4.6. Подготовка документов в pdf-формате
Выше уже отмечалась возможность непосредственного сохранения сверстанных изданий в формате PDF, для чего в верстальных пакетах предусмотрены специальные модули-конвертеры. В частности, в пакете PageMaker 6.5 в секции меню «Файл» предусмотрена команда «Экспортировать» и подкоманда «Adobe PDF». Это иллюстрируется фрагментом интерфейса пакета, представленного на рис. 4.39. Кстати, на том же рис. 4.39видна палитра «Гиперсвязи», позволяющая организовать систему ссылок и переходов в издании. Эта же палитра позволяет включить в электронное издание в PDF-формате ссылки на аудио- и видеофайлы, т. е. сделать это издание мультимедийным.
Исходно PDF-формат был предложен фирмой Adobe как платформно-независимый для создания электронных документов, презентаций, а также передачи сверстанных документов и графиков по сетям. Первая строка файла представляет собой запись вида: %PDF-<# версии>. Остальной файл - это последовательность пронумерованных объектов. В конце файла находится таблица перекрестных ссылок, позволяющая загрузившему файл приложению локализовать любой объект файла, каждый из которых имеет свой номер. Приложение начинает чтение фа ила сего конца, где находится указание на местоположение таблицы ссылок и так называемого «корневого объекта», в котором содержатся ссылки на все объекты в документе, в том числе: план издания, резюме, отдельные его страницы.
Такая структура позволяет загружать любой из объектов файла, не загружая весь файл целиком. Она же позволяет редактировать любой объект файла, добавляя его исправленный вариант в конец файла и создавая на него новую ссылку в таблице перекрестных ссылок. Можно разбить таблицу перекрестных ссылок на несколько частей так, чтобы свежие варианты ссылок заменяли устаревшие.
Формат PDF целесообразно использовать именно в тех случаях, когда необходимо сохранить точное форматирование документа. Именно поэтому многие фирмы хранят в формате PDF электронную документацию своей продукции, предоставляя доступ к ней заказчикам или же распечатывая ее при необходимости. Некоторые издательства, специализирующиеся на электронных изданиях и печати по заказу, также хранят издания в этом формате. Дополнительным достоинством PDF-файлов является возможность их эффективного сжатия, что облегчает их перенос и передачу по сетям.
В то же время для публикаций в системе World Wide Web формат PDF не нашел широкого применения вследствие жесткой физической разметки соответствующего издания. Файлы в этом формате не могут заново форматироваться в соответствии с требованиями различных устройств вывода данных. Например, документ может не поместиться по горизонтали на экране с низким разрешением, что чрезвычайно затруднит его чтение. Конечно, система логической разметки документа, которая позволяет без труда переформатировать документ в соответствии с требованиями устройства вывода, в таких случаях предпочтительнее. Разнообразная дополнительная информация о PDF-файлах и бесплатные программные средства для создания таких файлов и их просмотра, в частности, различные версии редактора Acrobat, имеются на сервере фирмы Adobe (www.adobe.com). Относительно новая продукция фирмы - редактор Acrobat Reader 4.0 - обладает рядом дополнительных свойств: возможностью создавать PDF-файлы из любых приложений, создавать аннотации для таких файлов, а также отправлять их адресату по электронной почте. Сказанное иллюстрируется данными, представленными на рис. 4.40.
Одностраничные файлы PDF-формата могут создаваться в графических пакетах Illustrator и PhotoShop, причем достаточно высокого качества. Многостраничные документы в формате PDF кроме верстальных пакетов могут создаваться в программах Adobe Acrobat Exchange, InDesidn, PDFWriter и Acrobat Distiller. Кратко остановимся на возможностях и особенностях этих программ.
Программа InDesidn вносит небольшие искажения цвета при преобразовании рисунков с RGB цветовым представлением в цветовые координаты CMYK, a PDFWriter предназначается для быстрого изготовления простых текстовых документов. У него наблюдаются некоторые проблемы при обработке цветных иллюстраций и встраивании шрифтов. Максимально близкие к оригиналу PDF-издания создает из документов в форматах PostScript и EPS программа Acrobat Distiller, распространяемая в составе пакета Adobe Acrobat, а также в качестве приложения к верстальному пакету PageMaker, начиная с версии 6.0, когда фирма Adobe стала владельцем фирмы Aldus и приобрела права на распространение и выпуск новых версий этого верстального пакета.
Существует большое количество различных программ и дополнительных модулей к программам, которые ориентированы на решение самых различных задач, связанных с редактированием, подготовкой и выводом на печать документов в формате PDF. Многие из них перечислены в работе . Так, программа DigiScript позволяет редактировать в графической форме любые фрагменты файла PDF и PostScript, а также трансформировать из одного из этих форматов в другой.
Пакет DocuCom 2.0 близок по своим возможностям к Acrobat Exchange, Distiller и PDF Writer. Кроме того, он поддерживает многоязычные файлы PDF и наборы шрифтов, которые не могут использоваться под Windows. Он также содержит встроенный инструментарий для создания аннотаций. Модуль PDF Embedder позволяет дополнять PDF-файлы новыми текстами и иллюстрациями, которые также трансформируются в этот формат.
4.7.
Программы-конструкторы для подготовки анимационных GIF-файлов
Ранее уже говорилось, что как в электронных изданиях, так и на Web-страницах широко используются изображения, представленные в виде GIF-файлов. Такие файлы могут быть получены путем преобразования изображений с индексированными цветами из других форматов в формат GIF. Сложнее обстоит дело с анимацией. GIF- практически единственный распространенный компактный анимационный формат, который непосредственно поддерживается абсолютным большинством браузеров, в том числе - Internet Explorer и Netscape Communicator. Подготовка GIF-файлов, содержащих единственное изображение, возможна во многих графических редакторах и не связана с какими-либо трудностями. Поэтому нам представляется важным в рамках этого курса изложить средства и технологию подготовки анимационных GIF-файлов.
Впервые формат animated GIF был создан фирмой CompuServ в 1987 г. и получил имя GIF87a. В этом стандарте было предусмотрено чередование строк (Interlacing), что обеспечивает быструю загрузку «костяка» изображения с постепенной его детализацией. В файле предусмотрено внутреннее сжатие без потерь на основе алгоритма LZW, что минимизирует его объем. Формат позволяет определить логическую область на экране, в произвольном месте которой производится вывод изображений. Спецификация GIF 89a добавила в формат новые возможности, в том числе: управление задержкой смены кадров, управление прозрачностью, включение в файл комментариев, вывод текста и пр.
Со второй половины 2000 г. отмечается быстрый рост интереса и потребностей в средствах создания GIF-файлов. На платформе Windows для этого традиционно чаще других используются программы GIF Animator фирмы Ulead System, Microsoft GIF Animator и GIF Construction Set фирмы Alchemy Mindworks. В качестве примера рассмотрим подготовку анимационного файла с помощью широко известной версии 2.0а последней программы. На рис. 4.41представлен ее исходный интерфейс-заставка.
Создание анимационного GIF-файла во всех перечисленных программах включает в себя два этапа: собственно создание такого файла и его последующая оптимизация. Процесс создания файла состоит в поочередном добавлении графических изображений в структуру GIF-файла. Все три упомянутые выше программы могут добавлять отдельные кадры в анимацию не только из файлов, но из буфера обмена оболочки Windows. Важным дополнительным достоинством программ является возможность создания анимации на основе лишь двух изображений: начального и конечного. Промежуточные изображения генерируются программой автоматически с помощью одного из нескольких возможных эффектов, например, наплыва нового изображения поверх старого, смены листа бумаги, на котором формируется изображения и пр.
Анимационный файл всегда содержит один блок заголовка (HEADER) и несколько блоков с отдельными изображениями (IMAGE), которым могут предшествовать блоки управления (CONTROL). В начале работы по составлению анимационного файла программа формирует рабочее окно, в котором содержится лишь один заголовок. Соответствующий интерфейс представлен на рис. 4.42.
Как следует из рис. 4.42блок HEADER содержит информацию о размерах логического экрана в пикселах, что определяет размер прямоугольной области, внутри которой будет размещаться анимационное изображение. Для каждого отдельного кадра анимации задается смещение в пикселах относительно верхнего левого угла логического экрана.
Пользователь может самостоятельно изменять размеры логического экрана. При этом следует иметь в виду, что, если хотя бы один из кадров выйдет за пределы логического экрана, то это вызовет в браузере неустранимую ошибку и приведет к прекращению его работы. Для включения в анимацию отдельного кадра можно воспользоваться командой «Insert block/ Image» секции меню «Edit» или буфером обмена, куда предварительно было помещено изображение, и командой «Paste». Сказанное иллюстрируется рис. 4.43. Редактирование блока Image состоит в изменении координат смещения левого верхнего края кадра относительно логического экрана и использовании или отказе от локальной палитры. При добавлении кадра в список блоков файла автоматически выполняется сравнение его палитры с глобальной. Если какой-то оттенок отсутствует в глобальной палитре, то предлагаются варианты замены этого тона на имеющиеся в палитре.
После того как все кадры изображения помещены в анимационный GIF-файл, начинается работа с управляющими блоками: глобальным и локальными. С помощью локального блока можно задать для каждого кадра изображения временную задержку, локальную палитру, положение на логическом экране, способ удаления и пр. Рассматриваемая программа и аниматор фирм Microsoft позволяют выделить несколько локальных блоков и сразу для всех определить значения параметров.
Полученные результаты можно предварительно оценить путем просмотра GIF-файла (кнопка Preview). Однако результаты просмотра не всегда совпадают с тем, что будет получено при отображении файла браузером. Команды секции меню «Block» позволяют выполнять операции по преобразованию отдельного кадра изображения, помещенного в анимационный файл. Как показано на рис. 4.44, можно вращать (Rotate) и изменять размер (Resize) изображения, получать его зеркальное отражение (Flip) и негатив (Reverse), настраивать цвета (Color and Balance), кадрировать (Crop) и пр.
В пакете предусмотрена возможность автоматического преобразования фрагмента цифрового видео (Movie) из формата AVI в анимационный GIF-файл. Для этого следует выбрать команду «Movie/Movie to GIF» секции меню File, что показано на рис. 4.45. В этой же секции имеется команда вызова мастера анимации (Animation Wizard), применение которого позволяет упростить и ускорить процесс создания анимационного файла (рис. 4.46). В этом случае пользователь должен только отвечать на ряд последовательно задаваемых ему вопросов в форме установки значений переключателей. В качестве примера приведен один из рабочих экранов мастера анимации, в котором пользователь должен ответить на вопрос о формате изображений, входящих в состав анимационного файла: они подготовлены в растровом формате (Photorealistic), т. е. оцифрованы с помощью сканера или созданы либо в растровом пакете компьютерной графики, либо в векторном формате (Line drawing). Кроме того, требуется указать, какая требуется палитра для передачи цветовых оттенков изображений: ограничиться одной глобальной палитрой (Matched to first palette), использовать расширенную цветовую палитру (Matched to super palette) или же (для векторного формата) ограничиться 16 цветами.
Возможно создание анимационной бегущей строки в виде нескольких отдельных ее изображений, а также специальной бегущей строки, имитирующей световую рекламу. Наконец, возможно, как уже упоминалось в запросе мастера анимации, использование расширенной палитры цветов, число оттенков в которой превышает 256.
На рис. 4.47представлен результат просмотра подготовленного GIF-файла, содержащего несколько блоков изображений; так как блоки одновременно не помещаются слева в своем рабочем окне, в нем автоматически создан слайдер. Для каждого из блоков, показанных в окне, выведены размеры, величина смещения и миниатюра данного кадра изображения.
В процессе разработки анимационного файла следует придерживаться некоторых рекомендаций:
по мере возможности не пользоваться локальными цветовыми палитрами, так как иногда их применение приводит к искажениям отдельных тонов;
прозрачный тон следует задавать только глобально, так как локальные палитры прозрачность не поддерживают;
следует тщательно проверять размер кадров, так как если изображение не помещается на логическом экране, то это может привести к многим нежелательным последствиям, в том числе - аварийному завершению работы браузера.
Для уменьшения суммарного размера полученного анимационного файла следует провести его оптимизацию. Во время этого процесса осуществляется удаление избыточной информации из файла и оптимизация локальных палитр. Последняя состоит в максимальном использовании глобальной палитры и уменьшении количества оттенков в локальных. Возможность удаления избыточной информации определяется подобием и сходством соседних кадров изображения. В частности, можно вручную удалять из каждого последующего кадра повторяющуюся часть рисунка и выбирать его координаты на логическом экране таким образом, чтобы хорошо передать эффект движения.
Программа GIF Construction Set Professional фирмы Alchemy Mindworks (как и программа GIF Animator фирмы Ulead System) выполняет автоматически основную часть работы по оптимизации, что является важным преимуществом по сравнению с аналогичной программой фирмы Microsoft. Для этой цели после окончания работы по созданию файла используется команда автоматической оптимизации - «Supercompress».
В 2000 году появились новые, более мощные версии всех трех описанных пакетов для создания анимационных файлов. В частности, фирма Ulead разработала GIF Animator 4.0, который, по их мнению, является самым быстрым и наиболее простым в применении для производства мощных анимационных GIF-композиций. В него, в частности, включена опция для непосредственного размещения анимации на странице сайта, а также автоматический оптимизатор цветовой палитры. Возможна пробная загрузка полнофункциональной версии аниматора с сервера фирмы Ulead. Сказанное иллюстрируется данными, представленными на рис. 4.48.
Количество аниматоров в последние годы растет в геометрической прогрессии. Кратко остановимся на некоторых из них. GIF Movie Gear - аниматор высокого класса, позволяет обрабатывать отдельные кадры, осуществлять чересстрочную загрузку анимационных изображений, оптимизацию палитры путем сокращения числа используемых оттенков. Хага 3D - многофункциональный качественный 3D аниматор текстовых надписей. Он характеризуется дружественным интерфейсом, простой в использовании и не требует наличия художественных навыков. Объем около 895 Кб. AniMagic GIF Animator - простой аниматор, позволяет сжимать полученные файлы до четырех раз. Пригоден для создания анимационных изображений и баннеров. Объем около 450 Кб. Подобные же характеристики имеет HVS Animator Pro, объем которого 309 Кб.
Версия 5.5 классического графического пакета для издательско-полиграфических целей PhotoShop теперь включает в себя другой известный продукт фирмы Adobe ImageReady 2.0. Шаг вполне естественный, так как подготовка графики для электронных изданий становится основным занятием многих пользователей PhotoShop. Включение в один пакет инструментов полного цикла работе веб-графикой (от эскиза до генерации HTML-страниц) дает Photoshop'y очевидное преимущество перед конкурирующими пакетами. Так, оптимизатор Web-изображений в версии 5.5 полностью снимает с дизайнеров проблему оптимизации сетевой графики. А если вам потребуется создать анимационный GIF-файл, то можно использовать встроенный ImageReady. Причем пользователь может отдельно редактировать каждый кадр будущей анимации, расположенный в отдельном слое файла в основном формате PhotoShop'a - в формате PSD. Слои позволяют также просто обеспечить пространственный сдвиг каждого последующего кадра изображения относительно предыдущего.
Новая версия Adobe PhotoShop 6.0 включает ImageReady 3.0, в который добавлены новые средства векторной графики, новые возможности форматирования текстов, улучшена работа со слоями и др. Таким образом, потребность в качественных и удобных GIF-аниматорах успешно обеспечена фирмами, специализирующимися в разработке программ компьютерной графики и Web-дизайна.
- Предисловие
- 1.2. Составные элементы электронного издания
- 1.2.1. Тексты
- 1.2.2. Иллюстративный материал
- 1.2.3. Звуковое сопровождение
- 1.2.4. Анимация и видео
- 1.3. Форматы электронных изданий
- 1.5. Современное состояние и перспективы электронного книгоиздания
- 2.1. Общая характеристика и структура html-документа
- 2.2. Тело документа и оформление его основных фрагментов
- 2.2.1. Тело документа
- 2.2.2. Теги логического форматирования текста
- 2.2.3. Теги физического форматирования текста
- 2.3. Оформление списков терминов и определений
- 2.3.1. Маркированные списки
- 2.3.2. Создание нумерованных списков
- 2.3.3. Списки определений
- 2.3.4. Многоуровневые списковые структуры
- 2.4. Использование графики при оформлении электронного издания
- 2.5. Включение в издание ссылок и комментариев
- 2.6. Оформление таблиц
- 2.7. Фреймовая структура электронного издания
- 2.8. Html-формы
- 2.9. Понятие о динамическом html и его компонентах
- Глава III. Мультимедийный документ и форматы представления его элементов
- 3.1. Мультимедиа и ее роль в современных информационных технологиях
- 3.2. Форматы представления текстовых блоков электронного издания
- 3.3. Форматы представления графической информации
- 3.4. Форматы представления аудиофайлов
- 3.5. Форматы представления анимации и цифрового видео
- 3.5.1. Анимационные gif-файлы
- 3.5.2. Принципы представления цифрового видео
- 3.5.3. Форматы цифрового видео
- 4. Глава IV. Средства подготовки электронных изданий
- 4.1. Издательские технологии и электронные издания
- 4.2. Подготовка гипертекстовых электронных изданий в doc-формате
- 4.2.1. Подготовка изданий в редакторе ms Word 97
- 4.2.2. Подготовка изданий в редакторе ms Word 2000
- 4.3. Редактирование html-изданий в редакторе ms Word 97
- 4.3.1. Команды секции меню «Формат»
- 4.3.2.Команды секции меню «Вставка»
- 4.4. Общая характеристика типовых html-редакторов первой группы
- 4.5. Общая характеристика wysiwyg-редактора Netscape Composer
- 4.6. Подготовка документов в pdf-формате
- 5. Глава V. Аппаратное и программное обеспечение рабочего места читателя
- 5.1. Требования и рекомендации к аппаратному обеспечению
- 5.1.1. Требования к центральной части или ядру пк
- 5.1.2. Мониторы и требования к ним
- 5.1.3. Cd-rom-накопители для работы с переносимыми изданиями
- 5.2. Назначение и общая характеристика браузеров
- 5.3. Браузер ms Internet Explorer
- 5.3.1. Экранный интерфейс
- 5.3.3. Основные команды меню браузера
- 5.3.4. Ведение журнала обозревателя и команды других секций меню
- 5.4. Программные средства для работы с электронными изданиями в pdf-формате
- 5.5. Программные средства для воспроизведения аудиофайлов
- Глава VI. Подготовка сетевых и мультимедийных изданий в специализированных программных пакетах
- 6.1. Общая характеристика пакета ms FrontPage 2000
- 6.1.1. Интерфейс пакета
- 6.1.2. Технология подготовки новых Web-сайтов
- 6.2. Назначение и общая характеристика пакета Dreamweaver
- 6.2.1. Интерфейс пакета DreamWeaver
- 6.2.2. Последовательность проектирования сайта в пакете Dreamweaver
- 6.3. Подготовка мультимедийных изданий в пакете Macromedia Director
- 6.3.1. Интерфейс пакета Macromedia Director
- 6.3.2. Основные окна и инспекторы пакета
- 6.3.3. Основные этапы работы над мультимедийным электронным изданием
- 6.4. Дизайн Web-сайтов в пакете Macromedia Flash
- 6.4.1. Общая характеристика и интерфейс пакета
- 6.4.2. Основные понятия и элементы Flash-технологии
- 6.5. Общая характеристика других программных средств для Web-дизайна
- 6.5.1. Другие средства проектирования Web-сайтов
- 6.5.2. Подготовка анимационных фрагментов в пакете 3d Studio Max
- 7. Глава VII. Организация хранения электронных изданий
- 7.1. Организация хранения и поиска электронных изданий
- 7.2. Информационное хранилище издательства
- 7.2.1. Требования к информационному хранилищу издательства
- 7.2.2. Проектирование структуры хранилища электронных изданий
- 7.3. Информационная структура современного издательства
- 7.4. Автоматизация выделения метаданных
- 7.4.1. Метаинформация и ее роль
- 7.4.2. Законы Зипфа и автоматизация извлечения метаданных из электронных изданий
- 7.4.3. Применение программ-экстракторов
- 7.5. Публикация содержимого баз данных на Web-страницах
- 7.5.1. Публикация статических Web-страниц
- 7.5.2. Публикация динамических Web-страниц
- 8. Глава VIII. Распространение электронных изданий
- 8.1. Виртуальный мир книги и его особенности
- 8.1.1. Некоммерческие электронные библиотеки
- 8.1.2. Представительство крупных библиотек в Интернете
- 8.2. Электронные книжные магазины
- 8.3. Технология e-book и развитие электронного книгораспространения
- 8.3.1. Специализированные аппаратные средства для работы с электронными изданиями
- 8.3.2. Современное аппаратное средство e-book
- 8.3.3. Программные средства e-book
- 8.3.4. Стандарт Open e-book
- 8.3.5. Достоинства и недостатки технологии e-book
- 9. Глава IX. Электронные учебники
- 9.1. Достоинства и недостатки электронных учебников
- 9.2. Структура электронного учебника
- 9.3. Основные принципы подготовки электронных учебников
- 9.3.1. Размещение информации на поверхности экрана
- 9.3.2. Проблема ориентации и перемещения пользователя внутри электронного издания
- 9.4. Дистанционное обучение и организация самостоятельной работы студентов
- 9.5. Автоматизированные методы оценки уровня подготовки студента