logo search
итт все лекции

Тема 2.1. Цели, задачи, назначение и структура еаис фтс России

Цели и задачи изучения темы:

1.  Изучить таможенные информационные технологии.

2.  Усвоить классификацию автоматизированных информационных технологий.

3.  Рассмотреть цели, задачи, состав, назначение и структура ЕАИС.

4.  Изучить режимы обработки данных.

5.  Рассмотреть принципы проектирования и особенности функционирования ИС таможенных органов.

В результате выполнения лабораторной работы обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:

Уметь:

Индекс компетенции

Индекс образ. результата

Образовательный результат

ПК-2

У-1

Использовать основные программные средства для автоматизации управленческой деятельности, анализа и обработки данных

У -2

Использовать современные средства связи, организационной и вычислительной техники при работе с управленческими и иными документами, в том числе выбирать необходимое программное обеспечение или информационные технологии

Владеть:

Индекс компетенции

Индекс образ. результата

Образовательный результат

ПК-39

В-1

Навыками и приемами практического использования программного обеспечения автоматизированных рабочих мест и элементов сетевых технологий для организации сетевого  обмена информацией в таможенных органах.

ПК-41

В-1

Навыками коммуникативного поведения в организации.

В современных условиях применение экономико-математических методов на базе использования новейших средств вычислительной техники и связи создает новые возможности для дальнейшего совершенствования системы управления. Одним из направлений использования экономико-математических методов и средств вычислительной техники явилось создание автоматизированных систем управления (АСУ).

Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ФТС РФ представляет собой автоматизированную систему управления различными процессами, имеющими место в таможенной деятельности.

Основным назначением ЕАИС таможенной службы РФ является повышение эффективности работы органов таможенной службы. Для достижения этой цели с помощью ЕАИС необходимо решать следующие задачи:

1)      обеспечить подразделения Комитета и правительственных органов информацией, необходимой для  ведения таможенной статистики;

2)      совершенствовать систему организационно-экономического управления таможенными органами на всех уровнях управления;

3)      автоматизировать таможенное оформление документов на товары;

4)      повысить эффективность таможенного контроля за багажом следующих через границу пассажиров;

5)      обеспечить централизованное взимание и контроль начисления таможенных платежей;

6)      обеспечить информационную поддержку борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил;

7)      совершенствовать методы и средства нетарифного регулирования и контроль исполнения лицензий и квот;

8)      создать информационную технологию таможенно-банковского контроля внешнеэкономической деятельности  целью осуществления валютного контроля и др.

ЕАИС понимается как инструмент реализации основных информационных технологий таможенной службы. Развитие этой системы есть не что иное, как процесс поэтапной разработки и внедрения в отрасли новых информационных технологий, базирующихся на современном программно-техническом комплексе.

ЕАИС таможенной службы России за время своего развития превратилась в уникальный инструмент реализации основных таможенных информационных технологий на всех уровнях — от таможенного поста до центрального аппарата ФТС РФ.

Основанием для развития и модернизации ЕАИС явилась комплексная программа последовательного поэтапного процесса повышения роли таможенной политики России как экономического регулятора внешнеэкономической деятельности в 1993-995 гг., утвержденная ФТС РФ 13 мая 1993 г.

Концептуальная основа ЕАИС основывается на сложной многоуровневой структуре системы таможенных органов России (рис. 15) и учитывает сложную многоуровневую структуру системы таможенных органов России, множественность их функций и задач. При создании ЕАИС таможенной службы принимались во внимание информационные потребности ФТС РФ и его 19 основных структурных подразделений (I уровень управления), 5 специализированных и 12 территориальных региональных таможенных управлений (II уровень управления), 151 таможни, в том числе 5 базовых (III уровень управления), 645 приграничных и внутренних таможенных постов (IV уровень управления).

Данная отраслевая информационная система позволяет организовать электронную обработку различных по документообороту объектов.

Основной объем документооборота и исходной (первичной) информации в таможенных органах России составляют грузовые таможенные декларации (ГТД). Количество ГТД, ежемесячно поступающих в таможни страны, колеблется в пределах от 7-8 до 20-30 тыс.

Основываясь на имеющихся структурных уровнях управления отраслью, различают такие условные последовательные фазы развития системы как первая, вторая, третья и четвертая очередь ЕАИС.

Автоматизация таможенной отрасли осуществлялась сверху вниз. Прежде всего,  внедрение компьютерной техники и программного обеспечения первой очереди ЕАИС осуществлялось для решения проблем, возникающих в центральном аппарате таможенной службы.

Вторая очередь ЕАИС является логическим развитие предшествующего этапа и подразумевает внедрение новых программно-технических и технологических платформ, что означает использование современных средств вычислительной техники и телекоммуникаций, а также операционных систем Windows, Unix, сетевых операционных систем Windows, Novell, систем управления базами данных ORACLE и систем проектирования, входящих в комплект ORACLE CASE.

Одной из особенностей этого этапа развития системы является обеспечение преемственности и совместного сосуществование имеющихся и вновь разрабатываемых или модернизируемых прикладных и общесистемных программных средств.

Рис. 15. Схема уровней отраслевого управления

Достижение сформулированных выше целей создания и развития ЕАИС ФТС России основывается на базе следующих факторов:

             развития и совершенствования аппаратно-программной платформы ЕАИС на базе последних достижений в области компьютерной и телекоммуникационной техники и информационных технологий;

             внедрения электронных документов и использования частичной безбумажной технологии обработки таможенных документов;

             создания единого информационного пространства таможенных органов на основе использования электронной почты, обеспечивающей оперативное взаимодействие между таможенными органами, а также между таможенными органами и сторонними организациями;

             формализации и стандартизации таможенных процедур, технологий, нормативной базы и документов; разработки и внедрения объективных параметров таможенной оценки ситуации и селекции товаров;

             разделения процессов оформления и досмотра товаров;

             систем контроля и слежения за товарами при процедурах, требующих длительных сроков контроля по времени (временный ввоз, вывоз, реэкспорт, бартерные операции, ВТТ и др.);

             снижения уровня загрузки персонала рутинными операциями, переориентации работников таможенных органов на углубленный содержательный анализ различных аспектов внешнеэкономической деятельности, уменьшение трудоемкости работы с отчетно-учетной документацией;

             гарантии непрерывного обслуживания клиентов и повышения удобства контактов клиентов с таможенными органами.

Создание и внедрение ЕАИС таможенных органов является процессом взаимного проникновения и обогащения двух развивающихся структур: структуры системы управления таможенными органами России и информационно-технологической структуры, обеспечивающей реализацию новых информационных технологий управления. В связи с этим развитие системы должно быть подчинено целям и задачам совершенствования системы управления таможенными органами, вытекающими из общих задач формирования и развития эффективной системы государственного таможенного контроля России. Для этого она должна отвечать целому ряду требований.