logo
СС ЭВМ лекция

3.1. Основы электронной почты

Электронная почта или e-mail - это средство для передачи электронных сообщений между пользователями сети; она предоставляет всем абонентам сети возможность использования их компьютеров для ведения деловой и личной переписки.

Абонент-отправитель составляет письмо (текстовый файл) и передает по сети для доставки абоненту-получателю.

Это письмо поступает на почтовую машину сетевого узла, которая по адресу получателя определяет маршрут пересылки сообщения.

Абонент-получатель, в удобное для себя время, запрашивает из почтового ящика (машины) все сообщения (письма).

Ресурс e-mail одна из наиболее востребованных служб в Internet-е. Первоначально электронная почта включала короткие текстовые сообщения, которые доставлялись от отправителя к получателю через цепочку промежуточных почтовых серверов. По мере расширения использования Internet-а средства электронной почты стали доставлять произвольные файлы данных, графику, звуковые файлы и другие компоненты мультимедиа. Новое направление расширения этой службы – интеграция со средствами мобильной и факсимильной связи. Соответственно, технические средства для работы с электронной почтой стали включать помимо компьютеров сотовые телефоны, пейджеры и мобильные вычислительные устройства (PDA – Personal Digital Assistant).

Электронная почта предоставляет широкий спектр услуг:

  1. посылка копий писем другим абонентам (одновременно с посылкой письма основному адресату);

  2. получение уведомления (подтверждения) о доставке корреспонденции;

  3. возможности тематического архивирования писем;

  4. удобные средства для редактирования писем и др.

Преимущества электронной почты перед обычной почтой, телефонной и факсимильной связью состоят в следующем:

  1. большая скорость и надежность доставки сообщений;

  2. меньшая себестоимость доставки сообщений;

  3. сервис высокого качества при обработке электронной информации;

  4. удобное средство общения и взаимодействия, особенно при проведении совместных обсуждений проектов и выполнении исследований с участием специалистов и экспертов из различных регионов мира;

  5. возможность для совместного редактирования документов;

  6. хранение в архивах промежуточных вариантов и т.д.

Работу электронной почты обеспечивает программа-сервер со стороны Internet и программа-клиент со стороны абонента. Протоколы специализируются на отправке и приёме сообщений.

Служба исходящих сообщений основана на протоколе SMTP (Simple Mail Transfer Protocol). Сервер SMTP не выполняет строгих процедур идентификации отправителя.

Служба входящих сообщений проверяет права клиента на пользование «почтовым ящиком». Для этого вводится регистрационное имя пользователя и пароль. Для входящих сообщений используется протокол POP3 (Post Office Protocol 3).

Общий порядок работы с электронной почтой включает следующие действия.

  1. Регистрация на одном из серверов электронной почты. Процедура называется получением учетной записи.

  2. Установка на компьютере программы-клиента электронной почты.

  3. Настройка программы на работу с учетными записями SMTP и POP3. При настройке будут указаны регистрационное имя и пароль, выданные при заключении договора с поставщиком услуг электронной почты.

  4. Создание сообщения.

  5. Отправка сообщения.

  6. Приём сообщения. Получение при открытии почтового ящика оповещения о наличии сообщения, сведений об отправителе, о дате, размере и теме сообщения, полного текста сообщения.

Установка программы для работы с электронной почтой Outlook Express, входящей в перечеь стандартных средств Microsoft Office, происходит при установке Internet Explorer. Необходимо выбрать вариант полной установки, в том числе всех клиентских программ, включая Outlook Express.