5.1 Социальные сети
Главное предназначение телекоммуникационных сетей - организация непосредственного общения людей. По мере развития техники связи, Internet обеспечивает все новые разнообразные средства межличностного общения. Три крупные группы таких средств перечислены ниже.
1. Электронная почта дает возможность обмениваться информацией как двум абонентам, так и группам людей. Для этого служат группы или списки рассылки.
2. Телеконференции или группы новостей обеспечивают различные способы группировки сообщений, хранение сообщений, предоставление заинтересованным лицам доступа ко всей истории обмена.
3. При хорошем состоянии каналов связи возможно непосредственное общение, заменяющее телефонные переговоры. Интерактивными беседами называют специализированный сервис (Internet Relation Chat - IRC) общения в режиме реального времени, когда абонент получает ответное сообщение в течение незначительного интервала времени, не превышающего нескольких секунд, после отправки своего вопроса собеседнику.
По мере удешевления каналов связи, оборудования, вычислительной техники общение стало более свободным, и в рамках этих сервисов стали появляться сообщества, т.е. группы людей, объединенных общими интересами, среди которых обмен был существенно более активным и протяженным во времени, чем за их пределами. Сообщества постепенно создавали и сохраняли историю обмена, формировали устойчивые личные отношения. Это привело к возникновению качественно нового образования над физической структурой средств обмена информацией, которое назвали социальной сетью.
Согласно определению, приведенному на сайте social-networking.ru: «Социальная сеть - это социальная структура, состоящая из узлов (примерами узлов могут быть отдельные люди, группы людей или сообщества), связанных между собой одним или несколькими способами посредством социальных взаимоотношений. В обычном значении этого слова социальная сеть - это сообщество людей, связанных общими интересами, общим делом или имеющих другие причины для непосредственного общения между собой.
В Интернете социальная сеть — это программный сервис, площадка для взаимодействия людей в группе или в группах. Теоретически в качестве подобия социальной сети можно рассматривать любое онлайновое сообщество, члены которого участвуют, например, в обсуждениях на форуме.»
Форумы стали развитием идеи телеконференций и гостевых книг. Простейшая гостевая книга содержит список сообщений, разворачивающихся от последней записи к первой. В таком web-приложении каждому посетителю разрешается оставить свое сообщение. В форумах сообщения группируются по темам, которые, как правило, устанавливаются первым сообщением. Любой посетитель может увидеть тему и поместить свое ответное сообщение.
В блогах, название которых происходит от английского web log, т.е. web-журнал, web-протокол, каждый участник ведет собственный журнал — т.е. оставляет записи в хронологическом порядке. Темы записей могут быть любыми, исключая рекламные. Чаще всего блог ведется как собственный дневник, открытый для чтения. Другие посетители могут оставлять комментарии на записи, оставленные в дневнике. Пользователю, разрешается вести свой журнал и организовывать ленту просмотра, т.е. создавать список записей из журналов "друзей" (friends), открывать и закрывать доступ к записям, подбирать собеседников по интересам. На основе таких систем создаются сообщества — журналы, которые ведутся коллективно. Член сообщества может поместить любое сообщение по направлению деятельности сообщества.
Современную теорию социальных сетей начали развивать в 1951 году Рэй Соломонофф (Ray Solomonoff) и Анатолий Рапопорт (Anatol Rapoport). Венгерские математики Пол Эрдос (Paul Erdos) и Альфред Реньи (Alfred Renyi) в 1959–1968 гг. написали восемь статей, где ввели принципы формирования социальных сетей. Дункан Уоттс (Duncan J. Watts) и Стивен Строгач (Steven H. Strogatz) продолжили эту работу, и в числе многих других открытий ввели понятие коэффициента кластеризации (clustering coefficient), устанавливающего степень близости между неоднородными группами.
Термин «социальная сеть» был введён в 1954 году социологом Джеймсом Барнсом в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе».
Математической моделью социальной сети, как и любой другой сети, служит граф (ориентированный или неориентированный), у которого вершины соответствуют объектам сети, а ребра показывают взаимоотношения объектов. Неориентированный граф описывает связи типа соседства, товарищества, общения и т.п. Ориентированный граф может отображать производственные структуры с распределением обязанностей, медицинские мероприятия (вакцинацию) и др.
Количественные характеристики можно установить практически для всех видов социальных объектов и социальных связей. Поэтому статистические данные дополняют графовую модель и используются для подготовки выводов и рекомендаций обобщающего характера, основанных на вычислениях.
- Современные средства эвм и телекоммуникаций
- Тема 1. Общие сведения об Internet
- 1.1.1. Понятие "информационное общество"
- 1.1.2. Internet как глобальная информационная среда
- 1.1.4. История возникновения сети Internet
- 1.2. Основные понятия, связанные с передачей данных в Internet.
- 1.2.1. Пакеты данных (информационные пакеты)
- 1.2.2. Протоколы
- 1.2.3. Информационные уровни. Стеки протоколов
- 1.2.4. Стандартная модель стека протоколов (модель osi)
- 1. Физический уровень.
- 2. Канальный уровень.
- 3. Сетевой уровень.
- 4. Транспортный уровень.
- 5. Сеансовый уровень.
- 6. Уровень представления.
- 7. Прикладной уровень.
- 1.2.5. Упрощенная (трехуровневая) модель стека протоколов
- 1.2.6. Клиенты и серверы
- 1.2.8. Протоколы системного уровня. Протокол tcp/ip
- 1.2.9. Система доменных имен (dns)
- 1.2.10. Определение сети Internet
- 1.2.11. Прикладной информационный уровень. Прикладные ресурсы
- 1.2.12. Электронная почта
- 1.2.13. Структура адреса электронной почты
- 1.2.14. Электронная почта через Web
- 1.2.15. Ресурс www
- 1.2.16. Структура url - адреса
- 1.3.3 Компьютерные вирусы
- Тема 2. Работа с браузером
- 2.1. Начало работы в Internet
- 2.2. Навигация в Internet
- 2.3. Поиск в Internet
- 2.4. Сохранение результатов поиска
- 2.5. Закладки
- Тема 3. Работа с электронной почтой
- 3.1. Основы электронной почты
- 3.1.1. Настройка программы для работы с электронной почтой
- 3.1.2. Работа с программой электронной почты
- 3.1.3. Создание электронной Web-почты
- 3.2. Обмен сообщениями
- 3.2.1. Получение и отправка электронной почты с применением Outlook- Express
- 3.2.2. Получение и отправка Web-почты
- 3.3. Работа с адресной книгой
- 3.3.1.Внесение адреса в адресную книгу электронной почты
- 3.3.2. Создание сообщения с использованием адресной книги
- Тема 4. Создание html-документов
- 4.1. Элементы языка html
- 4.1.1. Html-документы и Web-страницы
- 4.1.2. Структура языка html
- 4.1.3. Форматирование текста
- 4.1.4 Анимация текста
- 4.1.5. Вставка рисунков
- 4.1.6. Вставка гиперссылок
- 4.1.7. Рисунки -гиперссылки
- 4.1.8. Списки
- 4.1.9. Таблицы
- 4.1.10. Фреймовые структуры
- 4.2. Публикация и использование Web-страниц
- 4.2.1. Компоновка сайта
- Персональная
- Ссылки Страница 1
- 4.2.2. Размещение сайта на сервере
- 4.2.3. Регистрация сайта в поисковых системах и каталогах
- 4.2.4. Коммерческое использование Web-страниц
- 4.2.5. Баннеры и баннерная реклама
- 4.2.6. Электронная коммерция
- 4.2.7. Электронный документооборот
- 4.2.8. Электронная подпись
- 4.2.9. Электронные деньги.
- Тема 5. Интернет и общество
- 5.1 Социальные сети
- 5.2 Услуги социальных сетей
- Вопросы для самоконтроля Вопросы по теме 1
- Вопросы по теме 2.
- Вопросы по теме 3.
- Вопросы по теме 4.
- Вопросы по теме 5.
- Список терминов
- Список литературы