logo
Методические указания по курсовому проектирован

1.2.3. Описание процедур обработки данных

Для описания процедур обработки данных (как есть) можно воспользоваться различными формами представления алгоритмов: схема алгоритма, таблица решений, диаграммы языка UML, HIPO диаграммы.

Рассмотрим последнюю форму представления алгоритмов обработки данных, HIPO – диаграммы.

Согласно этой методологии разработанной фирмой IBM (иерархические диаграммы, вход, обработка,– выход) полная структурная схема алгоритма должна быть представлена с помощью диаграмм (рис. 1.5). В свою очередь каждый модуль этой диаграммы может быть представлен с помощью дочерней диаграмма (см. шаг «С», рис. 1.6).

Рис. 1.5.

Вход

 *

Процесс

 *

Выход

1.Экзамен. оценка 2.Количество студентов

 

А Расчет среднего балла

 

Средняя оценка

 

B

С


 

 

Процесс С

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.6.

В столбцах «Вход» и «Выход» указываются фрагменты данных. В столбце «Процесс» указываются наименования процедур над данными.

Последовательность расположения операций в столбце «Процесс» соответствует последовательности их выполнения при решении задачи. Каждая операция снабжается меткой А, В, С и т.д. Существуют специальные ключевые слова «ПОКА», «ЕСЛИ», «ИНАЧЕ», с помощью которых можно организовать циклический процесс и выбор альтернативных операций.

Столбцы (*) служат для указания информационных связей между данными и операциями. Если операция требует детализации для понимания ее алгоритма (например, операция С), то она «берется» в рамочку, и для нее разрабатывается дочерняя HIPO – диаграмма.

Достоинство HIPO – диаграмм – использование неформального языка, являющимся универсальным средством описания алгоритмов без привязки к конкретным языкам программирования.

Пример HIPO диаграммы описания алгоритма оценки эффективности ИНТЕРНЕТ рекламы показан в табл. 1.2.

Таблица 1.2.

Вход

Процесс

Выход

1. Цена единицы товара (C_BUY)

A. Определение товарооборота:

C_BUY_ALL = C_BUY  BUY_A

1. Оборот от продаж (C_BUY_ALL)

2. Количество продаж товара (BUY_A)

B. Вычисление прибыли без учета рекламы:

CW=C_BUY_ALL – CC  BUY_A

2. Прибыль без учета рекламы (CW)

3.Себестоимость единицы товара (CC)

C. Вычисление чистой прибыли:

P= CW – C

3.. Чистая прибыль (P)

4. Стоимость рекламы (С)

D. Определение прибыли на единицу рекламных затрат:

E= P/C

4. Прибыль на единицу рекламных затрат (E)