7.4.1. Метаинформация и ее роль
Повсеместное распространение информационной среды Интернет привело к заметному перекосу в части использования однонаправленных ссылок, служащих для организации переходов от одного документа к другому в гипертекстовых структурах. Такие ссылки не имеют атрибутов и не обеспечивают структурирования и классификации документов.
В настоящее время объем информации, циркулирующей в среде Интернет, приближается или даже превысил некий критический предел, в результате значительная ее часть остается невостребованной, препятствуя, пo существу, эффективному использованию этой среды. Все более актуальной становится задача создания гибкой информационной среды для хранения документов, включая статьи, доклады, книжные издания. Желательно обеспечить возможность сборки таких документов в группы (коллекции) с последующей возможностью включения этих первичных коллекций в состав других групп, стремясь получить в результате иерархическую структуру и, в, конечном счете, попытаться упорядочить информационное пространство в целом.
Ссылки следует снабдить такими атрибутами, как имя автора (авторов), название работы, время создания, срок хранения. Интересно отметить, что такие атрибуты рекомендовано хранить не вместе с документами, которые они характеризуют, а в отдельной базе данных, что позволит существенно упростить и ускорить поиск документов. Таким образом, структура хранилища, предложенная в § 7.2, соответствует рекомендуемой в настоящее время структуре хранения данных в глобальной сети.
Для описания метаданных консорциумом W3C подготовлен стандартный формат их представления - Resource Description Framework (RDF), который определяет основные принципы обработки метаданных и обеспечивает функциональную совместимость Web-приложений, обменивающихся такой информацией. В RDF использованы принципы объектно-ориентированного программирования и моделирования и элементы языков HTML, SGML и XML (см. также § 2.9). Следует заметить, что с одной стороны язык XML описывает в RDF синтаксис метаданных, a RDF, в свою очередь, позволяет описывать семантическую структуру XML-документов и передавать смысл данных, заключенных между XML-тегами. Консорциум W3C в учебнике упоминается несколько раз, но роль этого объединения в стандартизации и унификации сетевых средств и технологий поистине неоценима. И мы ее касаемся лишь в незначительной степени.
Наше время характеризуется достаточно тесной интеграцией издательств с сетью Интернет и использованием локальных интрасетей в самом издательстве. Таким образом, даже исходя из требований интеграции в издательстве информация об изданиях должна сопровождаться метаинформацией, которая извлекается из содержимого самого издания, желательно автоматически. Представительство издательств в глобальных сетях также требует соответствия между структурой издательских баз данных и информационных хранилищ на поисковых серверах.
- Предисловие
- 1.2. Составные элементы электронного издания
- 1.2.1. Тексты
- 1.2.2. Иллюстративный материал
- 1.2.3. Звуковое сопровождение
- 1.2.4. Анимация и видео
- 1.3. Форматы электронных изданий
- 1.5. Современное состояние и перспективы электронного книгоиздания
- 2.1. Общая характеристика и структура html-документа
- 2.2. Тело документа и оформление его основных фрагментов
- 2.2.1. Тело документа
- 2.2.2. Теги логического форматирования текста
- 2.2.3. Теги физического форматирования текста
- 2.3. Оформление списков терминов и определений
- 2.3.1. Маркированные списки
- 2.3.2. Создание нумерованных списков
- 2.3.3. Списки определений
- 2.3.4. Многоуровневые списковые структуры
- 2.4. Использование графики при оформлении электронного издания
- 2.5. Включение в издание ссылок и комментариев
- 2.6. Оформление таблиц
- 2.7. Фреймовая структура электронного издания
- 2.8. Html-формы
- 2.9. Понятие о динамическом html и его компонентах
- Глава III. Мультимедийный документ и форматы представления его элементов
- 3.1. Мультимедиа и ее роль в современных информационных технологиях
- 3.2. Форматы представления текстовых блоков электронного издания
- 3.3. Форматы представления графической информации
- 3.4. Форматы представления аудиофайлов
- 3.5. Форматы представления анимации и цифрового видео
- 3.5.1. Анимационные gif-файлы
- 3.5.2. Принципы представления цифрового видео
- 3.5.3. Форматы цифрового видео
- 4. Глава IV. Средства подготовки электронных изданий
- 4.1. Издательские технологии и электронные издания
- 4.2. Подготовка гипертекстовых электронных изданий в doc-формате
- 4.2.1. Подготовка изданий в редакторе ms Word 97
- 4.2.2. Подготовка изданий в редакторе ms Word 2000
- 4.3. Редактирование html-изданий в редакторе ms Word 97
- 4.3.1. Команды секции меню «Формат»
- 4.3.2.Команды секции меню «Вставка»
- 4.4. Общая характеристика типовых html-редакторов первой группы
- 4.5. Общая характеристика wysiwyg-редактора Netscape Composer
- 4.6. Подготовка документов в pdf-формате
- 5. Глава V. Аппаратное и программное обеспечение рабочего места читателя
- 5.1. Требования и рекомендации к аппаратному обеспечению
- 5.1.1. Требования к центральной части или ядру пк
- 5.1.2. Мониторы и требования к ним
- 5.1.3. Cd-rom-накопители для работы с переносимыми изданиями
- 5.2. Назначение и общая характеристика браузеров
- 5.3. Браузер ms Internet Explorer
- 5.3.1. Экранный интерфейс
- 5.3.3. Основные команды меню браузера
- 5.3.4. Ведение журнала обозревателя и команды других секций меню
- 5.4. Программные средства для работы с электронными изданиями в pdf-формате
- 5.5. Программные средства для воспроизведения аудиофайлов
- Глава VI. Подготовка сетевых и мультимедийных изданий в специализированных программных пакетах
- 6.1. Общая характеристика пакета ms FrontPage 2000
- 6.1.1. Интерфейс пакета
- 6.1.2. Технология подготовки новых Web-сайтов
- 6.2. Назначение и общая характеристика пакета Dreamweaver
- 6.2.1. Интерфейс пакета DreamWeaver
- 6.2.2. Последовательность проектирования сайта в пакете Dreamweaver
- 6.3. Подготовка мультимедийных изданий в пакете Macromedia Director
- 6.3.1. Интерфейс пакета Macromedia Director
- 6.3.2. Основные окна и инспекторы пакета
- 6.3.3. Основные этапы работы над мультимедийным электронным изданием
- 6.4. Дизайн Web-сайтов в пакете Macromedia Flash
- 6.4.1. Общая характеристика и интерфейс пакета
- 6.4.2. Основные понятия и элементы Flash-технологии
- 6.5. Общая характеристика других программных средств для Web-дизайна
- 6.5.1. Другие средства проектирования Web-сайтов
- 6.5.2. Подготовка анимационных фрагментов в пакете 3d Studio Max
- 7. Глава VII. Организация хранения электронных изданий
- 7.1. Организация хранения и поиска электронных изданий
- 7.2. Информационное хранилище издательства
- 7.2.1. Требования к информационному хранилищу издательства
- 7.2.2. Проектирование структуры хранилища электронных изданий
- 7.3. Информационная структура современного издательства
- 7.4. Автоматизация выделения метаданных
- 7.4.1. Метаинформация и ее роль
- 7.4.2. Законы Зипфа и автоматизация извлечения метаданных из электронных изданий
- 7.4.3. Применение программ-экстракторов
- 7.5. Публикация содержимого баз данных на Web-страницах
- 7.5.1. Публикация статических Web-страниц
- 7.5.2. Публикация динамических Web-страниц
- 8. Глава VIII. Распространение электронных изданий
- 8.1. Виртуальный мир книги и его особенности
- 8.1.1. Некоммерческие электронные библиотеки
- 8.1.2. Представительство крупных библиотек в Интернете
- 8.2. Электронные книжные магазины
- 8.3. Технология e-book и развитие электронного книгораспространения
- 8.3.1. Специализированные аппаратные средства для работы с электронными изданиями
- 8.3.2. Современное аппаратное средство e-book
- 8.3.3. Программные средства e-book
- 8.3.4. Стандарт Open e-book
- 8.3.5. Достоинства и недостатки технологии e-book
- 9. Глава IX. Электронные учебники
- 9.1. Достоинства и недостатки электронных учебников
- 9.2. Структура электронного учебника
- 9.3. Основные принципы подготовки электронных учебников
- 9.3.1. Размещение информации на поверхности экрана
- 9.3.2. Проблема ориентации и перемещения пользователя внутри электронного издания
- 9.4. Дистанционное обучение и организация самостоятельной работы студентов
- 9.5. Автоматизированные методы оценки уровня подготовки студента