3. Трангрессия
Одно из ключевых понятий постмодерна, фиксирующее феномен перехода непроходимой границы, – прежде всего, границы между возможным и невозможным. «Трансгрессия – это жест, который обращён на предел» (Фуко), «преодоление непреодолимого предела» (Бланшо). «Согласно концепции трансгрессии, мир наличного данного, очерчивая сферу известного человеку возможного, замыкает его в своих границах, пресекая для него какую бы то ни было перспективу новизны. Этот обжитой и привычный отрезок истории лишь длит и множит уже известное; в этом контексте трансгрессия – это невозможное (если оставаться в данной системе отсчета), выход за его пределы, прорыв того, кто принадлежит наличному, вовне его.
«Однако универсальный человек, вечный, всё время совершающий себя и всё время совершенный, не может остановиться на этом рубеже» (Бланшо). Собственно, Бланшо и определяет трансгрессивный шаг именно как решение, которое «выражает невозможность человека остановиться, пронзает мир, завершая себя в потустороннем, где человек вверяет себя какому-нибудь Абсолюту (Богу, бытию, благу, вечности), во всяком случае, изменяя себе», то есть привычным реалиям обыденного существования.
Традиционно исследуемый мистическим богословием феномен откровения, перехода в принципе непроходимой грани между горним и дольним, выступает очевидной метафорой феномена трансгрессии, которую постмодернизм мог бы почерпнуть из культурной традиции. В этом плане Батай обращается к анализу феномена религиозного экстаза (трансгрессивного выхода субъекта за пределы обыденной психической нормы) как феноменологического проявления трансгрессивного прорыва к Абсолюту.
Традиционной сферой анализа выступает для философии постмодернизма также синоним смерти, понимаемый в качестве трансгрессивного перехода. Столь же значимой для постмодерна предметностью, на которую была спроецирована идея трансгрессии, был феномен безумия, детально исследованный в постмодернизме как в концептуальном (анализ Фуко, Делёза и Гваттари), так и в сугубо литературном (романы Батая) планах.
Спецификацией этой общей ситуации выступает ситуация запрета, когда некий предел мыслится в качестве непереходимого в силу своей табуированности в той или иной культурной традиции. В данном контексте Батай формулирует ситуацию праздника, функционально аналогичного моделируемым М.М.Бахтиным «карнавалу». Эта ценность, то есть табуированный запретный плод, проступает в празднествах, в ходе которых позволено и даже требуется то, что обычно запрещено. Во время праздника именно трансгрессия придает ему чудесный и божественный вид.
В связи с этим, той сферой, на которой механизм трансгрессии проецируется постмодернистской философией, с самого начала выступает сфера сексуальности. Будучи далекой от естественно-научной терминологии, концепция трансгрессии, тем не менее, несёт в своем содержанием идеи, фиксирующей механизм нелинейной эволюции, которые зафиксированы синергетикой. Прежде всего, речь здесь идет о возможности формирования принципиально новых, то есть не детерменированных наличным состоянием системы, эволюционных перспектив. Сущностным моментом трансгрессивного акта выступает именно то, что он нарушает линейность процесса.
Трансгрессия, по Бланшо, соответственно и означает то, что радикальным образом – вне направленности. В этом отношении концепция трансгрессии радикально порывает с презумпцией линейно понятой преёмственности. Открывая наряду с традиционными возможности отрицания и утверждения в логике типа «да» и «нет» – возможность так называемого непозитивного утверждения, как пишет Фуко, «фактически речь не идёт о каком-то всеобщем отрицании, речь идёт об утверждении, которое ничего не утверждает, полностью порывая с переходностью».
Открываемый трансгрессивным прорывом новый горизонт является подлинно новым в том смысле, что по отношению к предшествующему состоянию не является вытекающим из него, очевидным и единственным следствием. Напротив, новизна в данном случае обладает по отношению ко всему предшествующему статусом энергии отрицания: открываемый в акте трансгрессии горизонт определяется по Бланшо как возможность, предстающая после осуществления всех возможных возможностей, которая низвергает все предыдущие или тихо их устраняет.
В этой системе отсчёта Батай называет этот феномен краем возможного, медитацией, жгучим опытом, который не придаёт значения установленным извне границам, опытом-пределом.
Пример, видеоролик «Эти глаза напротив».
Кроме того, постмодернизм однозначно связывает акт трансгрессивного перехода с фигурой скрещения различных версий эволюции, что может быть оценено как аналог бифуркационного ветвления. Например, Фуко фиксирует трансгрессивный переход как «причудливое скрещение фигур бытия, которое вне его не знает существования».
Трансгрессия есть воистину опыт не небытия, но становления. Данный поворот (говоря словами Пригожина, – «от существующего к возникающему») фиксируется философией постмодернизма абсолютно эксплицитно: как пишет Фуко, «философия трансгрессии извлекает на свет отношения конечности к бытию, это момент предела, который антропологическая мысль со времени Канта обозначала лишь издали, извне, на языке диалектики».
Связанность опыта трансгрессии с невозможным вообще не позволяет, по оценке Деррида, интерпретировать его в качестве опыта применительно к действительности. «То, что намечается как внутренний опыт, не есть опыт, поскольку не соответствует никакому присутствию, никакой исполненности, это соответствует лишь невозможному, которое испытывается им в муке».
Попытка помыслить трансгрессивный переход уводит сознание «в область недостоверности, то и дело ломающихся достоверностей, где мысль сразу теряется, пытаясь их схватить» (Фуко). Очевидно, что в данном случае речь фактически идёт о том, что сложившиеся линейные матрицы при постижении мира оказываются несостоятельными, в отсутствие адекватной (нелинейной) парадигмы мышления субъект не способен осмыслить ситуацию моментального перехода своего бытия в радикально новое и принципиально непредсказуемое состояние иначе как незнание.
Подобно тому, как синергетическая рефлексия фиксирует, что мы находимся на пути к новому синтезу, новой концепции природы, точно так же и Фуко полагает, что, может быть, наступит день, и этот опыт, опыт трансгрессии, покажется столь же решающим для нашей культуры, столь же укоренённым в её почве, как это было в диалектической мысли с опытом противоречия.
4. Эон
Понятие древнегреческой и современной философии (от греческого – «век»).
В античности обозначало век, путь жизни, время в ипостаси течения жизни человека и живых существ. В традициях раннего христианства эон приобретает новое значение – «мир». Но мир в его временном историческом развертывании, в соответствии с парадигмой, постулирующей вынесение смысла истории за пределы наличного исторического времени.
У Борхеса, например, в описании Вавилонской лотереи (если лотерея является интенсификацией случая, периодическим введением хаоса в космос, то есть миропорядок), то не лучше ли, чтобы случай участвовал во всех этапах розыгрыша, а не только в одном?
Разве не смехотворно, что случай присуждает кому-то смерть, а обстоятельства этой смерти – секретность или гласность, срок ожидания в один год или в один час – не подвластны случаю? В действительности число ветвлений бесконечно, ни одно решение не является окончательным, все они разветвляются, порождают другие.
Невежда предположит, что бесконечные жеребьевки требуют бесконечного времени. На самом деле достаточно того, чтобы время поддавалось бесконечному делению, как учит знаменитая задача о состязании с черепахой.
Очевидна проблема в этом рассказе Борхеса – какому же именно времени не нужна бесконечность, а достаточно лишь быть бесконечно делимым?
Согласно Делёзу, по существу неограниченное прошлое и будущее, собирающее на поверхности бестелесные события и эффекты – суть эон, в отличие от всегда ограниченного настоящего, измеряющего действие тел как причин и состояния их глубинных мыслей – хронос.
По мнению Делёза, величие мыслей стоиков и состоит в их идее о том, что такие противоречия времени, как совокупность изменчивых настоящих и как бы бесконечного разделения на прошлое и будущее одновременно необходимы и взаимно исключаемы. С точки зрения Делёза, «в одном случае настоящее – это всё, прошлое и будущее указывают только на относительную разницу между двумя настоящими: одно имеет малую протяженность, другое сжато и наложено на большую протяженность. В другом случае настоящее – это ничто, чисто математический момент, бытие разума, выражающее прошлое и будущее, на которое оно разделено. Именно этот момент без толщины и протяжения разделяет каждое настоящее на прошлое и будущее.
Эон – это прошлое-будущее, которое в бесконечном делении абстрактного момента безостановочно разлагается в обоих смысловых направлениях, сразу и всегда уклоняется от настоящего.
Есть два времени: одно составлено только из сплетающихся настоящих, а другое постоянно разлагается на растянутое прошлое и будущее. Одно имеет всегда определенный вид, оно либо активно, либо пассивно, другое вечно, вечный инфинитив, вечно нейтрально. Одно циклично, оно измеряет движение тела, зависит от материи, которая ограничивает и заполняет его, другое – чистая прямая линия на поверхности, бестелесная и безграничная пустая форма времени, независимая от всякой материи.
Эон – это место бестелесных событий и атрибутов, отличающихся от качеств. Каждое событие в эоне – меньше наимельчайшего отрезка в хроносе. Но при этом же оно больше самого большого делителя хроноса, а именно – полного цикла. Бесконечно разделяясь в обоих смыслах и направлениях сразу, каждое событие пробегает весь эон и становится соразмерным по длине в обоих смыслах и направлениях.
Эон – прямая линия, прочерченная случайной точкой, чистая пустая форма времени, освободившаяся от телесного содержания настоящего. Каждое событие адекватно всему эону, каждое событие коммуницирует со всеми другими и все вместе они формируют одно Событие – событие эона, где они обладают вечной истиной. В фильме «Выкидыш» каждый кадр – эон, каждый эпизод – эон, и весь фильм – эон.
В этом тайна события. Оно существует на линии эона, но не заполняет её. Вся линия эона пробегается вдруг непрестанно скользящим вдоль этой линии и всегда проскакивающим мимо своего места. Только хронос заполняется положениями вещей и движениями тел, которым он дает меру. Будучи пустой и развернутой формой времени, он делит до бесконечности то, что преследует его, никогда не находя в нём пристанище – событие всех событий.
- Осмысление размытости
- 1. Ризома.
- 2. Ацентризм
- 3. Трангрессия
- 5. Эротика текста
- 6. Номадология
- 7. Дискурс
- 8. Судьба
- 9. Сюжет
- 10. Автор
- 11. Дерево
- 12. Корень
- 13. Лабиринт
- 14. Руины
- 15. Складка
- 16. Нонсенс
- 17. Принцип нон-селекции
- 18. Нулевая степень
- 19. Атеизм
- 20. Постистория
- 21. Анти-психологизм
- 22. Деконструкция
- 23. Время в деконструкции
- 24. Археология знания
- 25. За-постмодернизм
- 26. Бодрийяр Жан
- 27. Делёз Жиль (1925-1995)
- 28. Деррида Жак