4.1. Издательские технологии и электронные издания
При заключении договора автор обычно представляет в издательство полный текст своего произведения и список иллюстраций с подробным описанием методов их создания, а иногда и сами иллюстрации. Авторский текст набран, как правило, в одном из текстовых редакторов. Чаще всего в нашей стране для этого используют различные версии Microsoft Word.
Издательская подготовка к публикации книг и журналов включает в себя несколько этапов. В нее входит редактирование и оформление текста, подготовка иллюстраций, а затем - верстка издания, т. е. интеграция текста с иллюстрациями и, на заключительном этапе, подготовка компьютерного оригинала-макета. Для печатных изданий обычно выполняется также дизайн издания в целом, т. е. оформление его внешнего вида: в первую очередь обложки или переплета, а иногда и книжного блока.
Подготовка оригинала-макета издания обычно осуществляется в одном из верстальных пакетов: PageMaker, QuarkXPress или, реже, Ventura Publisher (Corel Ventura). Такое окончательно сверстанное издание может рассматриваться как его электронная версия, полностью идентичная печатной. Однако в большинстве случаев не только дизайн, но и форматы электронного издания должны отличаться от печатного. Поэтому в верстальные пакеты встроены специальные модули для преобразования издания в формат HTML или PDF. Таким образом, для преобразования подготовленного издательством макета печатного издания в электронное издание в заданном формате от сотрудников этого издательства не требуется практически никаких дополнительных усилий.
Однако, как уже упоминалось в первой главе, некоторые издания (например, библиографические справочники или путеводители на компакт-дисках) изначально проектируются в электронном виде. Во второй главе было отмечено, чтоHTML-документ может создаваться в самых простых текстовых редакторах, причем теги HTML-форматирования добавляются в ранее подготовленный текстовый документ вручную. Такой способ вполне допустим, однако он требует кропотливого рутинного ручного труда, а также хорошего знания языка HTML и больших затрат времени. Поэтому стремление к автоматизации такого рода труда с помощью специальных HTML-редакторов естественно.
Такие редакторы принято разбивать на две группы: редакторы тегов и WYSIWYG-редакторы. Редакторы тегов представляют возможность записывать исходный код документа на языке HTML. Современные версии таких редакторов имеют панели инструментов для генерации HTML-элементов (тегов и тегов-контейнеров), а также специальные мастера и шаблоны для облегчения работы со сложными элементами типа таблиц и списков. В таких редакторах содержатся также возможности синтаксической проверки записи тегов, что позволяет автоматизировать процесс обнаружения простых синтаксических ошибок. Типичным представителем редакторов первой группы является HotDog Web Editor, многочисленные версии которого разработаны фирмой Sausage Software .
Редакторы второй группы не требуют глубоких знаний языка HTML, а позволяют пользователю с помощью специальных инструментов изменять визуально внешний вид HTML-издания, встраивая в издание требуемые элементы и изменяя их размещение и взаимное расположение на странице. При этом соответствующий HTML-код создается автоматически. Сам принцип WYSIWYG (аббревиатура What You See Is What You Get) означает «что ты видишь, то и получишь», т. е. редактор выполняет функции визуального конструктора страницы. Пользователь ограничен возможностями такого редактора, которые могут не обеспечить достаточной гибкости работы на уровне тегов. Характерными представителями редакторов этой группы является Netscape Composer, входящий в состав пакета Netscape Communicator, и Microsoft FrontPage, причем первый из них рассмотрен в § 4.5 данной главы, а последний - вшестой главе.
С течением времени различие между этими двумя группами все больше стирается: инструменты редакторов первой группы становятся все мощнее и обеспечивают все большие возможности визуального программирования и размещения HTML-элементов и структур на страницах изданий, а редакторы WYSIWYG-группы становятся все более гибкими и мощными, а их возможности расширяются. Надо сказать, что один из наиболее популярных редакторов в нашей стране - Microsoft Word - в частности его версия 1997 г., превратилась не только в мощный редактор гипертекстовых документов, но и в современный HTML-редактор второй группы, который может также работать в режиме редактирования тегов. Поэтому именно с этого редактора, пригодного как для подготовки гипертекстовых документов в формате DOC, так и электронных изданий в HTML-формате, мы начинаем рассмотрение средств и технологии подготовки электронного издания.
- Предисловие
- 1.2. Составные элементы электронного издания
- 1.2.1. Тексты
- 1.2.2. Иллюстративный материал
- 1.2.3. Звуковое сопровождение
- 1.2.4. Анимация и видео
- 1.3. Форматы электронных изданий
- 1.5. Современное состояние и перспективы электронного книгоиздания
- 2.1. Общая характеристика и структура html-документа
- 2.2. Тело документа и оформление его основных фрагментов
- 2.2.1. Тело документа
- 2.2.2. Теги логического форматирования текста
- 2.2.3. Теги физического форматирования текста
- 2.3. Оформление списков терминов и определений
- 2.3.1. Маркированные списки
- 2.3.2. Создание нумерованных списков
- 2.3.3. Списки определений
- 2.3.4. Многоуровневые списковые структуры
- 2.4. Использование графики при оформлении электронного издания
- 2.5. Включение в издание ссылок и комментариев
- 2.6. Оформление таблиц
- 2.7. Фреймовая структура электронного издания
- 2.8. Html-формы
- 2.9. Понятие о динамическом html и его компонентах
- Глава III. Мультимедийный документ и форматы представления его элементов
- 3.1. Мультимедиа и ее роль в современных информационных технологиях
- 3.2. Форматы представления текстовых блоков электронного издания
- 3.3. Форматы представления графической информации
- 3.4. Форматы представления аудиофайлов
- 3.5. Форматы представления анимации и цифрового видео
- 3.5.1. Анимационные gif-файлы
- 3.5.2. Принципы представления цифрового видео
- 3.5.3. Форматы цифрового видео
- 4. Глава IV. Средства подготовки электронных изданий
- 4.1. Издательские технологии и электронные издания
- 4.2. Подготовка гипертекстовых электронных изданий в doc-формате
- 4.2.1. Подготовка изданий в редакторе ms Word 97
- 4.2.2. Подготовка изданий в редакторе ms Word 2000
- 4.3. Редактирование html-изданий в редакторе ms Word 97
- 4.3.1. Команды секции меню «Формат»
- 4.3.2.Команды секции меню «Вставка»
- 4.4. Общая характеристика типовых html-редакторов первой группы
- 4.5. Общая характеристика wysiwyg-редактора Netscape Composer
- 4.6. Подготовка документов в pdf-формате
- 5. Глава V. Аппаратное и программное обеспечение рабочего места читателя
- 5.1. Требования и рекомендации к аппаратному обеспечению
- 5.1.1. Требования к центральной части или ядру пк
- 5.1.2. Мониторы и требования к ним
- 5.1.3. Cd-rom-накопители для работы с переносимыми изданиями
- 5.2. Назначение и общая характеристика браузеров
- 5.3. Браузер ms Internet Explorer
- 5.3.1. Экранный интерфейс
- 5.3.3. Основные команды меню браузера
- 5.3.4. Ведение журнала обозревателя и команды других секций меню
- 5.4. Программные средства для работы с электронными изданиями в pdf-формате
- 5.5. Программные средства для воспроизведения аудиофайлов
- Глава VI. Подготовка сетевых и мультимедийных изданий в специализированных программных пакетах
- 6.1. Общая характеристика пакета ms FrontPage 2000
- 6.1.1. Интерфейс пакета
- 6.1.2. Технология подготовки новых Web-сайтов
- 6.2. Назначение и общая характеристика пакета Dreamweaver
- 6.2.1. Интерфейс пакета DreamWeaver
- 6.2.2. Последовательность проектирования сайта в пакете Dreamweaver
- 6.3. Подготовка мультимедийных изданий в пакете Macromedia Director
- 6.3.1. Интерфейс пакета Macromedia Director
- 6.3.2. Основные окна и инспекторы пакета
- 6.3.3. Основные этапы работы над мультимедийным электронным изданием
- 6.4. Дизайн Web-сайтов в пакете Macromedia Flash
- 6.4.1. Общая характеристика и интерфейс пакета
- 6.4.2. Основные понятия и элементы Flash-технологии
- 6.5. Общая характеристика других программных средств для Web-дизайна
- 6.5.1. Другие средства проектирования Web-сайтов
- 6.5.2. Подготовка анимационных фрагментов в пакете 3d Studio Max
- 7. Глава VII. Организация хранения электронных изданий
- 7.1. Организация хранения и поиска электронных изданий
- 7.2. Информационное хранилище издательства
- 7.2.1. Требования к информационному хранилищу издательства
- 7.2.2. Проектирование структуры хранилища электронных изданий
- 7.3. Информационная структура современного издательства
- 7.4. Автоматизация выделения метаданных
- 7.4.1. Метаинформация и ее роль
- 7.4.2. Законы Зипфа и автоматизация извлечения метаданных из электронных изданий
- 7.4.3. Применение программ-экстракторов
- 7.5. Публикация содержимого баз данных на Web-страницах
- 7.5.1. Публикация статических Web-страниц
- 7.5.2. Публикация динамических Web-страниц
- 8. Глава VIII. Распространение электронных изданий
- 8.1. Виртуальный мир книги и его особенности
- 8.1.1. Некоммерческие электронные библиотеки
- 8.1.2. Представительство крупных библиотек в Интернете
- 8.2. Электронные книжные магазины
- 8.3. Технология e-book и развитие электронного книгораспространения
- 8.3.1. Специализированные аппаратные средства для работы с электронными изданиями
- 8.3.2. Современное аппаратное средство e-book
- 8.3.3. Программные средства e-book
- 8.3.4. Стандарт Open e-book
- 8.3.5. Достоинства и недостатки технологии e-book
- 9. Глава IX. Электронные учебники
- 9.1. Достоинства и недостатки электронных учебников
- 9.2. Структура электронного учебника
- 9.3. Основные принципы подготовки электронных учебников
- 9.3.1. Размещение информации на поверхности экрана
- 9.3.2. Проблема ориентации и перемещения пользователя внутри электронного издания
- 9.4. Дистанционное обучение и организация самостоятельной работы студентов
- 9.5. Автоматизированные методы оценки уровня подготовки студента