2.13Эффект от внедрения erp-систем
Обычно, когда говорят об эффекте от внедрения ERP-cистемы, подразумевают организационную и экономическую составляющие.
К организационным (или качественным) составляющим эффекта от внедрения можно отнести:
прозрачность учета и анализа на предприятии;
повышение управляемости и мобильности бизнеса в результате оптимизации бизнес-процессов и делегирования права принятия решений;
увеличение рыночной стоимости бизнеса за счет приобретения серьезной системы управления;
повышение инвестиционной привлекательности предприятия (вкладывать деньги в прозрачную структуру гораздо безопаснее, чем в черный ящик);
повышение вашего имиджа как прогрессивного руководителя.
Под экономическими выгодами от внедрения Oracle Applications подразумевается получение реальной экономической отдачи от использования всего пакета приложений или отдельных функциональных блоков. Например, Oracle анонсирует возможность статей экономии, приведенных в таблице (источник www.oracle.com/ru).
Возможно, некоторые показатели покажутся несколько преувеличенными. Из опыта можно привести пример увеличения оборачиваемости средств в расчетах за счет увеличения оборачиваемости дебиторской задолженности на 52% (одно из предприятий России, на котором внедрена Oracle Applications), оборачиваемости складских запасов на 48% (в таблице —65%). Таблица 1.
Показатель | В среднем по отраслям промышленности, % |
Уменьшение страховых запасов (уровня неснижаемых остатков на складах) | -40 |
Уменьшение складских площадей | -25 |
Увеличение оборачиваемости ТМЗ | +65 |
Увеличение поставок в срок | +80 |
Снижение производственного брака | -35 |
Снижение задержек с отгрузкой готовой продукции | -45 |
Улучшение послепродажного обслуживания | +60 |
Более точный учет затрат | +30 |
Снижение транспортно-заготовительных расходов | -60 |
Уменьшение сроков закрытия учетного периода | -500 (в 5 раз) |
Увеличение оборачиваемости средств в расчетах | +30 |
Уменьшение затрат на административно-управленческий аппарат | -30 |
Устранение ручной подготовки и сопровождения документов | +90 |
Анализ зарубежных материалов показывает, что соотношение стоимость/эффективность при внедрения MRP/ERP - систем может колебаться в пределах 2-0,25. При этом основной фактор, влияющий на это соотношение - качество организации процесса автоматизации предприятия.
На рис. 1 представлена диаграмма интеграции специализированных программных приложений, позволяющая примерно оценить применимость тех или иных классов приложений в зависимости от размера предприятия. Горизонтальная ось "Размер предприятия" может быть выражена в объемах продаж, рыночной стоимости или, скажем, количестве персонала. Она не содержит градаций, так как диаграмма призвана изобразить тенденцию роста, а не конкретные его показатели. Со столь же высокой степенью условности выделены следующие классы приложений (рис.6):
Рисунок 6.
АРМ (автоматизированные рабочие места) - автоматизированные рабочие места. В данном контексте могут представлять собой более-менее комплексную систему, состоящую или из отдельных "доморощенных" подсистем, или из какого-то стержневого приложения низшего по отношению к ERP класса, или даже из электронных таблиц Excel. Для малых предприятий, где все управление финансами осуществляется одним-двумя специалистами, один из которых главный бухгалтер, зачастую вполне достаточно скомбинировать приложение класса "1С" с электронными таблицами для покрытия практически всех управленческих задач. Процессы бюджетирования (или бюджетного планирования) на таких предприятиях обычно производятся генеральным директором в электронных таблицах.
ERP (enterprise resource planning) - информационная система управления ресурсами предприятия. В системах такого класса ведется операционный (управленческий) и бухгалтерский учет, осуществляются функции производственного планирования и планирования поставок. Среди наиболее известных западных систем подобного класса представленных в России можно назвать Axapta, Baan, J.D. Edwards, R/3.
BPM (Business Performance Management) - информационная система, предназначенная для автоматизации процессов управленческого планирования и контроля - тех самых "стыковых" задач. Ориентированное на решение задач финансового управления, такое приложение является, по сути, OLAP-системой с характеристиками ERP (возможность многопользовательского ввода информации, поддержка исполнения бизнес-процессов, потоков работ и регламентов). Наиболее известные западные системы подобного, представленные у нас, это Comshare MPC, e.Planning, Hyperion Pillar, Oracle Financial Analyzer.
OLAP - средство аналитической обработки данных в реальном режиме времени. В отличие от BPM, OLAP-приложения не "заточены" ни на какие конкретные задачи, хотя некоторые формы встроенной бизнес-логики (готовые аналитические отчеты, перечень бизнес-объектов и т.п.) в этих приложениях иногда присутствует. Для того чтобы охарактеризовать данный класс систем, а не в целях обзора рынка, можно так же привести несколько названий: BusinessObjects, Essbase, Oracle Express, SAS и многие другие.
Как видно из рисунка, главное в интеграционном процессе - трезвая оценка текущего размера предприятия и четко взвешенный баланс выбираемых для его автоматизации приложений. Немаловажно, чтобы каждое в отдельности приложение имело большой запас расширения - было бы данному предприятию, что называется, "на вырост". Описание подводных камней интеграции может легко привести к написанию отдельной статьи. Целью же представления нашей интеграционной диаграммы было - отвести каждому классу свою роль.
- Часть 2. Учебное пособие
- Содержание
- 1.1Введение
- 1.2С чего все начиналось. Mrp I
- 1.3Переход к планированию ресурсов
- 1.4Динамическое планирование с учетом результатов
- 1.5Планирование ресурсов предприятия
- 1.6Характеристика модулей mrp II
- 1.7Контрольные вопросы.
- 2.1Краткая предыстория
- 2.2Термин erp.
- 2.3Состав erp-систем
- 2.4От производства к торговле
- 2.5Что такое sap?
- 2.6Негативные стороны внедрения erp-систем
- 2.7Позитивные стороны
- 2.9Альтернативы
- 2.10Способы внедрения erp
- 2.11Методика выбора средства
- 2.11.1Внедрение erp-систем (эталонный процесс)
- 2.11.2Типичные проблемы при внедрении erp-систем
- 2.11.3Сравнение затрат на этапы цепочки выбора и возможных потерь
- 2.12Ценность erp
- 2.13Эффект от внедрения erp-систем
- 2.14Лидеры рынка приобретают erp
- 2.16Сравнение отечественных и западных систем управления предприятием
- 2.17Ссылки по теме
- 2.18Аббревиатуры.
- 2.19Контрольные вопросы
- 6.Сравнение отечественных и западных систем управления предприятием.
- 3.1Исторические корни
- 3.2Crм - управление отношениями с клиентами
- 3.3Пирамида ценностей в эпоху crm
- 3.4Цели, процессы, структура
- 3.5Классификация crm-систем
- 3.6Обзор crm-решений в России
- 3.7Crm: проблемы и перспективы
- 3.8Ссылки по теме
- 3.9Контрольные вопросы.
- 5.Crm: проблемы и перспективы.
- 4.Литература