1. Понятие информационной культуры
Термин «информационная культура» в отечественных публикациях впервые появился в 70-х годах XX века; инициаторами развития и популяризации соответствующей концепции стали работники библиотек. Одними из первых работ, в которых использовался этот термин, были статьи библиографов К.М. Войханской и Б.А. Смирновой «Библиотекари и читатели об информационной культуре» («Библиотека и информация», 1974 г.) и Э.Л. Шапиро «О путях уменьшения неопределенности информационных запросов» (журнал «Научно-технические библиотеки СССР», 1975 г.).[1]
Появившись в сфере библиотечного и книжного дела, концепция информационной культуры по мере своего развития вбирала в себя знания из целого ряда наук: теории информации, кибернетики, информатики, семиотики, документалистики, философии, логики, культурологии, лингвистики и др.
В настоящее время информационную культуру все чаще трактуют как особый феномен информационного общества. В зависимости от объекта рассмотрения стали выделять информационную культуру общества, информационную культуру отдельных категорий потребителей информации (например, детей или юристов) и информационную культуру личности.
Понятие "информационная культура" характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает; и сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках. В противном случае он не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности, к изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение числа работающих в сфере информационной деятельности и услуг.
В настоящее время существует множество определений информационной культуры. Рассмотрим некоторые из них.
В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.[2]
В узком смысле – оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.
Один из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюк под информационной культурой понимает информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений.[3]
Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.
Специалисты выделяют следующие критерии информационной культуры человека:
· умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
· эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;
· перерабатывать информацию и создавать качественно новую;
· вести индивидуальные информационно-поисковые системы;
· адекватно отбирать и оценивать информацию;
· способность к информационному общению и компьютерную грамотность.[4]
Всё выше перечисленное должно базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями.
При этом информационная культура личности реализуется по уровням:
1. когнитивный уровень – знания и умения;
2. эмоционально-ценностный – установки, оценки, отношения;
3. поведенческий – реальное и потенциальное поведение.
- Вопросы к экзамену
- 1. Понятие информационной культуры
- 2. История информационной культуры
- 3. Информационная культура и информационная грамотность
- Роль библиотеки в информационном обществе.
- 1. Разбиблиотечивание — пропуск в информационное общество
- 2. Тенденция разбиблиотечивания российского общества
- 3. Некоторые особенности информационного общества
- 4. Магия книги и магия Интернета
- 5. Обиблиотечивание информационного общества
- Система библиотек в России.
- Значение библиотеки вуза в учебной и научной деятельности студентов.
- Определение понятия «документ». Роль документов в жизни общества. Классификация документов.
- Знаки и знаковые системы как средства передачи информации. Знаковый метод фиксирования информации
- 1.3.4 Способы и средства записи информации
- Понятие о первичных и вторичных документах.
- Первичный документальный поток как составная часть информационных ресурсов общества. Первичный документальный поток как составная часть информационных ресурсов общества
- Тема 1.3. Вторичный документальный поток как часть информационных ресурсов общества
- Основные типы литературы. Характеристика учебных и справочных изданий, их специфика.
- [Править] Основные виды литературы
- [Править] Художественная литература
- [Править] Научная и научно-популярная литература
- [Править] Справочная литература
- [Править] Учебная литература
- [Править] Техническая литература
- [Править] Литература и носители текста
- Принципы работы со справочным аппаратом изданий (указатель имен, географический указатель, предметный указатель и т.Д.).
- Алфавитный каталог
- Систематический каталог
- Автоматизированные информационно-библиотечные системы
- Основные принципы и особенности библиографического описания.
- Структура учебной работы и основные требования к её оформлению.
- Кафедра экономики "Предприятие и внешняя среда"
- Приложение 2 Кривая спроса [5, с.59] Приложение 3
- Интернет как информационная система. Поиск информации в интернете.
- Электронные образовательные платформы, их возможности.
- 2. Чем отличаются эор от учебников?