2. Назначение, классификация математических моделей и методы их построения. Проверка адекватности математических моделей.
Задача проектирования на современном этапе заключается в разработке новго объекта забей на ошибки не только работаоспособного но и оптимального с точки зрения заданного критерия. Для решения данной задачи необходимо наличие
Варьируемых переменных, т.е. таких, которые можно произвольно менять в некоторых пределах.
Критерия, т.е. показателя, с использованием которого сравниваются различные варианты проектных решения, полученных при различных значениях варьируемых переменных
Мат. модель, связывающая варьируемые переменные и критерий.
Мат. модель – это система
Булевых
Алгебраических
Дифференциальных уравнений
Интегральных уравнений
Назначение мат. модели:
Управление объектом
Оптимизация действующих объектов
Проектирование новых объектов
Классификация мат. моделей:
1. По режиму работы объекта (статики и динамики)
2. По свойствам объекта (сосредоточенные координаты (переменные объекта одинаковы во всех точках) и распределенные координаты(наоборот ))
3. Линейные (удовл. принципу суперпозиции)/нелинейные (наоборот )
Методы построения мат. моделей
1. Аналитический
2. Экспериментальный
3. Экспериментально-Аналитический (Некоторые параметры аналитически построенной модели уточняются с помощью экспериментов)
3. Алгоритмы сжатия графических данных.
Алгоритмы сжатия изображений бурно развивающаяся область машинной графики. Основной объект приложения – изображение, характеризуется тремя особенностями:
изображение требует для хранения гораздо больше памяти, чем текст. Это определяет актуальность алгоритмов архивации графики.
человеческое зрение при анализе изображения оперирует контурами и общими переходами цветов и сравнительно нечувствительно к малым изменениям в изображении. Это позволяет создать специальные алгоритмы сжатия ориентированные только на изображения.
изображения обладают избыточностью в двух измерениях (по горизонтали и вертикали). Т.о. при создании алгоритма компрессии графики мы используем особенности структуры изображения.
На данный момент известно минимум три семейства алгоритмов, разработанных исключительно для сжатия изображений.
Классы изображений:
изображения с небольшим количеством цветов (4-16) и большими областями, заполненными одним цветом, плавные переходы цветов отсутствуют.
изображения с плавными переходами цветов.
фотореалистические изображения.
фотореалистические изображения с наложением деловой графики.
Алгоритмы архивации без потерь.
RLE (Run Length Encoding)
Групповое кодирование – самый старый и самый простой алгоритм. Изображение в нем вытягивается в цепочку байт по строкам растра. Цепочки одинаковых байт в изображении заменяются на пары <счетчик повторений, значение>.
LZW (Lempel, Ziv, Welch)
Сжатие происходит за счет одинаковых цепочек байт. Процесс сжатия выглядит достаточно просто. Мы считываем последовательно символы входного потока и проверяем, есть ли в созданной нами таблице строк такая строка. Если строка есть, то считываем следующий символ, а если строки нет, то мы заносим в поток код для предыдущей найденной строки, заносим строку в таблицу и начинаем поиск снова.
Особенность алгоритма заключается в том, что для декомпрессии нам не надо сохранять таблицу строк в файл для распаковки. Алгоритм построен таким образом, что мы в состоянии восстановить таблицу строк, пользуясь только потоком кодов. Мы знаем, что для каждого кода надо добавлять в таблицу строку, состоящую из уже присутствующей там строки и символа, с которого начинается следующая строка в потоке.
Алгоритм Хаффмана
Классический алгоритм Хаффмана практически не применяется к изображениям в чистом виде, а используется как один из этапов компрессии в более сложных схемах. Близкая модификация алгоритма используется при сжатии черно-белых изображений. Последовательность подряд идущих черных и белых точек заменяется числом, равным их количеству. А этот ряд сжимается по Хаффману с фиксированной таблицей. Каждая строка изображения сжимается независимо.
Пример:
Сжать по методу Хаффмана поток
О – 00
К – 01
П – 10
Т – 11
1000110001
Алгоритмы архивации с потерями
Алгоритм JPEG
Один из самых новых и мощных алгоритмов. Он является стандартом де-факто для полноцветных изображений. Алгоритм оперирует областями 8*8, на которых яркость и цвет меняются достаточно плавно. Вследствие этого, при разложении такой матрицы в двойной ряд по косинусам значимыми являются только первые коэффициенты. Т.о. сжатие осуществляется за счет плавности изменения цветов в изображении. В целом алгоритм основан на применении дискретно-косинусоидального преобразования (ДКП) к матрице изображения для получения новой матрицы коэффициентов. Для получения исходного изображения применяется обратное приобразование.
Алгоритм:
переводим изображения из RGB в модель YCrCb (яркость, хроматический красный, хроматический синий). За счет того, что человеческий глаз менее чувствителен к цвету, чем к яркости, появляется возможность архивировать массивы Cr, Cb с большими потерями.
разбиваем исходное изображение на матрицы 8*8
применяем ДКП к матрицам
При этом получаем матрицу, в которой коэффициенты в левом верхнем углу соответствуют низкочастотной составляющей изображения, а в правом нижнем – высокочастотной. Плавное изменение цвета соответствует низкочастотной составляющей, а резкие скачки – высокочастотной.
квантование – деление рабочей матрицы на матрицу квантования
На этом шаге осуществляется управление степенью сжатия и происходят самые большие потери.
переводим матрицу 8*8 в 64-элементный вектор при помощи зигзаг-сканирования. Т.о. получаем в начале вектора коэффициенты, соответствующие низким частотам, а в конце – высоким.
свертываем вектор с помощью алгоритма группового кодирования
свертываем получившиеся пары кодированием по Хаффману.
Алгоритм JPEG-2000
Вейвлеты – это семейство функций, которые локальны во времени и по частоте, и в которых все функции получаются из одной посредством её сдвигов и растяжений по оси времени.
Принцип работы алгоритмов арифметического и статистического сжатия основывается на повышении энтропии сигнала, т.е. исключении избыточной информации. Другими словами, чем больше повторяющихся значений содержит сигнал, тем выше степень его сжатия. Поскольку для гладких сигналов подавляющее большинство коэффициентов детализации близки к нулю, а количество коэффициентов аппроксимации экспоненциально уменьшается с повышением глубины разложения, то сжатие вейвлет-разложения сигнала потенциально более эффективно, чем сжатие исходного сигнала.
Использование методики обнуления коэффициентов, позволяет реализовать сжатие с потерями с ещё большей эффективностью. В целом, методика сжатия сигналов с использованием вейвлет-преобразования подобна методике очистке сигнала от шума.
Вейвлет Хаара является ортогональным. Система его сдвигов и двоичных растяжений и сжатий – это широко известный базис Хаара. Для частотно-временного анализа этот базис плохо подходит, так как частотная локализация у него слабая. А вот, например, в обработке изображений и компьютерной графике он бывает очень полезен.
К моменту создания теории многомасштабного анализа было несколько примеров ортогональных вейвлетов, более гладких, чем вейвлет Хаара. Но у этих примеров был один практический недостаток – набор коэффициентов был бесконечным.
Смысл DWT – представить данные в виде грубого приближения и детализирующей информации. Упрощённая идея алгоритма DWT (вэйвлет Хаара) заключается в том, что мы сохраняем в файл разницу – число между средними значениями соседних блоков в изображении, которая обычно принимает значения, близкие к 0.
DWT обрабатывает каждую строку и столбец исходного изображения с помощью частотного фильтра. В связи с тем, что каждый проход с использованием частотного фильтра на выходе увеличивает объём информации в два раза, после обработки размер изображения уменьшается в два раза. После одного этапа DWT обрабатываемый
фрагмент делится на четыре сегмента:
1. LL – низкие частоты по строкам и столбцам.
2. HL – высокие частоты по строкам и низкие по столбцам.
3. LH – низкие частоты по строкам и высокие по столбцам.
4. HH – высокие частоты по строкам и столбцам.
В результате преобразования мы получаем множество прямоугольных диапазонов вейвлет-коэффициентов, которые принято называть частотными диапазонами, так как они содержат информацию о том, как ведёт себя исходный двухмерный сигнал (изображение) при разном разрешении (т.е. набор коэффициентов при разной частоте).
Отличия алгоритма в JPEG 2000 от алгоритма в JPEG заключаются в следующем:
1 Лучшее качество изображения при сильной степени сжатия.
2 Поддержка кодирования отдельных областей с лучшим качеством.
3 Основной алгоритм сжатия заменён на wavelet.
4 Для повышения степени сжатия в алгоритме используется арифметическое сжатие.
5 Поддержка сжатия без потерь.
6 Поддержка сжатия однобитных (2-цветных) изображений.
7 На уровне формата поддерживается прозрачность.
1. В JPEG 2000 предусмотрен сдвиг яркости (DC level shift) каждой компоненты (RGB) изображения перед преобразованием в YUV. Это делается для выравнивания динамического диапазона,что приводит к увеличению степени сжатия.
2. Переводим изображение из цветового пространства RGB, с компонентами, отвечающими за красную (Red), зелёную (Green) и синюю (Blue) составляющие цвета точки, в цветовое пространство YUV. Этот шаг аналогичен JPEG, за тем исключением, что кроме преобразования с потерями предусмотрено также и преобразование без потерь.
3. Дискретное wavelet преобразование (DWT).
4. Так же, как и в алгоритме JPEG, после DWT применяется квантование. Коэффициенты квадрантов делятся на заранее заданное число. При увеличении этого числа снижается динамический диапазон коэффициентов, получается большая степень сжатия.
5. Для сжатия получающихся массивов данных в JPEG 2000 используется вариант арифметического сжатия, называемый MQ-кодер.
Характеристики алгоритма JPEG 2000:
• Коэффициенты компрессии: 2…200 (задаётся пользователем), возможно сжатие без потерь.
• Класс изображений: полноцветные 24-битные изображения, изображения в градациях серого, 1-битные изображения (JPEG 2000 наиболее универсален).
• Симметричность: 1.
• Характерные особенности: можно задавать качество участков изображений.
- Билет 1
- 2.Геометрические преобразования в трехмерной графике. Матрицы преобразования.
- Трехмерные аффинные преобразования
- 3. Составить электрическую схему автоматизированного рабочего места инженера на базе пэвм
- Билет 2
- Билет 3
- 2. Понятие телеобработки. Терминальная и системная телеобработка
- 1. 1 Основные положения телеобработки данных
- 1. 2 Системная телеобработка данных
- 1. 3 Сетевая телеобработка данных
- Билет 4
- 2.2. Структура и состав экспертной системы
- Структура базы знаний
- Механизм логического вывода.
- Модуль извлечения знаний.
- Система объяснения
- Билет 5
- 1. Целочисленные задачи и методы их решения.
- 2. Открытые вычислительные сетевые структуры. Эталонная модель
- 3. Записать алгоритм решения системы линейных уравнений методом итераций
- 2. Открытые вычислительные сетевые структуры. Эталонная модель
- Эталонная модель osi
- Уровень 1, физический
- Уровень 2, канальный
- Уровень 3, сетевой
- Протоколы ieee 802
- 3. Записать алгоритм решения системы линейных уравнений методом итераций
- Билет 6
- 2. Окна в компьютерной графике. Алгоритмы преобразования координат при выделении, отсечении элементов изображения.
- 3. Как определить информацию о памяти (размер озу ...)
- Билет 7
- 1. Понятие структурной организации эвм
- 2. Проекции в трехмерной графике. Их математическое описание. Камера наблюдения.
- Билет 8
- Основные подходы к разработке по. Методы программирования и структура по.
- Билет 9
- 2. Принципы построения и функционирования эвм. Принцип программного управления.
- 3. Алгоритм определения скорости передачи с нгмд на нжмд
- Билет 10
- 1. Организация диалога в сапр
- 2. Видеоконтроллеры, их стандарты для пэвм типа ibm pc.
- 3. Текстуры в машинной графике.
- 3. Текстуры в машинной графике.
- 2. Афинное
- Билет 11
- 3. Реалистичная графика. Обратная трассировка луча.
- Билет 12
- 2. Цвет в машинной графике. Аппроксимация полутонами.
- Алгоритм упорядоченного возбуждения
- 3. Представить алгоритм определения тактовой частоты цп
- Билет 13
- 1. Структурное программирование при разработке программы.
- 2. Понятие критерия оптимального проектирования и его связь с варьируемыми переменными через уравнения математической модели. Постановка задачи оптимального проектирования.
- 3. Представить алгоритм определения быстродействия нгмд в режиме записи данных.
- 2. Понятие критерия оптимального проектирования и его связь с варьируемыми переменными через уравнения математической модели. Постановка задачи оптимального проектирования.
- 3. Представить алгоритм определения быстродействия нгмд в режиме записи данных.
- Билет 14
- 3. Таблицы истинности, совершенные нормальные формы представления булевых функций
- Бинарные функции
- 2. Задачи безусловной и условной оптимизации
- 2. Классификация центральных процессоров Intel и соответствующих локальных и системных шин пэвм типа ibm pc
- 3. Реалистичная графика. Обратная трассировка луча.
- Билет 16
- Построение с использованием отношений
- Построение с использованием преобразований
- 3.Составить алгоритм поиска экстремума функции двух переменных
- Билет 17
- 1.Методы представления знаний в экспертных системах
- 2.4.2 Искусственный нейрон
- 2.Устройства автоматизированного считывания графической информации (сканеры). Конструкция и основные характеристики.
- 3. Составьте программу для определения скорости передачи информации по сети одной эвм к другой.
- Билет 18
- 1. Системно-сетевая телеобработка
- 2. Тестирование программ.
- Билет 19
- 3. Графические форматы. Bmp, gif и jpeg.
- 1. Понятие алгоритма. Свойства. Способы записи.
- 2. Построение реалистичных изображений. Алгоритм построения теней в машинной графике.
- 3. Представить алгоритм определения быстродействия нгмд в режиме чтения данных.
- Билет №21
- 3. Приоритетные методы удаления скрытых поверхностей. Bsp – деревья.
- Билет 22
- 2.Методы проверки работоспособности объектов на этапе проектирования: "наихудшего случая" и имитационного моделирования
- 1. Метод наихудшего случая
- 2. Метод имитационного моделирования
- Билет 23
- 1. Функциональные узлы последовательностного типа: регистры, триггеры, счетчики.
- 2. Назначение, классификация математических моделей и методы их построения. Проверка адекватности математических моделей
- 3. Алгоритмы сжатия графических данных.
- Асинхронный rs – триггер.
- Синхронный rs–триггер.
- Синхронный д-триггер
- Счетный т-триггер.
- Двухступенчатые триггеры.
- Счетчики.
- Классификация счетчиков.
- Регистры
- 2. Назначение, классификация математических моделей и методы их построения. Проверка адекватности математических моделей.
- Билет 24
- 1. Математические модели процессов теплопереноса.
- 1 Вариант
- 2 Вариант-
- 2.Интерполяционные кривые в машинной графике.
- Билет 25
- 1. Трансляторы. Виды. Состав.
- 2. Технические средства диалога машинной графики (световое перо, мышь, шар, джойстик). Конструкция основные характеристики
- 3. Записать алгоритм решения нелинейного уравнения методом Ньютона.
- Билет 26
- 1. Автоматизация методов управления, вариантного, адаптивного и нового планирования в астпп.
- 2. Модели гидродинамики
- 3. Записать алгоритм поиска экстремума функции Розенброка овражным методом.
- Автоматизация метода вариантного планирования
- Автоматизация метода адаптивного планирования тпп
- Автоматизация метода нового планирования тпп
- Оптимизация проектирования сборочных процессов
- 1.Модель гидродинамики идеальной смешение:
- 3. Гидродинамические диффузионные модели.
- 4.Гидродинамическая модель ячеечного типа.
- 3. Записать алгоритм поиска экстремума функции Розенброка овражным методом.
- Билет 27
- Общая интерпретация реляционных операций
- Билет 28
- 1.Понятие языков программирования и их классификация. Жизненный цикл программы.
- 2.Реляционная модель данных. Сравнение с иерархической и сетевой моделями.
- 3.Написать алгоритм вычисления определенного интеграла методом трапеций.
- 2. Реляционная модель данных. Сравнение с иерархической и сетевой моделями.
- 3.Написать алгоритм вычисления определенного интеграла методом трапеций.
- Билет 29
- 2. Декомпозиция отношений. Первая, вторая и третья нормальные формы.
- 3. Записать алгоритм поиска экстремума функции
- Билет 30
- 2. Декомпозиция отношений. Первая, вторая и третья нормальные формы.
- 3. Написать алгоритм вычисления определенного интеграла методом трапеций.
- Билет 31
- Выбор компонентов