых предприятий ощутили потребность в системах класса ERP. Одним из первых в России, в 1995 году, к внедрению SAP R/3 приступило ОАО «Фармимэкс» (бывшее Главное Аптечное управление СССР), занимающееся оптовой торговлей лекарственными препаратами. Основная причина для старта весьма дорогостоящего проекта — «невозможность принятия своевременных управленческих решений вследствие ошибочной информации в отчетах, расхождений в учете и отчетности, задержек при вводе и получении информации».
Результаты опроса, проведенного среди комплексов розничной торговли продуктами питания аналитическим отделом РБК |
|
|
|
Источник: Департамент консалтинга РБК, 2002 г. |
Стоит подчеркнуть, что почти все упомянутые компании ранее использовали информационные системы более низкого класса, однако на момент начала проектов эти системы стали для них просто-напросто малы. Вслед за «первыми ласточками» проекты по внедрению этих систем запустили еще несколько предприятий, столкнувшихся с теми же трудностями: необходимостью получения актуальной отчетности, задержками в оформлении заказов, простоями из-за скверного планирования, вызванного отсутствием необходимой информации, и невозможностью решения всех этих проблем с помощью имеющихся программ. Но получение конкурентных преимуществ, похоже, не вошло в список первоочередных задач.
В то же время рентабельность российских торговых предприятий достаточно высока, что дает им возможность развиваться в большей степени по экстенсивному пути, когда повышение производительности труда и снижение издержек не являются задачей № 1. Отчасти в силу этих причин и благодаря относительной стабильности экономической ситуации в Россию пришли Metro AG и Auchan. В магазинах, открываемых этими компаниями, КИС используется изначально, причем ее выбор, как правило, диктуется корпоративным стандартом.
Если верить распространяемой информации, то в ближайшем будущем за европейцами может последовать Wal-Mart. Между тем, его легендарный основатель Сэм Уолтон всю жизнь экономил на всем, кроме IT, и наследники придерживаются той же стратегии. Поэтому можно считать удачей, что почти все отечественные компании, лидирующие на рынке розничной торговли, либо уже запустили проекты внедрения ERP, либо имеют такие проекты в планах на ближайшее будущее.
Таким образом, из всех возможностей, предоставляемых ERP, наиболее привлекательной для лидеров российского рынка торговли была и остается возможность быстро принимать управленческие решения. С одной стороны, схема бизнес-процессов уже не помещается в голове даже самого блестящего топ-менеджера, управляющего самой талантливой командой. С другой — в сутках только 24 часа. По большому счету, именно эти факторы заставляют руководство мириться и с огромными затратами, и с беспорядком, который вносит реинжиниринг, и с необходимостью терпеть у себя в компании чересчур настойчивых и дотошных консультантов.
Впрочем, аналитики называют еще одну вескую причину приобретения ERP-системы: для привлечения инвесторов, особенно иностранных, компании приходится внедрять КИС, — инвесторам нужен «прозрачный» бизнес. Но проекты, начатые только в силу последней причины, гораздо чаще заканчиваются провалом — просто потому, что руководство заинтересовано не в успехе, а в самом факте наличия проекта.
Некоторые внедрения КИС в российской торговле (в т.ч. незавершенные) Таблица 2.
Система | Внедрения |
SAP R/3 | «Копейка», «Атлант-М» (Белоруссия), «Фармимэкс», «Эльдорадо» |
Axapta | DIXIS, OSKO, TTS Tooltechnic Systems, «Алтайагропромснаб», «Гипермаркет О»Кей«, «ДелтаСпорт», «И.Т.И.», «Комек», «Мир Детства», «Старик Хоттабыч», «Счастливый кроха», ТД «Перекресток», ТОПСЕРВИС, «Торговая площадь», «Техносила» |
Navision | Willett, «Европродукт», «МРКС-Холдинг», «Пальмира», «Предприятие ОСТЕК», ТД «Библио-Глобус», ТД «Русьимпорт» |
J.D. Edwards | ТД «ГУМ», «Рамзай» |
Scala | ТД «Электроизделия» |
«Галактика» | ЗАО «Интеруорлд Продактс», АО «Меридиан» |
«Парус» | ТД «Калинка-Стокманн» |
Список внедрений далеко не полон, так как не все компании афишируют начало подобных проектов, в особенности те, что внедряют системы своими силами.
Источник: Департамент консалтинга РБК, 2002 г.
2.15ERP II
По сути концепция ERP II включила все основные сегодняшние тенденции на рынке ERP и бизнес-приложений. Однако детализация тенденций дает дополнительную информацию к размышлению.
Тенденция № 1: противостояние расширенных ERP-систем и узкоспециализированных приложений
Следствием расширения концепции ERP и выхода поставщиков традиционных ERP-систем на новые рынки явилось вспыхнувшее напряженное противостояние между компаниями, которые разрабатывают интегрированные решения, придающие новые возможности ERP (например, SAP), и компаниями, разрабатывающими узкоспециализированные бизнес-приложения и интегрирующие их с любыми корпоративными системами (Siebel и i2).
О накале борьбы ярко свидетельствует словесная перепалка между представителями компаний. Билл Вохл, директор SAP по связям с общественностью, заявляет, что линии продукции SAP вполне к конкурентоспособны и что компания готова побороться за большую долю в области ERP II: "Мы можем авторитетно заявить, что наши внутренние и внешние решения беспрепятственно интегрируются: Нельзя сказать, что у нас нет серьезных конкурентов. i2 и Siebel все еще являются лидерами каждая в своей области, однако нам все же легко дался переход".
Подобным заявлением SAP насыпала соли на раны Энди Золдана, вице-президента по интернет-приложениям компании Siebel. Прежде чем перейти в Siebel, Золдан был вице-президентом компании SAP по продуктам New Dimension, в число которых входили CRM- и SCM-продукты SAP. "SAP работала над этим пять лет. Пять лет они продолжали утверждать, что CRM-приложения будут готовы через два месяца: ERP есть ERP. Я не хочу показаться банальным. В доме должен быть водопровод и канализация. Но это не то же самое, что окна и двери". В Siebel не согласны с тем, что SAP имеет экспертные знания в области узкоспециализированных приложений, которые могут представлять интерес для Siebel. "Siebel занимается CRM уже семь лет, имеет 2 тыс. клиентов и 8 тыс. сотрудников", -- мотивирует Золдан. Кроме того, по его мнению, модель данных ERP содержит мало полезной информации об отношениях с клиентами, помимо "имени, номера счета и адреса, в общем, той информации, которая нужна лишь для того, чтобы послать клиенту счет". Может ли SAP получить экспертные знания в области CRM? "Несомненно, -- отвечает Золдан. -- Проблема лишь в том, что их тормозит якорь под названием R/3; если пытаешься сделать это с R/3, то ничего не получится. Я бы сказал то же самое об Oracle и PeopleSoft".
"ERP-компании хотят пересмотреть свою стратегию таким образом, чтобы строить ее вокруг проектов, на которые стоить тратить деньги, -- говорит Золдан. -- Теперь Oracle утверждает, что она имеет наилучшие CRM-решения, PeopleSoft купила Vantive, так почему же ERP-компании получают так мало доходов от CRM?.. Если отладка внутреннего взаимодействия изживет себя и наиболее важной проблемой станет эффективное взаимодействие с клиентами, то все забросят свои проекты и кинут силы сюда. Это и происходит". На это Граф возражает, что отладка внутреннего взаимодействия всегда будет оставаться важным фактором: "Необходимо сначала навести порядок у себя дома, а потом уже начинать бизнес с внешними организациями".
Тенденция № 2: проблема интеграции
С противостоянием расширенных ERP-систем и узкоспециализированных приложений тесно связана и вторая тенденция. С точки зрения Gartner, краеугольным камнем для ERP II является открытая архитектура компонентов. Это означает, что монолитные системы прошлого должны будут измениться. "ERP II будет состоять из большего числа компонентов, -- полагает Зримсек из Gartner. -- Вместо того чтобы каждые два года проводить глобальное обновление, со временем вы сможете обновлять компоненты по мере необходимости".
Однако традиционные ERP-поставщики переиначивают эту идею на свой лад. Они утверждают, что приобретение разных компонентов у одного поставщика упрощает процесс интеграции и снижает расходы. "Отладка взаимодействия систем Siebel с внутренней структурой SAP и с решениями для управления кадрами PeopleSoft -- вот настоящая проблема, требующая вложения времени и денег", -- считает Вохл из SAP.
Это заявление задело за живое доктора Паллаба Чаттерджи, исполнительного вице-президента i2. "Сегодня в индустрии курсирует множество ложной информации относительно того, что такое интеграция в сегодняшней среде: Мы все используем одну и ту же шину для сообщений. Существуют библиотеки, которыми пользуются все компании: Siebel, Oracle, i2, J.D. Edwards. Они недороги, поскольку выпускаются серийно, они очень надежны, имеют большую производительность, в общем, никаких проблем. Кроме того, --говорит Чаттерджи, -- SAP втайне очень быстро проводит работу по расчленению своей централизованной архитектуры на кучу синхронизированных компонентов". Граф из SAP парирует, что план по выделению компонентов не является секретным, более того, он был объявлен в 1996 году в SAP Business Framework. Теперь "вы получаете набор заранее интегрированных компонентов, которые имеют все публично доступные и описанные интерфейсы, таким образом, вы можете интегрировать в них решения других компаний. i2 проводит аналогичную работу и уже начала интегрировать свои решения в R/3".
Не так важно, что в этой словесной дуэли правда, а что маркетинг, важна сама идея открытой архитектуры компонентов в корпоративных приложениях. Если все движется к компонентной форме и интеграция не составляет проблем, то почему не использовать лучшие узкоспециализированные приложения от разных поставщиков? "Если мне приводят аргумент "покупайте SAP, поскольку интеграция имеет большое значение", то я куплю, -- говорит Золдан. -- Даже если это не первоклассное приложение, интеграция выглядит заманчиво. Но когда есть подозрение, что это слабосвязанные решения, то почему не выбрать лучшие продукты от независимых поставщиков?"
Тенденция № 3: веб-интерфейсы
Сейчас ERP-поставщики работают над созданием интерфейса к своим системам на основе веб-технологий. Рик Бергквист, технологический директор PeopleSoft, считает, что раньше ERP-функциональность была доступна лишь 5--10% сотрудников компаний, а на сегодня этого явно недостаточно. Схемы на основе браузера упрощают доступ к специфическим функциям для соответствующих сотрудников; при этом не требуется устанавливать крупные дорогие приложения на каждом рабочем столе. "Им нужен доступ к тем функциям, которые имеют к ним отношение, -- говорит Бергквист. -- Если я сотрудник, то мне важно иметь возможность изменять список своих важнейших контактных лиц или проверять состояние своей зарплаты -- это моя информация, я хочу ее получать. Если я менеджер, мне нужно иметь возможность просматривать информацию по своим сотрудникам, я не хочу каждый раз обращаться к HR-менеджеру".
За сокращение времени внедрения ERP-решений развернулась нешуточная борьба между двумя сегодняшними лидерами на рынке ERP: SAP и Oracle. |
Тенденция № 4: новая цель - средний рынок
Тем не менее, несмотря на все вышеназванные тенденции, пока что рано звонить в погребальные колокола по ERP-системам в традиционном смысле, считает аналитик Forrester Research Дженнифер Чоу. Хотя почти каждая компания из списка Fortune 1000 уже имеет относительно новую ERP-систему в рабочем состоянии, "все еще существует спрос, а следовательно, и возможности для роста, особенно на среднем рынке". Рынком будущего для ERP-индустрии, по мнению Чоу станут средние компании с годовой выручкой от $100 млн. до $1 млрд.
Ирония судьбы состоит в том, что термин появился примерно в то же время, когда бывшие ERP-поставщики начали открещиваться от термина ERP. |
Некоторая часть аналитиков считает, что даже малые производственные предприятия с числом сотрудников менее 100 реально нуждаются в финансовых модулях ERP и, что, вероятно, еще важнее, в приведении качества своих бизнес-процессов в соответствие с ERP-эффективностью более крупных партнеров и конкурентов. Hurwitz Group также разделяет эту точку зрения. Hurwitz Group считает, что в 2002 году в области ERP-систем для средних предприятий произойдет взрыв -- компании начнут принимать новые предложения, разработанные для них, и этот взрыв будет сопровождаться непрерывным эволюционированием комплексных приложений. Собственно, неявно это движение началось еще несколько лет назад и привело к появлению приложений класса ERP, ориентированных на средний рынок, таких, как Symix SyteLine, Axapta и Navision Attain.
Тенденция № 5: борьба со временем и сложностью
Как мы уже писали выше, одна из основных претензий к традиционным ERP-системам -- чрезмерная сложность и длительность проектов. Компаниям, которые не вписываются в изначальный ERP-шаблон, нередко необходимо проделать большой объем работы для того, чтобы извлечь преимущества из программного обеспечения, на закупку и установку которого они потратили миллионы долларов. В последнее время именно этот момент и стал одним из главных при выборе ERP-системы. Не последнюю роль здесь сыграла и новая ориентация ERP-поставщиков на средний рынок. Поставщики и системные интеграторы вынуждены принимать более сжатые методологии, отвечающие потребностям и бюджетам клиентов. Аналитики Hurwitz Group даже считают, что в 2002 году короткое время реализации проектов уже перестанет быть главным моментом, отличающим ERP-поставщищков, а станет само собой разумеющимся.
Неудивительно, что именно по этому пункту развернулась нешуточная борьба между двумя сегодняшними лидерами на рынке ERP: SAP и Oracle. Главным задирой выступила Oracle. С начала 2001 года Ларри Эллисоном озвучен новый маркетинговый девиз: "Война со сложностью". Поставленной цели -- кардинального снижения сроков внедрения -- Oracle планирует добиться с помощью методики, получившей название Fast Forward. В основе Oracle Fast Forward лежит идея максимального приближения ERP-систем к коробочному ПО и отказа от двух наиболее трудоемких этапов -- обследования предприятия перед внедрением и настройки ERP-систем на бизнес-процессы заказчика. Воспользовавшись Fast Forward, заказчик получает практически готовое ПО с некоторыми стандартизованными бизнес-моделями и жесткой спецификацией, по которой он сам встраивает это ПО в свои бизнес-процессы (по сути это усеченная версия стандартной методики внедрения AIM, применяемой Oracle). При этом в Oracle согласны, что стандартизованные бизнес-модели не всегда хорошо соответствуют всем бизнес-процессам заказчика, часть из них ему придется менять, но даже в этом случае может быть охвачено не более 80% бизнес-процессов. Зато такие системы гораздо быстрее внедряются и больше подходят для среднего рынка. По заявлениям самой Oracle, основная ниша применения методики Fast Forward -- предприятия среднего и малого бизнеса с годовым оборотом не менее $100 млн.
"Две вещи имеют особенно важное значение для ERP II - открытая архитектура и функциональность для отдельных вертикалей". |
Несколько советов
Все это позволяет дать несколько советов.
1. Самый простой и очевидный из них -- максимально используйте веб-интерфейсы, это ускоряет внедрение и удешевляет систему.
Партнерства и приобретения на рынке компаний, разрабатывающих бизнес-приложения, в сочетании с продолжающимися неудачами компаний, занимающих некоторые ниши рынка, приведут к уменьшению числа конкурентов и снижению цен. |
3. В вопросе выбора между расширенными ERP-системами и интеграцией узкоспециализированных приложений советуем обратить внимание на степень открытости предлагаемого решения и партнерские отношения компании-производителя. Развитие партнерских отношений и союзов между компаниями, предлагающих друг другу специфические наборы для дополнения имеющихся ERP-систем является насущной необходимостью. Многим компаниям придется пересмотреть свои партнерские отношения для того, чтобы найти пути для их углубления. Интеграторы и ERP-поставщики скорее всего будут придерживаться мягких партнерских отношений, которые позволят им совместно использовать различные технологии и подходы. Повысится темп приобретения компаний, и во многих случаях стратегии приобретения подменят собой стратегии партнерства. В сочетании с продолжающимися неудачами компаний, занимающих некоторые ниши рынка, это вызовет уменьшение числа конкурентов и приведет к снижению цен, поскольку они должны будут вписываться в более тощие бюджеты участников среднего рынка. Таблица 3.
| ERP | ERP II |
Цель | Оптимизация предприятия | Использование Value chain и e-commerce |
Домен | Производство и дистрибуция | Все индустриальные секторы |
Функции | Производство, продажи, дистрибуция и финансовые процессы | Межпроизводственные, индустриальные и для специфических процессов |
Процессы | Внутренние, скрытые | Внешне связанные |
Архитектура | Закрытые монолитные, без использования Web | Открытые, компонентные, web-ориентированные |
Данные | Генерируются и используются внутри системы | Внешние и внутренние |
Источник: Gartner
Технологические особенности ERP II характеризуются, в частности, интернет-ориентированной архитектурой, делающей управленческую информацию доступной для информационных систем клиентов и партнеров. Таким образом, традиционная клиент-серверная архитектура начинает уступать место web-клиентам и распределенным компонентным технологиям.
- Часть 2. Учебное пособие
- Содержание
- 1.1Введение
- 1.2С чего все начиналось. Mrp I
- 1.3Переход к планированию ресурсов
- 1.4Динамическое планирование с учетом результатов
- 1.5Планирование ресурсов предприятия
- 1.6Характеристика модулей mrp II
- 1.7Контрольные вопросы.
- 2.1Краткая предыстория
- 2.2Термин erp.
- 2.3Состав erp-систем
- 2.4От производства к торговле
- 2.5Что такое sap?
- 2.6Негативные стороны внедрения erp-систем
- 2.7Позитивные стороны
- 2.9Альтернативы
- 2.10Способы внедрения erp
- 2.11Методика выбора средства
- 2.11.1Внедрение erp-систем (эталонный процесс)
- 2.11.2Типичные проблемы при внедрении erp-систем
- 2.11.3Сравнение затрат на этапы цепочки выбора и возможных потерь
- 2.12Ценность erp
- 2.13Эффект от внедрения erp-систем
- 2.14Лидеры рынка приобретают erp
- 2.16Сравнение отечественных и западных систем управления предприятием
- 2.17Ссылки по теме
- 2.18Аббревиатуры.
- 2.19Контрольные вопросы
- 6.Сравнение отечественных и западных систем управления предприятием.
- 3.1Исторические корни
- 3.2Crм - управление отношениями с клиентами
- 3.3Пирамида ценностей в эпоху crm
- 3.4Цели, процессы, структура
- 3.5Классификация crm-систем
- 3.6Обзор crm-решений в России
- 3.7Crm: проблемы и перспективы
- 3.8Ссылки по теме
- 3.9Контрольные вопросы.
- 5.Crm: проблемы и перспективы.
- 4.Литература