logo search
Разработка и стандартизация ПС и ИТ

30. Правовые методы защиты программных продуктов и баз данных.

Правовые методы защиты программ включают:

-патентную защиту;

-закон о производственных секретах;

-лицензионные соглашения и контракты;

-закон об авторском праве.

Различают две категории прав:

1. экономические права, дающие их обладателям право на получение экономических выгод от продажи или использования программных продуктов и баз данных;

2. моральные права, обеспечивающие защиту личности автора в его произведении.

Лицензия - договор на передачу одним лицом (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) права на использование имени, продукции, технологии или услуги. Лицензиар увеличивает свои доходы сбором лицензионных платежей, расширяет область распространения программного продукта или базы данных; лицензиат извлекает доходы за счет их применения.

В лицензионном соглашении оговариваются все условия эксплуатации программ, в том числе создание копий. На каждой копии программы должны быть те же отметки, что и на оригинале:

знак авторского права (обычно ©) и название разработчика, года выпуска программы, прочих ее атрибутов;

знак патентной защиты или производственного секрета;

торговые марки, соответствующие использованным в программе другим программным изделиям (обычно – ™ и название фирмы-разработчика программного продукта);

символ зарегистрированного права на распространение программного продукта (обычно ®).

Существует несколько типов лицензий на программные продукты.

Исключительная лицензия – продажа всех имущественных прав на программный продукт или базу данных, покупателю лицензии предоставляется исключительное право на их использование, а автор или владелец патента отказывается от самостоятельного их применения или предоставления другим лицам.

Простая лицензия – лицензиар предоставляет право лицензиату использовать программный продукт или базу данных, оставляя за собой право применять их и предоставлять на аналогичных условиях неограниченному числу лиц (лицензиат при этом не может сам выдавать сублицензии, может лишь продать копии приобретенного программного продукта или базы данных).

Этикеточная лицензия – лицензия на одну копию программного продукта или базы данных. Данный тип лицензии применяется при розничной продаже. Каждый официальный покупатель заключает лицензионное соглашение с продавцом на их использование, но при этом сохраняется авторское право разработчика.

Экономические отношения между лицензиаром и лицензиатом могут строиться различным образом. За право пользования программным продуктом или базой данных выплачивается единовременное вознаграждение (паушальный платеж), которое и является фактической ценой лицензии. Возможны и периодические отчисления лицензиару за право пользования в виде роялти – фиксированная ставка в определенные интервалы времени в течение действия лицензионного соглашения, как правило, процент от стоимости программных продуктов или баз данных.

Авторское право действует с момента создания программного продукта или базы данных в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Автор может:

-выпускать в свет;

-воспроизводить в любой форме, любыми способами;

-распространять;

-модифицировать;

-осуществлять любое иное использование программного продукта или базы данных.

Программные продукты и базы данных могут использоваться третьими лицами – пользователями на основании договора с правообладателем.