logo search
Информационные технологии в экономике(ЛЕКЦИИ)

4.6. Автоматизированное рабочее место бухгалтера

Значительную роль в процессе управления играет бухгалтерский учет, где сосредоточено около 60% всей информации. От современного бухгалтера требуются навыки объективной оценки финансового состояния предприятия, владение методами финансового анализа, умение работать с ценными бумагами, проводить обоснование инвестиций и др.

Основой информационной подсистемы АРМ бухгалтера являются учетные задачи. Автоматизированные информационные технологии в учёте позволяют полностью регламентировать автоматизированное получение данных, необходимых для ведения оперативного, синтетического и аналитического учета, выработки и принятия решений по управлению предприятием, системного контроля за ходом производственного процесса, а также для составления форм бухгалтерской отчетности.

В комплекс задач, решаемых с помощью АРМ бухгалтера, включает в себя следующие задачи.

  1. Учёт труда и его оплаты.

  2. Учёт основных средств.

  3. Учёт материальных ценностей.

  4. Учёт работы автотранспорта предприятия.

  5. Учёт денежных средств.

  6. Учёт затрат и калькулирование себестоимости продукции и услуг предприятия.

  7. Обработка информации по сводному синтетическому и аналитическому учёту.

Учёт реализуется на основе типовых нормативных актов. При этом используются традиционные элементы метода бухгалтерского учёта (документация, инвентаризация, счета, двойная запись т .д.). Однако их реализация в условиях использования автоматизированных информационных технологий имеет некоторые особенности.

В частности, в первичных документах отражают только оперативные данные, а постоянная информация хранится в базе данных. Первичные документы составляются в основном с помощью компьютера. Формирование первичных документов и их первичная обработка производятся в местах выполнения хозяйственных операций, то есть в подразделениях и на складах.

Процедуры записи на счета бухгалтерского учёта, закрытия бухгалтерских счетов, заполнения Главной книги, составления баланса и других форм отчетности осуществляются программно. Выявление результатов инвентаризации и составление соответствующих ведомостей и других отчётных документов выполняет компьютер.

Следует запомнить

АРМ объединяет в себе обеспечивающие и функциональные ИТ, необходимые в его управленческой деятельности и выполняющие информационную поддержку принятых им решений.

Совокупность АРМ, объединенных единой технологией, представляет собой ЭИС. Основные понятия: Автоматизированное рабочее место, экспертная система, интегрированная ЭИС.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение АРМ.

2. Какой вариант классификации АРМ вы запомнили?

3. Каковы структура АРМ и его состав?

4. Какие три фазы принятия решения вы знаете ?

5. В каком виде может быть реализована в АРМ поддержка принятия решения?

6. От чего зависит выбор обеспечивающих и функциональных технологий для формирования АРМ?