logo
Методические указания по курсовому проектирован

Приложение 8. Рубрикация текста. Требования к изложению и стилю текста

Рубрикацией называется вся система заголовков работы и заголовки структурных элементов работы: «РЕФЕРАТ», «СОДЕРЖАНИЕ», «ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ, УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ, ЕДИНИЦ И ТЕРМИНОВ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ».

Основной текст студенческой работы обычно разбивается на разделы, подразделы или пункты, а при необходимости — и на подпункты.

Все рубрики основного текста имеют заголовки. Главы (разделы), пункты следует озаглавить так, чтобы заголовки точно соответствовали содержанию относящихся к ним текстов. В заголовках нужно по возможности избегать узкоспециальных терминов, сокращений, аббревиатур, математических формул. Информация в заголовках (подзаголовках) рубрик низшего порядка (например, подпунктов) не должна повторять информацию, содержащуюся в заголовках рубрик высшего порядка (например, пунктов).

При оформлении заголовков и подзаголовков следует руководствоваться следующими правилами.

Заголовок пишется прописными буквами, подзаголовок — строчными, с первой прописной. Длина строки заголовка (подзаголовка) должна быть короче строки текста и составлять не более 40 знаков. Многострочный заголовок (подзаголовок) делят по смыслу на несколько строк, при этом между строками делают один интервал. Если заголовок состоит из нескольких предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках и подзаголовках не делаются. Подчеркивание заголовков (подзаголовков) не допускается, точка в конце заголовка не ставится.

Тексты структурных элементов работы — глав и разделов следует начинать с новой страницы. Заголовки подразделов, пунктов и подпунктов не должны печататься в конце листа — необходимо, чтобы за ними следовало несколько строк текста..

Заголовки и подзаголовки на странице могут располагаться центрованным (посередине листа) или фланговым (непосредственно от левого поля) способами.

Главы, разделы, подразделы, пункты, подпункты нумеруются арабскими цифрами. Главы (разделы) нумеруются в пределах основной части работы арабскими цифрами с точкой (1., 2., 3. и т. д.). Пункты нумеруются в пределах каждой главы (раздела) и подраздела. Номер пункта состоит из номера главы (раздела), порядкового номера подраздела или подпункта, разделенных точкой (например, 1.1., 1.2. или 1.1.1., 1.1.2. и т. д.). Допускается отсутствие в заголовках слов «глава», «раздел», «пункт» и т. д.

Если глава (раздел) состоит из одного пункта, он также нумеруется. Если текст подразделяется только на пункты, они нумеруются порядковыми номерами в пределах работы.

В рубрикации не допускается применение римских цифр.

В конце обозначения номера главы (раздела), пункта, подпункта допускается не ставить точку, оставляя один пробел между последней цифрой номера и первой буквой заголовка.

Расстояние между заголовками структурных элементов работы и глав (разделов) основной части и заголовками первого пункта должно быть не менее 3 интервалов, между заголовками пунктов (подпунктов) и текстом  2 интервала, между текстом последнего пункта предыдущей главы (раздела) и заголовком следующей главы — не менее 3—4 интервалов. Пункты и подпункты основной части текста следует начинать печатать с абзацного отступа.

В заключение следует сказать о важности деления (рубрикации) с помощью абзацев — отступов в строке. Абзацы делаются для того, чтобы выделить логические переходы внутри текста. Логическая целостность высказывания, присущая абзацу, облегчает восприятие текста. Поэтому правильная разбивка текста на абзацы существенно облегчает его чтение и осмысление.

Требования к изложению и стилю текста. Стилистические требования, предъявляемые к студенческой работе, складываются из двух составляющих — требований современного русского литературного языка и требований так называемого академического этикета — научной речи. Характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Он сводится к построению изложения в форме рассуждений и доказательств, к смысловой законченности и связности текста. Такой способ изложения материала достигается с помощью специальных языковых средств.

В качестве первого среди таких средств следует назвать функциональные связки — преимущественно вводные слова и обороты. На последовательность развития мысли указывают слова прежде всего, в начале, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и т. п. Противоречивые отношения характеризуют слова-связки однако, между тем, в то время как, тем не менее. Причинно-следственные отношения определяются словами следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же и т. д. Переход от одной мысли к другой помогают осуществлять связки рассмотрим, прежде чем перейти к..., остановимся на..., рассмотрев, перейдем к..., необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть. Итог, вывод обеспечивают слова и обороты: итак, таким образом, значит, в заключение отметим, сказанное позволяет сделать вывод, подведя итоги, следует сказать и др. Ведущими принципами написания научной работы студента являются принципы однозначности мысли, ясности и краткости изложения. Научный текст характерен прагматической направленностью на конечный результат. Поэтому словоупотребление в работе должно быть максимально точным, лишенным стилистических украшений. Подбор слов в предложениях должен отвечать требованиям их сочетаемости, характерной для деловой и научной речи (например: налог взимать, облагать, платить, снижать руководство — возлагать, осуществлять, укреплять и т. п.). Научный, деловой текст не требует эмоциональных средств выражения. Принципиальную роль в научном тексте играют специальные термины, которые необходимо употреблять в их точном значении. Нельзя смешивать также терминологию «своей» области знания с терминологией других наук. Не допускается применение оборотов разговорной речи, профессионализмов, произвольных словообразований, не установленных правилами орфографии и государственными стандартами сокращений слов. Что касается синтаксиса научного текста, то следует отметить, что логическая цельность и связанность его частей вызывает необходимость широкого использования сложных предложений. Таким предложениям присуща разветвленная синтаксическая структура с обилием союзов и связок. Преобладают сложноподчиненные предложения, поскольку они более гибко отражают логические связи внутри текста. Стиль научной работы студента — это стиль безличного монолога, лишенного субъективной окраски. Не следует использовать местоимение «я», пишут местоимение «мы»: нами установлено, мы приходим к выводу и т. п. Используется изложение авторской позиции от третьего лица (автор полагает, что...) и страдательный залог (разработан специальный подход к решению...). При изложении обязательных требований в тексте должны применяться слова и словосочетания: должен, следует, необходимо, требуется, чтобы, разрешается только, не допускается, запрещается, не следует. При изложении других положений находят применение такие словосочетания, как могут быть, как правило, при необходимости, может быть, в том случае, если и др.