logo search
ГОСы - ответы [2012]

2. Назначение, классификация математических моделей и методы их построения. Проверка адекватности математических моделей.

Задача проектирования на современном этапе заключается в разработке новго объекта забей на ошибки не только работаоспособного но и оптимального с точки зрения заданного критерия. Для решения данной задачи необходимо наличие

  1. Варьируемых переменных, т.е. таких, которые можно произвольно менять в некоторых пределах.

  2. Критерия, т.е. показателя, с использованием которого сравниваются различные варианты проектных решения, полученных при различных значениях варьируемых переменных

  3. Мат. модель, связывающая варьируемые переменные и критерий.

Мат. модель – это система

Назначение мат. модели:

Классификация мат. моделей:

1. По режиму работы объекта (статики и динамики)

2. По свойствам объекта (сосредоточенные координаты (переменные объекта одинаковы во всех точках) и распределенные координаты(наоборот ))

3. Линейные (удовл. принципу суперпозиции)/нелинейные (наоборот )

Методы построения мат. моделей

1. Аналитический

2. Экспериментальный

3. Экспериментально-Аналитический (Некоторые параметры аналитически построенной модели уточняются с помощью экспериментов)

3. Алгоритмы сжатия графических данных.

Алгоритмы сжатия изображений бурно развивающаяся область машинной графики. Основной объект приложения – изображение, характеризуется тремя особенностями:

  1. изображение требует для хранения гораздо больше памяти, чем текст. Это определяет актуальность алгоритмов архивации графики.

  2. человеческое зрение при анализе изображения оперирует контурами и общими переходами цветов и сравнительно нечувствительно к малым изменениям в изображении. Это позволяет создать специальные алгоритмы сжатия ориентированные только на изображения.

  3. изображения обладают избыточностью в двух измерениях (по горизонтали и вертикали). Т.о. при создании алгоритма компрессии графики мы используем особенности структуры изображения.

На данный момент известно минимум три семейства алгоритмов, разработанных исключительно для сжатия изображений.

Классы изображений:

  1. изображения с небольшим количеством цветов (4-16) и большими областями, заполненными одним цветом, плавные переходы цветов отсутствуют.

  2. изображения с плавными переходами цветов.

  3. фотореалистические изображения.

  4. фотореалистические изображения с наложением деловой графики.

Алгоритмы архивации без потерь.

RLE (Run Length Encoding)

Групповое кодирование – самый старый и самый простой алгоритм. Изображение в нем вытягивается в цепочку байт по строкам растра. Цепочки одинаковых байт в изображении заменяются на пары <счетчик повторений, значение>.

LZW (Lempel, Ziv, Welch)

Сжатие происходит за счет одинаковых цепочек байт. Процесс сжатия выглядит достаточно просто. Мы считываем последовательно символы входного потока и проверяем, есть ли в созданной нами таблице строк такая строка. Если строка есть, то считываем следующий символ, а если строки нет, то мы заносим в поток код для предыдущей найденной строки, заносим строку в таблицу и начинаем поиск снова.

Особенность алгоритма заключается в том, что для декомпрессии нам не надо сохранять таблицу строк в файл для распаковки. Алгоритм построен таким образом, что мы в состоянии восстановить таблицу строк, пользуясь только потоком кодов. Мы знаем, что для каждого кода надо добавлять в таблицу строку, состоящую из уже присутствующей там строки и символа, с которого начинается следующая строка в потоке.

Алгоритм Хаффмана

Классический алгоритм Хаффмана практически не применяется к изображениям в чистом виде, а используется как один из этапов компрессии в более сложных схемах. Близкая модификация алгоритма используется при сжатии черно-белых изображений. Последовательность подряд идущих черных и белых точек заменяется числом, равным их количеству. А этот ряд сжимается по Хаффману с фиксированной таблицей. Каждая строка изображения сжимается независимо.

Пример:

Сжать по методу Хаффмана поток

О – 00

К – 01

П – 10

Т – 11

1000110001

Алгоритмы архивации с потерями

Алгоритм JPEG

Один из самых новых и мощных алгоритмов. Он является стандартом де-факто для полноцветных изображений. Алгоритм оперирует областями 8*8, на которых яркость и цвет меняются достаточно плавно. Вследствие этого, при разложении такой матрицы в двойной ряд по косинусам значимыми являются только первые коэффициенты. Т.о. сжатие осуществляется за счет плавности изменения цветов в изображении. В целом алгоритм основан на применении дискретно-косинусоидального преобразования (ДКП) к матрице изображения для получения новой матрицы коэффициентов. Для получения исходного изображения применяется обратное приобразование.

Алгоритм:

  1. переводим изображения из RGB в модель YCrCb (яркость, хроматический красный, хроматический синий). За счет того, что человеческий глаз менее чувствителен к цвету, чем к яркости, появляется возможность архивировать массивы Cr, Cb с большими потерями.

  1. разбиваем исходное изображение на матрицы 8*8

  2. применяем ДКП к матрицам

При этом получаем матрицу, в которой коэффициенты в левом верхнем углу соответствуют низкочастотной составляющей изображения, а в правом нижнем – высокочастотной. Плавное изменение цвета соответствует низкочастотной составляющей, а резкие скачки – высокочастотной.

  1. квантование – деление рабочей матрицы на матрицу квантования

На этом шаге осуществляется управление степенью сжатия и происходят самые большие потери.

переводим матрицу 8*8 в 64-элементный вектор при помощи зигзаг-сканирования. Т.о. получаем в начале вектора коэффициенты, соответствующие низким частотам, а в конце – высоким.

  1. свертываем вектор с помощью алгоритма группового кодирования

  2. свертываем получившиеся пары кодированием по Хаффману.

Алгоритм JPEG-2000

Вейвлеты – это семейство функций, которые локальны во времени и по частоте, и в которых все функции получаются из одной посредством её сдвигов и растяжений по оси времени.

Принцип работы алгоритмов арифметического и статистического сжатия основывается на повышении энтропии сигнала, т.е. исключении избыточной информации. Другими словами, чем больше повторяющихся значений содержит сигнал, тем выше степень его сжатия. Поскольку для гладких сигналов подавляющее большинство коэффициентов детализации близки к нулю, а количество коэффициентов аппроксимации экспоненциально уменьшается с повышением глубины разложения, то сжатие вейвлет-разложения сигнала потенциально более эффективно, чем сжатие исходного сигнала.

Использование методики обнуления коэффициентов, позволяет реализовать сжатие с потерями с ещё большей эффективностью. В целом, методика сжатия сигналов с использованием вейвлет-преобразования подобна методике очистке сигнала от шума.

Вейвлет Хаара является ортогональным. Система его сдвигов и двоичных растяжений и сжатий – это широко известный базис Хаара. Для частотно-временного анализа этот базис плохо подходит, так как частотная локализация у него слабая. А вот, например, в обработке изображений и компьютерной графике он бывает очень полезен.

К моменту создания теории многомасштабного анализа было несколько примеров ортогональных вейвлетов, более гладких, чем вейвлет Хаара. Но у этих примеров был один практический недостаток – набор коэффициентов был бесконечным.

Смысл DWT – представить данные в виде грубого приближения и детализирующей информации. Упрощённая идея алгоритма DWT (вэйвлет Хаара) заключается в том, что мы сохраняем в файл разницу – число между средними значениями соседних блоков в изображении, которая обычно принимает значения, близкие к 0.

DWT обрабатывает каждую строку и столбец исходного изображения с помощью частотного фильтра. В связи с тем, что каждый проход с использованием частотного фильтра на выходе увеличивает объём информации в два раза, после обработки размер изображения уменьшается в два раза. После одного этапа DWT обрабатываемый

фрагмент делится на четыре сегмента:

1. LL – низкие частоты по строкам и столбцам.

2. HL – высокие частоты по строкам и низкие по столбцам.

3. LH – низкие частоты по строкам и высокие по столбцам.

4. HH – высокие частоты по строкам и столбцам.

В результате преобразования мы получаем множество прямоугольных диапазонов вейвлет-коэффициентов, которые принято называть частотными диапазонами, так как они содержат информацию о том, как ведёт себя исходный двухмерный сигнал (изображение) при разном разрешении (т.е. набор коэффициентов при разной частоте).

Отличия алгоритма в JPEG 2000 от алгоритма в JPEG заключаются в следующем:

1 Лучшее качество изображения при сильной степени сжатия.

2 Поддержка кодирования отдельных областей с лучшим качеством.

3 Основной алгоритм сжатия заменён на wavelet.

4 Для повышения степени сжатия в алгоритме используется арифметическое сжатие.

5 Поддержка сжатия без потерь.

6 Поддержка сжатия однобитных (2-цветных) изображений.

7 На уровне формата поддерживается прозрачность.

1. В JPEG 2000 предусмотрен сдвиг яркости (DC level shift) каждой компоненты (RGB) изображения перед преобразованием в YUV. Это делается для выравнивания динамического диапазона,что приводит к увеличению степени сжатия.

2. Переводим изображение из цветового пространства RGB, с компонентами, отвечающими за красную (Red), зелёную (Green) и синюю (Blue) составляющие цвета точки, в цветовое пространство YUV. Этот шаг аналогичен JPEG, за тем исключением, что кроме преобразования с потерями предусмотрено также и преобразование без потерь.

3. Дискретное wavelet преобразование (DWT).

4. Так же, как и в алгоритме JPEG, после DWT применяется квантование. Коэффициенты квадрантов делятся на заранее заданное число. При увеличении этого числа снижается динамический диапазон коэффициентов, получается большая степень сжатия.

5. Для сжатия получающихся массивов данных в JPEG 2000 используется вариант арифметического сжатия, называемый MQ-кодер.

Характеристики алгоритма JPEG 2000:

• Коэффициенты компрессии: 2…200 (задаётся пользователем), возможно сжатие без потерь.

• Класс изображений: полноцветные 24-битные изображения, изображения в градациях серого, 1-битные изображения (JPEG 2000 наиболее универсален).

• Симметричность: 1.

• Характерные особенности: можно задавать качество участков изображений.