logo
Программирование на языке Ruby

Листинг 18.2. Шахматный клиент

require "socket"

require "timeout"

ChessServer = '96.97.98.99' # Заменить этот IP-адрес.

ChessServerPort = 12000

PeerPort = 12001

WHITE, BLACK = 0, 1

Colors = %w[White Black]

def draw_board(board)

 puts <<-EOF

+------------------------------+

| Заглушка! Шахматная доска... |

+------------------------------+

 EOF

end

def analyze_move(who, move, num, board)

 # Заглушка - черные всегда выигрывают на четвертом ходу.

 if who == BLACK and num == 4

  move << " Мат!"

 end

 true # Еще одна заглушка - любой ход считается допустимым.

end

def my_move(who, lastmove, num, board, sock)

 ok = false

 until ok do

  print "\nВаш ход: "

  move = STDIN.gets.chomp

  ok = analyze_move(who, move, num, board)

  puts "Недопустимый ход" if not ok

 end

  sock.puts move

 move

end

def other_move(who, move, num, board, sock)

 move = sock.gets.chomp

 puts "\nПротивник: #{move}"

 move

end

if ARGV[0]

 myself = ARGV[0]

else

 print "Ваше имя? "

 myself = STDIN.gets.chomp

end

if ARGV[1]

 opponent_id = ARGV[1]

else

 print "Ваш противник? "

 opponent_id = STDIN.gets.chomp

end

opponent = opponent_id.split(":")[0] # Удалить имя хоста.

# Обратиться к серверу

socket = TCPSocket.new(ChessServer, ChessServerPort)

response = nil

socket.puts "login # {myself} #{opponent_id}"

socket.flush

response = socket.gets.chomp

name, ipname, color = response.split ":"

color = color.to_i

if color == BLACK   # Цвет фигур другого игрока,

 puts "\nУстанавливается соединение..."

 server = TCPServer.new(PeerPort)

 session = server.accept

 str = nil

 begin

  timeout(30) do

   str = session.gets.chomp

   if str != "ready"

    raise "Ошибка протокола: получено сообщение о готовности #{str}."

   end

  end

 rescue TimeoutError

  raise "He получено сообщение о готовности от противника."

 end

 puts "Ваш противник #{opponent}... у вас белые.\n"

 who = WHITE

 move = nil

 board = nil        # В этом примере не используется.

 num = 0

 draw_board(board)  # Нарисовать начальное положение для белых.

 loop do

  num += 1

  move = my_move(who, move, num, board, session)

  draw_board(board)

  case move

   when "resign"

    puts "\nВы сдались. #{opponent} выиграл."

    break

  when /Checkmate/

    puts "\nВы поставили мат #{opponent}!"

    draw_board(board)

    break

  end

  move = other_move(who, move, num, board, session)

  draw_board(board)

  case move

   when "resign"

    puts "\n#{opponent} сдался... вы выиграли!"

    break

   when /Checkmate/

    puts "\n#{opponent} поставил вам мат."

    break

  end

 end

else                # Мы играем черными,

 puts "\nУстанавливается соединение..."

 socket = TCPSocket.new(ipname, PeerPort)

 socket.puts "ready"

 puts "Ваш противник #{opponent}... у вас черные.\n"

 who = BLACK

 move = nil

 board = nil        # В этом примере не используется.

 num = 0

 draw_board(board)  # Нарисовать начальное положение.

 loop do

  num += 1

  move = other_move(who, move, num, board, socket)

  draw_board(board) # Нарисовать доску после хода белых,

  case move

   when "resign"

    puts "\n#{opponent} сдался... вы выиграли!"

    break

   when /Checkmate/

    puts "\n#{opponent} поставил вам мат."

    break

  end

  move = my_move(who, move, num, board, socket)

  draw_board(board)

  case move

   when "resign"

    puts "\nВы сдались. #{opponent} выиграл."

    break

   when /Checkmate/

    puts "\n#{opponent} поставил вам мат."

    break

  end

 end

 socket.close

end

Я определил этот протокол так, что черные посылают белым сообщение «ready», чтобы партнер знал о готовности начать игру. Затем белые делают первый ход. Ход посылается черным, чтобы клиент мог нарисовать такую же позицию на доске, как у другого игрока.

Повторю, приложение ничего не знает о шахматах. Вместо проверки допустимости хода вставлена заглушка; проверка выполняется локально, то есть на той стороне, где делается ход. Никакой реальной проверки нет — заглушка всегда говорит, что ход допустим. Кроме того, мы хотим, чтобы имитация игры завершалась после нескольких ходов, поэтому мы написали программу так, что черные всегда выигрывают на четвертом ходу. Победа обозначается строкой «Checkmate!» в конце хода. Эта строка печатается на экране соперника и служит признаком выхода из цикла.

Помимо «традиционной» шахматной нотации (например, «P-K4») существует еще «алгебраическая», которую многие предпочитают. Но написанный код вообще не имеет представления о том, какой нотацией мы пользуемся.

Поскольку это было несложно сделать, мы позволяем игроку в любой момент сдаться. Рисование доски тоже заглушено. Желающие могут реализовать грубый рисунок, выполненный ASCII-символами.

Метод my_move всегда относится к локальному концу, метод other_move — к удаленному.

В листинге 18.3 приведен протокол сеанса. Действия клиентов нарисованы друг против друга.