Кодирование звука
Из курса физики вам известно, что звук -- это колебания воздуха. Если преобразовать звук в электрический сигнал (например, с помощью микрофона), мы увидим плавно изменяющееся с течением времени напряжение. Для компьютерной обработки такой -- аналоговый -- сигнал нужно каким-то образом преобразовать в последовательность двоичных чисел.
Поступим следующим образом. Будем измерять напряжение через равные промежутки времени и записывать полученные значения в память компьютера. Этот процесс называется дискретизацией (или оцифровкой), а устройство, выполняющее его -- аналого-цифровым преобразователем (АЦП).
Рис. 3. Дискретизация звука
Для того чтобы воспроизвести закодированный таким образом звук, нужно выполнить обратное преобразование (для него служит цифро-аналоговый преобразователь -- ЦАП), а затем сгладить получившийся ступенчатый сигнал.
Чем выше частота дискретизации (т. е. количество отсчетов за секунду) и чем больше разрядов отводится для каждого отсчета, тем точнее будет представлен звук. Но при этом увеличивается и размер звукового файла. Поэтому в зависимости от характера звука, требований, предъявляемых к его качеству и объему занимаемой памяти, выбирают некоторые компромиссные значения.
Описанный способ кодирования звуковой информации достаточно универсален, он позволяет представить любой звук и преобразовывать его самыми разными способами. Но бывают случаи, когда выгодней действовать по-иному.
Человек издавна использует довольно компактный способ представления музыки -- нотную запись. В ней специальными символами указывается, какой высоты звук, на каком инструменте и как сыграть. Фактически, ее можно считать алгоритмом для музыканта, записанным на особом формальном языке. В 1983 г. ведущие производители компьютеров и музыкальных синтезаторов разработали стандарт, определивший такую систему кодов. Он получил название MIDI.
Конечно, такая система кодирования позволяет записать далеко не всякий звук, она годится только для инструментальной музыки. Но есть у нее и неоспоримые преимущества: чрезвычайно компактная запись, естественность для музыканта (практически любой MIDI-редактор позволяет работать с музыкой в виде обычных нот), легкость замены инструментов, изменения темпа и тональности мелодии.
Заметим, что существуют и другие, чисто компьютерные, форматы записи музыки. Среди них следует отметить формат MP3, позволяющий с очень большим качеством и степенью сжатия кодировать музыку. При этом вместо 18--20 музыкальных композиций на стандартный компакт-диск (CDROM) помещается около 200. Одна песня занимает примерно 3,5 Mb, что позволяет пользователям сети Интернет легко обмениваться музыкальными композициями.
Компьютер - универсальная информационная машина
Одно из основных назначений компьютера -- обработка и хранение информации. С появлением ЭВМ стало возможным оперировать немыслимыми ранее объемами информации. В электронную форму переводят библиотеки, содержащие научную и художественную литературы. Старые фото- и кино-архивы обретают новую жизнь в цифровой форме. Далее мы рассмотрим, как увеличивались возможности компьютера, какова его история, назначение его устройств и принципы управления.
История развития ЭВМ
Всякая новая техника создается, когда возникает большая общественная потребность в ней. К середине нашего века научно-технический прогресс привел к необходимости облегчить труд ученых и инженеров, ускорить выполнение громоздких расчетов и повысить их точность. Автоматизация вычислений, создание мощного, быстродействующего и точного электронного арифмометра -- вот о чем думали специалисты -- творцы первых ЭВМ. Никто в те далекие теперь годы и не помышлял о будущем информационном перевороте; решалась скромная, на первый взгляд чисто техническая задача. Да и возможности первых образцов вычислительных машин оказались небольшими.
Еще в годы второй мировой войны в США была собрана из обычных электромагнитных реле, которых тогда были тысячи на любой телефонной станции, вычислительная машина "Марк-1". Считала она в привычной десятичной системе счисления -- телефонные реле имели как раз десять позиций своих контактов. Работала машина неторопливо -- пока реле отщелкают свое, можно было вручную все посчитать. Поэтому вскоре после войны появились машины на электронных лампах: в США -- ENIAC, а в СССР -- МЭСМ (малая электронно-счетная машина), которую создал коллектив под руководством С.А. Лебедева. Ламповые ЭВМ уже оказались в состоянии выполнять сотни и тысячи арифметических или логических операций за одну секунду. Они могли обеспечить высокую точность вычислений. Человек уже не мог соперничать с такой машиной.
Жизнь первого поколения ЭВМ оказалась короткой -- около десяти лет. Электронные лампы грелись, потребляли много электроэнергии, были громоздки (так, например, машина ENIAC весила 30 тонн, имела 18 тысяч электронных ламп и потребляла 150 киловатт). И что еще хуже -- часто выходили из строя. Над компьютерщиками продолжали посмеиваться: чтобы сложить, скажем, два числа, требовалось написать программу из многих машинных команд. Например, такую: "Ввести в машину первое слагаемое; ввести второе; переслать из памяти первое слагаемое в арифметическое устройство (arithmetic unit); переслать в арифметическое устройство второе слагаемое и вычислить сумму; переслать результат в память; вывести это число из памяти машины и напечатать его". Каждую команду и оба слагаемых "набивали" на перфокарты и только потом вводили колоду перфокарт в компьютер и ждали, когда протарахтит печатающее устройство (printing device) и на выползающей из него бумажной ленте будет виден результат -- искомая сумма.
В конце пятидесятых -- начале шестидесятых годов на смену электронной лампе пришел компактный и экономичный прибор -- транзистор (transistor). Компьютеры сразу стали производительнее и компактнее, уменьшилось потребление электроэнергии. ЭВМ второго поколения "научились" программировать сами для себя. Появились системы автоматизации программирования, состоящие из алгоритмических языков (algorithmic language) и трансляторов (translator) для них. Теперь пользователь изучал язык ЭВМ, приближенный к языку научных, инженерных или экономических расчетов. Например, Фортран или Алгол-60.
Программа, написанная на известном машине языке, переводилась на язык команд автоматически, с помощью программы-переводчика. Такие программы называли трансляторами, а процесс перевода -- трансляцией. Транслятор не только переводил программу с алгоритмического языка на язык команд, но и проверял грамотность составленной пользователем программы, выявлял и классифицировал ошибки, давал советы по их устранению.
Прошло всего 7--8 лет, и это поколение буквально вытолкнули машины следующего, третьего поколения. Перевод вычислительной техники на интегральные микросхемы серьезно удешевил ее, поднял возможности и позволил начать новый этап ее практического применения. Компьютеры вторглись -- уже не штучно, а в массовом порядке -- практически во все сферы науки, экономики, управления.
Развитие микроэлектроники позволило создать и освоить технологию интегральных схем с особо большой плотностью компоновки. На одном кристалле размером меньше ногтя стали размещать не десятки и сотни, а десятки тысяч транзисторов и других элементов. Большие интегральные схемы (very large scale integration) составили техническую основу, элементную базу ЭВМ четвертого поколения. Их производительность возросла фантастически -- до сотен миллионов операций в секунду.
Подлинный переворот в автоматике и управлении произвели появившиеся в семидесятые годы микропроцессоры и микро-ЭВМ -- сверхминиатюрные изделия вычислительной техники. Малый вес и габариты, ничтожное электропотребление -- все это позволило встраивать "монолитные" микро-ЭВМ и микропроцессорные наборы непосредственно в средства связи, машины, механизмы, приборы и другие технические устройства, чтобы наилучшим образом управлять их работой и контролировать ее.
ЭВМ третьего-четвертого поколения стали многоязычными и многопрограммными: они получили возможность вести диалог со многими пользователями одновременно и решать задачи, запрограммированные на разных языках.
Основное направление в развитии современных компьютеров (пятого и шестого поколения) -- разработка машины, более похожей на человека по способам ввода и хранения информации и методам решения задач. Различные области информатики занимаются изучением этих проблем -- задач искусственного интеллекта (artificial intelligence), экспертных систем (expert systems) и представления информации (information presentation).
- Введение
- Информационные процессы
- Информационная деятельность человека
- Технические средства хранения информации
- Кодирование информации
- Единицы измерения информации
- Форматы файлов
- Системы счисления
- Двоичная система счисления
- Двоично-шестнадцатеричная таблица
- Двоично-восьмеричная таблица
- Кодирование текста
- Кодирование графической информации
- Кодирование звука
- Типы и назначение компьютеров
- Магистрально-модульный принцип построения компьютера
- Периферийные и внутренние устройства
- Программный принцип управления компьютером
- Компьютерные вирусы
- Правовая охрана программ и gpl
- Введение
- Операционные системы
- Операционная система ms dos
- Операционная система Linux
- Особенности ос Linux
- Графическая среда kde
- Компоненты рабочего стола
- Использование окон
- Поиск файлов
- Эмулятор терминала
- Команды для работы с файлами
- Переадресация ввода и вывода
- Перемещение по файловой системе
- Права доступа к файлам и каталогам
- Копирование файлов
- Создание и удаление каталогов
- Просмотр содержимого файлов
- Перемещение и переименование
- Удаление файлов
- Работа с дискетой ms dos
- Архивация и сжатие файлов
- Изменение прав доступа к файлам
- Команды для работы с файлами и каталогами
- Фильтры
- Другие полезные команды
- Konqueror - файловый менеджер и браузер
- Программа Midnight Commander (mc)
- Компьютерные сети
- Технология World Wide Web (www)
- Универсальный локатор ресурса (url)
- Браузеры и их назначение
- Поиск информации в Интернет
- Электронная почта (e-mail)
- Настройка почты в Netscape
- Отправка почты
- Получение почты
- Inbox -- пришедшие письма;
- Базовые сетевые утилиты
- Введение
- Растровый формат
- Глубина цвета
- Особенности растровой графики
- Jpeg -- формат
- Средства работы с графикой
- Редактор Paint
- Знакомство с редактором
- Редактирование и преобразование рисунка в Paint
- Набор инструментов для рисования
- Рабочее окно xPaint
- Графический редактор gimp
- Интерфейс программы
- Панель инструментов
- Окно изображения
- Ввод графики в эвм
- Обзор цифровой фототехники
- Виды сканеров, их назначение и характеристики
- Особенности сканирования изображений
- Графические планшеты
- Введение
- Форматы текстовых файлов
- Редакторы plain-текста
- NotePad (Блокнот)
- Редактор kEdit
- Редактор kWrite
- Редактор McEdit
- Текстовый редактор Emacs
- Работа с файлами
- Редактирование
- Клавиатурные макросы
- Дополнительные возможности
- Текстовый процессор ms Word
- Колонтитулы
- Многоколоночный текст
- Вставка графики
- Текстовые эффекты
- Включение математических формул