4.2.6. Электронная коммерция
Представляет собой коммерческую деятельность, в которой взаимодействие между участниками на всех этапах осуществляется электронным способом. Схема взаимодействия участников электронной коммерции показана на Рис. 4.3.
Первые системы электронной коммерции появились в 60-х годах 20-го века на базе частных компьютерных сетей. Электронный обмен данными позволил автоматизировать обработку типовых документов: заказов, накладных, счетов и т.д. (EDI–ElectronicDataInterchange).
В 70-х годах 20-го века были реализованы системы электронного перевода денежных средств (EFT–ElectronicFundsTransfer).
В 80-х годах 20-го века во Франции успешно функционировала на базе телефонной сети система дистанционного управления банковскими счетами, заказа и оплаты товаров, туристических путёвок, авиабилетов.
Современный Internetподдержал и расширил все виды электронной коммерции: электронные магазины, виртуальные банки, интернет-трейдинг и др.
В зависимости от характера взаимодействия между партнёрами выделяют два вида систем электронной коммерции: B2B(BusinesstoBusiness) – бизнес с бизнесом;B2C(BusinesstoConsumer) – бизнес с потребителем
Примером систем B2BявляетсяSWIFT– международная система передачи банковской и финансовой информации, МЦИ ЦБ РФ – российская система передачи электронных платёжных документов между банками московского региона.
Системы B2Cработают по упрощённым контрактам, суть которых сводится к фразе «Подписавший согласен выплатить указанную сумму», и реализуются как интернет-магазины и т.п.
Системы электронной коммерции могут работать в режиме online(интернет-магазины) и offline (EDI-системы с использованием электронной почты). К электронной коммерции относятся предоплатные карты: транспортные, телефонные и т.п. Взаимодействие между потребителем и поставщиком происходит при физическом контакте (neighborhood commerce).
Заказ
Покупатель Поставщик
Каталоги
Ответ
и счёт-фактура
Уведомление Инструкция
о доставке по доставке
Уведомление Служба Уведомление
о списании доставки о начислении
средств средств
Форма платежа
Банк Межбанковский Банк
покупателя обмен поставщика
Рис. 4.3. Схема взаимодействия участников электронной коммерции
Менее распространённые виды электронной коммерции – системы C2C(ConsumertoConsumer) для реализации аукционной формы торговли (магазинE-bay, сайт Молоток.ru) или системыP2P(PeertoPeer) для связи равноправных потребителей без посредников.
В Российской Федерации существует Национальная Ассоциация Участников Электронной Торговли. Среди целей Ассоциации – создание условий для построения общенациональной системы электронной торговли, проведение согласованной политики в вопросах развития электронной торговли в России и повышение эффективности осуществления государственных закупок за счет внедрения системы электронной торговли (ЭТ).
Учредители ассоциации – в основном государственные учреждения и унитарные предприятия, выполняющие для областных и краевых администраций функции организаторов и операторов торгов, проводимых с использованием систем ЭТ, и имеющие опыт в сфере ЭТ по госзакупкам. Все существующие площадки электронной торговли должны иметь собственное программное обеспечение, а в каждом регионе и свое правовое обоснование их работы. Ассоциация должна объединить все эти площадки в структуру, которая будет работать в рамках единых нормативных требований. Среди основных задач ассоциации – участие в разработке нормативных документов по регулированию деятельности ЭТ, представление интересов членов ассоциации во взаимоотношениях с органами государственной власти, стандартизация принципов и практики работы системы ЭТ в секторе госзакупок, оказание поддержки в работе членов ассоциации по вопросам, касающимся системы ЭТ в секторе госзакупок.
- Современные средства эвм и телекоммуникаций
- Тема 1. Общие сведения об Internet
- 1.1.1. Понятие "информационное общество"
- 1.1.2. Internet как глобальная информационная среда
- 1.1.4. История возникновения сети Internet
- 1.2. Основные понятия, связанные с передачей данных в Internet.
- 1.2.1. Пакеты данных (информационные пакеты)
- 1.2.2. Протоколы
- 1.2.3. Информационные уровни. Стеки протоколов
- 1.2.4. Стандартная модель стека протоколов (модель osi)
- 1. Физический уровень.
- 2. Канальный уровень.
- 3. Сетевой уровень.
- 4. Транспортный уровень.
- 5. Сеансовый уровень.
- 6. Уровень представления.
- 7. Прикладной уровень.
- 1.2.5. Упрощенная (трехуровневая) модель стека протоколов
- 1.2.6. Клиенты и серверы
- 1.2.8. Протоколы системного уровня. Протокол tcp/ip
- 1.2.9. Система доменных имен (dns)
- 1.2.10. Определение сети Internet
- 1.2.11. Прикладной информационный уровень. Прикладные ресурсы
- 1.2.12. Электронная почта
- 1.2.13. Структура адреса электронной почты
- 1.2.14. Электронная почта через Web
- 1.2.15. Ресурс www
- 1.2.16. Структура url - адреса
- 1.3.3 Компьютерные вирусы
- Тема 2. Работа с браузером
- 2.1. Начало работы в Internet
- 2.2. Навигация в Internet
- 2.3. Поиск в Internet
- 2.4. Сохранение результатов поиска
- 2.5. Закладки
- Тема 3. Работа с электронной почтой
- 3.1. Основы электронной почты
- 3.1.1. Настройка программы для работы с электронной почтой
- 3.1.2. Работа с программой электронной почты
- 3.1.3. Создание электронной Web-почты
- 3.2. Обмен сообщениями
- 3.2.1. Получение и отправка электронной почты с применением Outlook- Express
- 3.2.2. Получение и отправка Web-почты
- 3.3. Работа с адресной книгой
- 3.3.1.Внесение адреса в адресную книгу электронной почты
- 3.3.2. Создание сообщения с использованием адресной книги
- Тема 4. Создание html-документов
- 4.1. Элементы языка html
- 4.1.1. Html-документы и Web-страницы
- 4.1.2. Структура языка html
- 4.1.3. Форматирование текста
- 4.1.4 Анимация текста
- 4.1.5. Вставка рисунков
- 4.1.6. Вставка гиперссылок
- 4.1.7. Рисунки -гиперссылки
- 4.1.8. Списки
- 4.1.9. Таблицы
- 4.1.10. Фреймовые структуры
- 4.2. Публикация и использование Web-страниц
- 4.2.1. Компоновка сайта
- Персональная
- Ссылки Страница 1
- 4.2.2. Размещение сайта на сервере
- 4.2.3. Регистрация сайта в поисковых системах и каталогах
- 4.2.4. Коммерческое использование Web-страниц
- 4.2.5. Баннеры и баннерная реклама
- 4.2.6. Электронная коммерция
- 4.2.7. Электронный документооборот
- 4.2.8. Электронная подпись
- 4.2.9. Электронные деньги.
- Тема 5. Интернет и общество
- 5.1 Социальные сети
- 5.2 Услуги социальных сетей
- Вопросы для самоконтроля Вопросы по теме 1
- Вопросы по теме 2.
- Вопросы по теме 3.
- Вопросы по теме 4.
- Вопросы по теме 5.
- Список терминов
- Список литературы