logo search
consp1

Базовая функциональная модель ит

В информатике рассмотрение различных систем и процессов происходит на трех уровнях описания, которые соответственно называются концептуальный, логический и физический. Концептуальный уровень (концептуальная модель) - это содержательное описание системы или процесса, использующее язык соответствующей предметной области; логический уровень (логическая модель) - это формализованное описание на языке информационных или математических моделей; физический уровень (физическая модель) - это описание реализации на языке аппаратно-программных средств.

Применительно к информационной технологии это означает содержательное описание используемых в ней информационных процессов и процедур на концептуальном уровне, описание в виде набора моделей (информационных, математических и т.д.) процессов и их составляющих на логическом уровне и реализацию информационных процессов в виде совокупности аппаратных средств, системного и прикладного программного обеспечения на физическом уровне.

Структура концептуальной модели базовой ИТ, построенная на основе концептуальной модели, описанной в литературе 51представлена на схеме на рис. 8. В левой части схемы представлены основные процессы, которые могут входить в состав ИТ, и информационные связи между ними, а в правой части - основные процедуры, которые могут быть в составе этих процессов.

Назначение указанных процедур определяется общим назначением информационной технологии – получение информационного продукта на основе соответствующих информационных ресурсов и их принадлежностью определенным информационным процессам. Формирование информационного ресурса начинается с процедуры сбора информации, т.е. получения информационного отображения предметной области. Процедура подготовки включает структурирование собранной информации и определение ее достоверности, полноты, непротиворечивости и т.д. Наконец, процедура ввода осуществляет перенос информации в память компьютера в форме машинных данных.

Следующая группа процедур, относящаяся к информационному процессу накопления, обеспечивает длительное и безопасное хранение данных, их поддержание в актуальном состоянии, соответствующем потребностям решаемых задач и быстрое нахождение требуемых данных. Процедуры, относящиеся к информационному процессу обработки, реализуют алгоритмы решения некоторого класса задач, типы которых определяются спецификой конкретной предметной области, в которой применяется информационная технология, и информационными потребностями пользователей.

Процедуры передачи данных предназначены для обмена информацией по каналам связи, объединяющим некоторое количество ЭВМ в компьютерную сеть. Они включают как процедуры организации сети (коммутация пакетов и их маршрутизация), так и собственно обмен данными.

Процедуры информационного процесса отображения предназначены для преобразования машинных данных в форму, удобную для человеческого восприятия и использования

Рис. 8

В информатике часто используются слова информация и данные, причем часто как взаимозаменяемые. Хотя в необходимых случаях специалисты отмечают и их смысловое различие. Например, "информация кодируется с помощью данных и извлекается путем их декодирования и интерпретации" 52. Кодирование информации происходит в процессе ввода ее в память ЭВМ, и можно считать, что данные – это информация, представленная в специальной фиксированной форме, пригодной для последующей компьютерной обработки , хранения и передачи53

В этом смысле представленные на рис. 8 информационные процессы накопления, обработки и передачи манипулируют именно с данными, а процесс получения обеспечивает поступление информации и ее превращение в данные, так же как процесс отображения выполняет обратную функцию превращения данных в информацию.

1Гриценко В.И., Паньшин Б.Н. Информационная технология: вопросы развития и применения, Киев: Наукова думка, 1988, с.19.

2Советов Б.Я. Информационная технология М.: Высшая школа, 1994, с. 91.

3Гриценко В.И., Паньшин Б.Н. Информационная технология: вопросы развития и применения, Киев: Наукова думка, 1988, с.50.

4Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.: Инфоарт, 1993, с.14.

5Советов Б.Я. Информационная технология, М.: Высшая школа, 1994,с. 96.

6Гриценко В.И., Паньшин Б.Н. Информационная технология: вопросы развития и применения, Киев: Наукова думка, 1988, с.53.

7Глушков В. М. Введение в АСУ. Киев: Наукова думка, 1974. С. 9–11.

8 Там же. С. 11.

9Там же. С. 13–14.

10Моисеев Н. Н. Математика ставит эксперимент.М.: Наука, 1979. С. 19–21.

11Создание паровой машины Джеймсом Уаттом (1736-1819) произошло в промежуток времени с 1774 по 1784 годы.

12 Советов Б.Я. АСУ. Введение в специальность. М., 1989, с. 4-5.

13Громов Г.Р. Очерки информационной технологии М.: ИнфоАрт, 1993, с. 277.

14Сиговцев Г.С. Информатика – отрасль знаний и учебная дисциплина. Тр. Петрозаводского государственного университета, сер. Прикладная математика и информатика, 1995, вып.4, с.87.

15.Дородницын А.А. Информатика: предмет и задачи. Вестник АН СССР, 1985, N 2, с.85-89.

16Бауэр Ф.,Гооз Г. Информатика М.: Мир, 1990, с. 16.

17Азаров С.С., Стогний А.А. Существует ли наука “информатика”? УСиМ,1993,N 4,с.9-13. Бургин М.С. Нужна ли наука “информатика”? УСиМ,1994,N 4/5,с.22-25.

18Ершов А.П. Информатика: предмет и понятие. В сб. “Кибернетика. Становление информати­ки” М.: Наука, 1986, с. 29.

19Советов Б.Я. Информационная технология М.: Высшая школа, 1994, с.86.

20Михалевич В.С., Каныгин Ю.М., Гриценко В.И. Информатика – новая область науки и практики. В сб. “Кибернетика. Становление информатики” М.: Наука, 1986, с. 43.

21Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.: Инфоарт, 1993. с. 169

22Там же, с. 159.

23 Информатика. Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов под ред. В.А.Каймина. М.:АСТ, 1996, с. 23.

24Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике М.: Финансы и статистика, 1991. с. 129.

25Там же,с. 76.

26 Жуков В.И. Философские основы кибернетики. Минск, Изд-во БГУ, 1976, с. 123

27 Сергиевский В.В., Липшитц А.Г. Информационная модель науки. Научно-техническая информация. Сер. 2. Информационные процессы и системы. ВИНИТИ, М., 1993, N 3, c.1-5.

28 Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М.: Сов. радио, 1968, с.с. 230, 234.

29 Жуков В.И. Философские основы кибернетики. Минск, Изд-во БГУ, 1976, с. 124-125.

30Криницкий Н.А., Миронов Г.А., Фролов Г.Д. Автоматизированные информационные системы, М, Наука, 1982. с. 21-25.

31Классификация приводится согласно работе Мелик-Гайказян И.В. Информационные прцессы и реальность М.: Наука, Физматлит, 1997. -192 с

32.

33Советов Б.Я., Цехановский В.В. Информационные технологии.М.: Высшая школа. 2006. -263 с.

34 Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ, М.: 1989. гл. 4

35 Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ, М.: 1989. с. 110-114.

36Москинова Г.И. Управление в организационных системах. Задачи, стратегии, методы решения. Кемерово, 1992, с. 16.

37Москинова Г.И. Управление в организационных системах. Задачи, стратегии, методы решения. Кемерово, 1992, с. 18-19.

38Кузнецов С., Артемьев В. Обзор возможностей применения ведущих СУБД для построения хранилищ данных (DataWarehouse)http://www.citforum.elcat.kg/database/kbd98/glava15.shtml

39Львов В. Создание систем поддержки принятия решений на основе хранилищ данных СУБД Изд-во "Открытые системы", 1997, №3.

40Пржиялковский В. В. Сложный анализ данных большого объёма: новые перспективы компьютеризации данных. СУБД. Изд-во "Открытые системы", 1996, №4.

41В. Львов Создание систем поддержки принятия решений на основе хранилищ данных СУБД Изд-во "Открытые системы", 1997, №3.

42 Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике М.: Финансы и статистика, 1991. с. 354.

43Губанов В.А., Захаров В.В., Коваленко А.Н. Введение в системный анализ. Л.: изд-во ЛГУ,1988, с. 16.

44Губанов В.А., Захаров В.В., Коваленко А.Н. Введение в системный анализ. Л.: изд-во ЛГУ,1988, с. 31.

45Советов Б.Я., Цехановский В.В. Автоматизированное управление современным производством. Л.: Машиностроение, 1988, с. 49.

46Р.Лаутербах, К.Фрей. программное обеспечение процесса обучения. Перспективы. Вопросы образования. 1988,N 3, с. 70-79.

47Д.Френд. Интеграция вычислительной техники в школы. Перспективы. Вопросы образования. 1988,N3, с.46-59.

48Глушков В.М. Введение в АСУ. Киев, 1974, с. 188.

49Петров В.Н. Информационные системы. Спб.: Питер, 2002, с.29.

50Черняк Л. Формула успеха. МирInternet, №2, 1996, с. 19.

51Семенов М.И., Трубилин И.Т., Лойко В.И., БарановскаяТ.П. Автоматизированные информационные технологии в экономике. М., Финансы и статистика, с. 49

52Гилула М.М. Множественная модель данных в информационных системах. М., Наука, 1992, с. 12.

53Четвериков В.Н., Ревунков Г.И., Самохвалов Э.Н. Базы и банки данных. М., Высшая школа, 1987, с. 8.

63