9.4. Дистанционное обучение и организация самостоятельной работы студентов
Все современные образовательные технологии направлены в том числе и на то, чтобы приучить учащихся работать самостоятельно, так как именно самостоятельность дает возможность успешно адаптироваться к работе, в том числе и связанной с быстро меняющимися технологиями. Таким образом, одна из задач обучения состоит в том, чтобы научить и приучить студента самостоятельно работать с учебной (а затем производственной и научной книгой), в частности с электронной. Но особенно важно такое умение при заочном обучении, когда общение студента с преподавателем приобретает эпизодический характер. Современная разновидность заочного обучения - дистанционная подготовка специалистов или дистанционное обучение - преимущественно основано на самостоятельной работе студента.
Система заочной подготовки специалистов долгое время в нашей стране не пользовалась популярностью, так как она считалась неэффективной и низкокачественной. Однако в связи с изменением экономической ситуации в нашей стране возникла объективная необходимость получения качественного образования без прекращения рабочей деятельности и без регламентации часов занятий. Во многих случаях требуется второе высшее образование или высшее образование для так называемых «деловых людей», заинтересованных в получении качественного образования и готовых оплачивать необходимые затраты, но не имеющих возможности регулярно посещать учебное заведение. Для таких людей наиболее приемлемо дистанционное обучение с использованием компьютерных обучающих технологий и электронных учебных пособий как в части лекционного материала, так и материала для проведения практических и лабораторных занятий. Если методика подготовки пособий для дистанционного изучения теоретической части различных дисциплин разработана в достаточной степени, то методика подготовка материалов для виртуального проведения лабораторных и практических работ вызывает множество дополнительных трудностей и проблем, связанных с переводом соответствующих видов деятельности в форму компьютерного моделирования.
Далее остановимся подробнее на дистанционной форме обучения. Дистанционная форма обучения - это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения, с помощью современных информационных технологий, таких как электронная почта, телевидение и глобальная сеть Интернет. Дистанционное обучение можно использовать для получения высшего образования, для повышения квалификации и переподготовки специалистов, для проведения периодических проверок знаний и навыков персонала.
Слушатель может овладевать знаниями дома, на рабочем месте, или в специальном компьютерном классе в своем родном городе, который может находиться в любой точке России, ближнего и дальнего зарубежья. Ему не нужно тратить время и деньги на проезд к месту занятий и обратно, а также на оплату гостиницы, если учебный центр находится в другом городе или другой стране.
Кроме того, он может изучать учебные курсы в любой последовательности, с той скоростью, которая оптимальна лично для него. Все это делает дистанционное обучение качественнее, доступнее и гораздо дешевле традиционного.
Наконец, есть определенная группа людей - инвалиды, для которых затруднено передвижение, т. е. для них дистанционное обучение может оказаться единственно доступной формой образования. Следовательно, такая образовательная система будет нести и определенную социальную нагрузку.
Дистанционная форма предполагает возможность использования нескольких различных моделей обучения.
Модель заочного высшего образования. Предварительно проводится тестирование знаний будущего слушателя, что позволяет индивидуализировать его программу обучения, уделив большее внимание тем предметам, где уровень его подготовки низкий. Последовательно проходятся утвержденные курсы. По окончанию каждого производится дистанционный контроль знаний. Может использоваться семестровая система, аналогичная сдаче зачетов и экзаменов в обычном ВУЗе, или же некий набор обязательных курсов и курсов по выбору. По окончании изучения и контроля знания всех этих курсов слушателю выдается документ о высшем образовании.
Модель консультаций. Консультирование по предметной области со стороны кураторов или специалистов. В этом случае основное внимание уделяется ответам на вопросы слушателей, а для оценки уровня приобретенных знаний применяется итоговое тестирование.
Модель самообразования. Обеспечивается доступ к учебным материалам и сдача тестов по окончанию изучения каждого курса. Сроки изучения жестко не регламентируются. Принципиально возможно получения высшего образования таким путем.
Модель обучения по требованию или по запросу. В этом случае используются специально разработанные курсы. Эта модель наиболее подходит для обучения персонала корпоративного заказчика. Здесь также целесообразно предварительное тестирование и адаптация учебной программы к уровню подготовки слушателей в совокупности или же к каждому в отдельности.
Комбинированная модель. Скажем, получение заочного образования с использованием дистанционного изучения и контроля по части дисциплин. Или получение дистанционного обучения по запросу с привлечением в дальнейшем наиболее подготовленных лиц к очному или очно-заочному образованию.
Дистанционное обучение обязательно требует наличия специального модульного программного обеспечения для поддержки дистанционного образования. Последнее должно обеспечивать выполнение следующих функций:
инструментальная и методическая поддержка авторских коллективов при подготовке материалов для распространения в рамках виртуального учебного центра;
инструментальная поддержка процессов управления корпоративными знаниями;
поддержка проведения собственно дистанционного обучения;
обеспечение дистанционного тестирования и прием зачетов и экзаменов;
администрирование в системе, включая учет слушателей, организация библиотеки, управление учебным процессом в целом и пр.
Взаимоотношения в процессе дистанционного образования могут происходить по схеме, представленной на рис. 9.3:
слушатель после регистрации зачисляется организатором в учебную группу и получает доступ к материалам учебных курсов, размещенным на сервере, снабжается необходимыми дополнительными материалами (учебники, CD-ROM и т.п.), кроме того, на сервере автоматически создается и ведется его персональная страница;
на своей персональной странице слушатель получает информацию от организатора и куратора группы, включая методические рекомендации по планированию выполнения учебных заданий, комментарии своего куратора;
по мере изучения курса слушатель проходит тестирование и сдает экзамены. Доступ к тестам и экзаменам возможен также с персональной страницы слушателя;
в процессе обучения и выполнения контрольных заданий слушатель может использовать электронную почту, прямой обмен файлами с куратором и коллегами по группе, телеконференции с преподавателем по изучаемому курсу и с куратором по общеорганизационным вопросам. При наличии аудио- или видео оборудования слушатель может обсуждать вопросы в режиме аудио или видеконференции;
слушателю доступен раздел «Часто задаваемые вопросы». Дополнительным средством общения является сервер комментариев, позволяющий вставлять заметки на страницах электронного учебника, при этом заметки может видеть сам слушатель, его куратор, коллеги по учебной группе и ведущий курс преподаватель, что обеспечивает дополнительную обратную связь и позволяет постоянно совершенствовать курс.
В США, уже действует множество высших учебных заведений, реализующих дистанционное обучение. В последние годы такие ВУЗы стали появляться и в нашей стране. Во МГУП и его СПб Институте также взят курс на развитие системы заочного образования и внедрение в нее элементов системы дистанционного обучения студентов.
- Предисловие
- 1.2. Составные элементы электронного издания
- 1.2.1. Тексты
- 1.2.2. Иллюстративный материал
- 1.2.3. Звуковое сопровождение
- 1.2.4. Анимация и видео
- 1.3. Форматы электронных изданий
- 1.5. Современное состояние и перспективы электронного книгоиздания
- 2.1. Общая характеристика и структура html-документа
- 2.2. Тело документа и оформление его основных фрагментов
- 2.2.1. Тело документа
- 2.2.2. Теги логического форматирования текста
- 2.2.3. Теги физического форматирования текста
- 2.3. Оформление списков терминов и определений
- 2.3.1. Маркированные списки
- 2.3.2. Создание нумерованных списков
- 2.3.3. Списки определений
- 2.3.4. Многоуровневые списковые структуры
- 2.4. Использование графики при оформлении электронного издания
- 2.5. Включение в издание ссылок и комментариев
- 2.6. Оформление таблиц
- 2.7. Фреймовая структура электронного издания
- 2.8. Html-формы
- 2.9. Понятие о динамическом html и его компонентах
- Глава III. Мультимедийный документ и форматы представления его элементов
- 3.1. Мультимедиа и ее роль в современных информационных технологиях
- 3.2. Форматы представления текстовых блоков электронного издания
- 3.3. Форматы представления графической информации
- 3.4. Форматы представления аудиофайлов
- 3.5. Форматы представления анимации и цифрового видео
- 3.5.1. Анимационные gif-файлы
- 3.5.2. Принципы представления цифрового видео
- 3.5.3. Форматы цифрового видео
- 4. Глава IV. Средства подготовки электронных изданий
- 4.1. Издательские технологии и электронные издания
- 4.2. Подготовка гипертекстовых электронных изданий в doc-формате
- 4.2.1. Подготовка изданий в редакторе ms Word 97
- 4.2.2. Подготовка изданий в редакторе ms Word 2000
- 4.3. Редактирование html-изданий в редакторе ms Word 97
- 4.3.1. Команды секции меню «Формат»
- 4.3.2.Команды секции меню «Вставка»
- 4.4. Общая характеристика типовых html-редакторов первой группы
- 4.5. Общая характеристика wysiwyg-редактора Netscape Composer
- 4.6. Подготовка документов в pdf-формате
- 5. Глава V. Аппаратное и программное обеспечение рабочего места читателя
- 5.1. Требования и рекомендации к аппаратному обеспечению
- 5.1.1. Требования к центральной части или ядру пк
- 5.1.2. Мониторы и требования к ним
- 5.1.3. Cd-rom-накопители для работы с переносимыми изданиями
- 5.2. Назначение и общая характеристика браузеров
- 5.3. Браузер ms Internet Explorer
- 5.3.1. Экранный интерфейс
- 5.3.3. Основные команды меню браузера
- 5.3.4. Ведение журнала обозревателя и команды других секций меню
- 5.4. Программные средства для работы с электронными изданиями в pdf-формате
- 5.5. Программные средства для воспроизведения аудиофайлов
- Глава VI. Подготовка сетевых и мультимедийных изданий в специализированных программных пакетах
- 6.1. Общая характеристика пакета ms FrontPage 2000
- 6.1.1. Интерфейс пакета
- 6.1.2. Технология подготовки новых Web-сайтов
- 6.2. Назначение и общая характеристика пакета Dreamweaver
- 6.2.1. Интерфейс пакета DreamWeaver
- 6.2.2. Последовательность проектирования сайта в пакете Dreamweaver
- 6.3. Подготовка мультимедийных изданий в пакете Macromedia Director
- 6.3.1. Интерфейс пакета Macromedia Director
- 6.3.2. Основные окна и инспекторы пакета
- 6.3.3. Основные этапы работы над мультимедийным электронным изданием
- 6.4. Дизайн Web-сайтов в пакете Macromedia Flash
- 6.4.1. Общая характеристика и интерфейс пакета
- 6.4.2. Основные понятия и элементы Flash-технологии
- 6.5. Общая характеристика других программных средств для Web-дизайна
- 6.5.1. Другие средства проектирования Web-сайтов
- 6.5.2. Подготовка анимационных фрагментов в пакете 3d Studio Max
- 7. Глава VII. Организация хранения электронных изданий
- 7.1. Организация хранения и поиска электронных изданий
- 7.2. Информационное хранилище издательства
- 7.2.1. Требования к информационному хранилищу издательства
- 7.2.2. Проектирование структуры хранилища электронных изданий
- 7.3. Информационная структура современного издательства
- 7.4. Автоматизация выделения метаданных
- 7.4.1. Метаинформация и ее роль
- 7.4.2. Законы Зипфа и автоматизация извлечения метаданных из электронных изданий
- 7.4.3. Применение программ-экстракторов
- 7.5. Публикация содержимого баз данных на Web-страницах
- 7.5.1. Публикация статических Web-страниц
- 7.5.2. Публикация динамических Web-страниц
- 8. Глава VIII. Распространение электронных изданий
- 8.1. Виртуальный мир книги и его особенности
- 8.1.1. Некоммерческие электронные библиотеки
- 8.1.2. Представительство крупных библиотек в Интернете
- 8.2. Электронные книжные магазины
- 8.3. Технология e-book и развитие электронного книгораспространения
- 8.3.1. Специализированные аппаратные средства для работы с электронными изданиями
- 8.3.2. Современное аппаратное средство e-book
- 8.3.3. Программные средства e-book
- 8.3.4. Стандарт Open e-book
- 8.3.5. Достоинства и недостатки технологии e-book
- 9. Глава IX. Электронные учебники
- 9.1. Достоинства и недостатки электронных учебников
- 9.2. Структура электронного учебника
- 9.3. Основные принципы подготовки электронных учебников
- 9.3.1. Размещение информации на поверхности экрана
- 9.3.2. Проблема ориентации и перемещения пользователя внутри электронного издания
- 9.4. Дистанционное обучение и организация самостоятельной работы студентов
- 9.5. Автоматизированные методы оценки уровня подготовки студента