95. Цена как экономическая категория. Роль цены на современном этапе экономического развития.
Переход к рыночной экономике требует преодоления многих теоретических и методических догм и ошибочных представлений, в том числе и в области ценообразования. Рынок и цена — категории, обусловленные товарным производством. При этом первичным является рынок. Это объясняется тем, что при товарном производстве основной формой проявления товарно-денежных отношений и стоимостных категорий является рынок. В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения. Он является одним из регуляторов общественного производства, способствуя «движению» ресурсов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов под воздействием товарно-денежных отношений. По мере перехода к рыночной экономике предприятие и его собственники самостоятельно, на свой страх и риск, с полной экономической ответственностью за свои действия принимают производственно-экономические и другие решения. Только предприниматели решают: что, сколько, когда, где, какого качества продукцию изготовлять, кому и на каких условиях, по каким ценам продавать ее и т. д. Внерыночные принципы и методы формирования цен строятся на том, что они должны определяться на предприятии, т.е. в сфере производства, и нередко — до начала производства продукции. Такой подход неизбежно приводит к тому, что за базу цен принимаются затраты на производство (затратный метод ценообразования). При таком подходе к построению цен рынок оказывает слабое воздействие на их уровень и динамику. В лучшем случае он фиксирует степень спроса на товар при уже установленной цене. Коренное отличие рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен происходит в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке. В результате этого радикальным образом изменяются представления о стоимости товара (ее формировании) и цене как экономических категориях рынка. Основное и принципиальное отличие рыночного ценообразования от планового установления цен состоит также в том, что цены на товары должны определятся их собственниками — субъектами хозяйствования. Только тогда можно преодолеть отчуждение товаропроизводителей от результатов их труда. Государственные органы в зависимости от сложившейся ситуации могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. На все остальные товары, производимые субъектами хозяйствования, государство может определять лишь общие правила и принципы ценообразования, иногда устанавливать предельные уровни рентабельности на отдельные товары и таким путем осуществлять свои управляющие функции. Но государственные органы не должны устанавливать конкретные цены на товары, изготовляемые различными собственниками. Предприятия реализуют свою продукцию, работы, услуги, как правило, по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, и только в отдельных случаях, предусмотренных законодательными актами, — по государственным ценам. На продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие цены во всех секторах экономики и уровень жизни населения (электроэнергия, газ, нефтепродукты, квартирная плата, тарифы на коммунальные услуги), допускается государственное регулирование цен. Поэтому в переходный период, в условиях смешанной экономики, рыночный механизм ценообразования должен гибко сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные товары. Такое сочетание позволяет государству с помощью цен определять и реализовывать цели и приоритеты экономического развития, формировать соответствующие пропорции. Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов — стратегического и тактического. Цена — это денежное выражение стоимости товара. Стоимость же определяется общественно необходимыми затратами труда (ОНЗТ) — затратами на производство продукции данной потребительной стоимости при нормальных условиях производства и среднем в данном обществе уровне умения и интенсивности труда. Определение ОНЗТ — сложный и трудоемкий процесс, поэтому в практике ценообразования пользуются не стоимостью как таковой, а стоимостными категориями (себестоимость, прибыль, косвенные налоги). Себестоимость — это затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Она является базой цены. Для определения цены составляется калькуляция себестоимости, которая представляет собой ведомость, где отражены затраты на производство и реализацию единицы продукции. Неотъемлемым элементом командно-административной экономики была система директивного назначения цен, слабо учитывающая экономические интересы изготовителей продукции и ее потребителей. Для обеспечения экономического развития необходимо отслеживать реальное удорожание и удешевление элементов производственных затрат и поддерживать соответствие между спросом и предложением товаров. Однако директивно назначаемые цены не могут использоваться для этих целей. Эффективность того или иного метода ценообразования, прежде всего, обусловлена тем, насколько полно учитывается в нем спрос, который определяет текущую рыночную конъюнктуру, формирует структуру инвестиций и самой экономики. Директивные цены практически не «сигнализируют» об изменении спроса, что предопределяет постоянный дефицит товаров, порождает диспропорцию производства и потребления. Купля-продажа результатов производства («товаров») означает, что они обладают общественной ценностью, которая выражается в определенном количестве платежных знаков, т. е. в денежной цене товара. Поскольку общественная ценность товара постоянно изменяется (в силу объективных и субъективных причин), то и денежная цена товара находится в постоянном движении. Свободно движение товарных цен и есть рыночная экономика. Непосредственный толчок к такому движению дает взаимодействие спроса и предложения, которые являются результатом множества сложнейших процессов. Поэтому адекватное природе рыночной экономики регулирование цен требует не непосредственного манипулирования ценами, а опосредованного воздействия на цены через регулирование тех факторов, которые влияют на спрос и предложение. Таким образом, выбор между двумя подходами сводится к следующему: что определяет цену товара — предложение (стоимость) или спрос (полезность)? Является ли полезность товара своеобразной «функцией» его стоимости, или, напротив, стоимость есть функция полезности товара? Современная экономическая теория, получив в наследство этот почти двухвековой спор, не оставляет надежды синтезировать оба фундаментальных подхода к ценообразованию, совместив в цене объективность (стоимость) и субъективность (полезность). В рыночной экономике на цену возложены две задачи: рост цены воодушевляет производителей, а ее снижение — покупателей. В единстве эти две задачи цен формируют рациональное поведение участников в рыночной экономике. Рыночные цены выполняют три функции: • дают информацию, ориентирующую действия покупателей и продавцов; • стимулируют наиболее экономичные способы производства и наиболее рациональное поведение спроса; • через цену происходит главное в рыночной экономике — распределение доходов между ее участниками. Выполнение этих функций возможно только при свободном движении цен, т. е. при отсутствии инфляции и монополизма, искажающих подлинную динамику цен и тем самым превращающих цену в лжеинформацию, лжестимул и лжераспределение доходов. Вот почему главной задачей регулирования рыночной экономики является борьба с инфляцией и монополизмом.
- 1. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации.
- 2. Технические и программные средства реализации информационных процессов.
- 3. Программное обеспечение и технологии программирования.
- 4. Информационные технологии. Определение, средства и результаты.
- 5. Федеральный закон об информации, информационных технологиях и о защите информации.
- 6. Классификация информационных систем. Информационный характер процесса управления. Многофункциональность информационных систем.
- 7. Программы-вирусы: виды и средства, рекомендации по применению, обнаружение вирусов, обезвреживание вирусов.
- 8. Методы защиты информации.
- 9. Методы криптографии. Средства криптографической защиты информации (скзи).
- 10. Электронная цифровая подпись (эцп), принципы ее формирования и использования.
- 11. Общая классификация видов информационных технологий и их реализация в технических областях.
- 12. Понятие информационной системы.
- 13. Назначение, функции и характеристики операционных систем. Вычислительные ресурсы и операционная система.
- 14. Основные понятия информационных сетей. Сетевые программные и технические средства информационных сетей.
- 15. Основные понятия теории моделирования.
- 16. Имитационные модели информационных процессов.
- 17. Языки моделирования. Имитационное моделирование информационных систем и сетей.
- 18. Классификация баз данных. Модель представления данных.
- 19. Иерархическая модель. Сетевая модель. Реляционная модель данных.
- 20. Системный анализ предметной области при проектировании ис. Методы системного анализа.
- 21. Erp-системы (Enterprise resource planning). Назначение и особенности применения.
- 22. Система управления базами данных (субд). Определение, основные понятия, назначение.
- 23. Case-технологии.
- 24. Архитектурные особенности организации эвм различных классов.
- 25. Вычислительные системы и сети.
- 26. Вычислительный процесс и его реализация с помощью ос. Основные функции ос.
- 27. Основные этапы решения задач на эвм.
- 29. Сетевые операционные среды и платформы.
- 30. Web-сайт и его структура.
- 31. Программные средства для разработки web-страниц и web-сайтов.
- 32. Универсальные средства разработки web-сайтов.
- 33. Понятие системы. Классификация систем.
- 34. Разработка web-приложений с помощью php.
- 35. Использование современных систем управления контентом сайта (cms).
- 36. Методы широкополосного скоростного доступа в Internet.
- 37. Организация, структура и функции web-сервера.
- 39. Технология web-сервисов. Интеграция портлетов в порталы.
- 40. Основные принципы построения web-приложений. Основные требования, предъявляемые к web-приложениям.
- 41. Язык разметки html. Структура документа html. Динамический html.
- 42. Современные технологии разработки web-приложений. Принципы использования субд в web-приложениях.
- 43. Информационное общество. Сущность и цели информатизации общества.
- 44. Свойства информации: конфиденциальность, доступность, целостность.
- 45. Назначение и возможности системы визуального программирования Delphi.
- 46. Характеристика рыночного механизма и его функционирования. Структур рынка.
- 47. Макроэкономическое равновесие: классический и кейнсианский подходы.
- 48. Экономический цикл как всеобщая форма экономической динамики, причины, виды и последствия инфляции и безработицы.
- 49. Виды учета в национальном хозяйстве. Понятие, значение и особенности бухгалтерского учета.
- 50. Баланс предприятия. Четыре типа операций, вызывающих изменения в балансе.
- 51. Общая характеристика плана счетов. Счета: понятие, виды, двойная запись.
- 52. Сущность и функции денег. Понятие и элементы денежной системы. Денежная система рф.
- 53. Формы безналичных расчетов.
- 54. Инфляция: причины, виды, последствия
- 55. Сущность и функции финансов. Финансовая система: понятие, элементы
- 57. Платежные поручения. Аккредитивная форма расчетов. Финансовый рынок: структура, функции, участники.
- 58. Бюджет: сущность, составные элементы, функции
- 59. Задачи и функции Банка рф в кредитной системе.
- 60. Финансовая система рф. Структура и принципы бюджетной системы рф.
- 61. Фондовая биржа: функции, организация работы
- 62. Становление и современное состояние налоговой системы рф.
- 63. Права и обязанности налогоплательщиков.
- 64. Структура налоговых органов рф, их права и обязанности.
- 65. Понятие, принципы построения и виды налогов. Прямые и косвенные налоги.
- 66. Возникновение и сущность банков. Зарождение и развитие российской банковской системы.
- 67. Банк: понятие и правовой статус. Современная банковская система Российской Федерации.
- 68. Статус, цели деятельности и основные задачи Центрального Банка Российской Федерации.
- 69. Функции коммерческого банка.
- 70. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации.
- 71. Порядок создания банка. Виды банковских лицензий. Основания для отзыва банковской лицензии.
- 72. Банковская система. Организация и составные элементы. Сущность и виды небанковских кредитных организаций.
- 73. Общая характеристика операций коммерческого банка. Пассивные операции коммерческого банка. Активные операции коммерческого банка.
- 74. Ликвидность коммерческого банка. Управление ликвидностью.
- 75. Ресурсы коммерческого банка и его капитальная база.
- 76. Доходы коммерческого банка.
- 77. Расходы коммерческого банка.
- 78. Банковские риски и управление ими.
- 79. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в рф.
- 80. Материальные ресурсы организации.
- Основной капитал
- Амортизация основного капитала
- Оборотный капитал
- Оборотный капитал (оборотные активы) и себестоимость
- Анализ оборотного капитала
- 82. Финансовые результаты деятельности организации и оценка эффективности ее функционирования.
- 83. Понятие инвестиционного рынка. Сегменты инвестиционного рынка. Основные элементы инвестиционного рынка (спрос, предложение, цена, конкуренция), их взаимосвязь.
- 84. Макроэкономические показатели развития инвестиционного рынка. Прогнозирование развития инвестиционного рынка.
- 85. Инвестиционная привлекательность отраслей экономики. Жизненный цикл отрасли, его стадии. Показатели инвестиционной привлекательности регионов.
- 86. Основные этапы процесса формирования инвестиционной стратегии предприятия.
- 87. Определение и сущность мирового хозяйства. Этапы, черты и тенденции развития мирового хозяйства. Субъекты современного мирового хозяйства.
- 88. Интернационализация, глобализация и транснационализация хозяйственной жизни.
- 89. Сущность международного разделения труда, единство и различия внутригосударственного и международного разделения труда.
- 90. Природные ресурсы и их роль в мировой экономике. Классификация природных ресурсов. Лесные ресурсы и их роль в мировом хозяйстве.
- 91. Человеческие ресурсы в мировом хозяйстве.
- 92. Основные понятия сетевой экономики. Метаперспективы сетевой экономики.
- 93. Электронное правительство, электронные службы, платежные системы, лицензирование, торговля.
- 94. Интернет-банкинг, интернет-трейдинг, телеработа, outsorsing.
- 95. Цена как экономическая категория. Роль цены на современном этапе экономического развития.
- 96. Ценообразующие факторы и их понятие. Методология ценообразования, ее понятие.
- 97. Ценовая политика, ее цели. Максимизация рентабельности (прибыли).
- 98. Основные типовые стратегии ценообразования и их характеристика.
- 99. Свободные цены и их роль в формировании рыночных отношений.
- 100. Теории цены в историческом аспекте. Стоимостная и маржинальная теория цены (теория предельной полезности), их недостатки. Теория рыночного ценообразования.