logo
Программирование на языке Ruby

11.1.6. Опрос класса объекта

Часто возникает вопрос: «Что это за объект? Как он соотносится с данным классом?» Есть много способов получить тот или иной ответ.

Во-первых, метод экземпляра class всегда возвращает класс объекта. Применявшийся ранее синоним type объявлен устаревшим.

s = "Hello"

n = 237

sc = s.class # String

nc = n.class # Fixnum

He думайте, будто методы class или type возвращают строку, представляющую имя класса. На самом деле возвращается экземпляр класса Class! При желании мы могли бы вызвать метод класса, определенный в этом типе, как если бы это был метод экземпляра класса Class (каковым он в действительности и является).

s2 = "some string"

var = s2.class            # String

my_str = var.new("Hi...") # Новая строка.

Можно сравнить такую переменную с константным именем класса и выяснить, равны ли они; можно даже использовать переменную в роли суперкласса и определить на ее основе подкласс! Запутались? Просто помните, что в Ruby Class — это объект, a Object — это класс.

Иногда нужно сравнить объект с классом, чтобы понять, принадлежит ли данный объект указанному классу. Для этого служит метод instance_of?, например:

puts (5.instance_of? Fixnum)       # true

puts ("XYZZY".instance_of? Fixnum) # false

puts ("PLUGH".instance_of? String) # true

А если нужно принять во внимание еще и отношение наследования? К вашим услугам метод kind_of? (похожий на instance_of?). У него есть синоним is_a?, что вполне естественно, ибо мы описываем классическое отношение «является».

n = 9876543210

flag1 = n.instance_of? Bignum # true

flag2 = n.kind_of? Bignum     # true

flag3 = n.is_a? Bignum        # true

flag3 = n.is_a? Integer       # true

flag4 = n.is_a? Numeric       # true

flag5 = n.is_a? Object        # true

flag6 = n.is_a? String        # false

flag7 = n.is_a? Array         # false

Ясно, что метод kind_of или is_a? более общий, чем instance_of?. Например, всякая собака — млекопитающее, но не всякое млекопитающее — собака.

Для новичков в Ruby приготовлен один сюрприз. Любой модуль, подмешиваемый в класс, становится субъектом отношения «является» для экземпляров этого класса. Например, в класс Arrayподмешан модуль Enumerable; это означает, что всякий массив является перечисляемым объектом.

x = [1, 2, 3]

flag8 = x.kind_of? Enumerable # true

flag9 = x.is_a? Enumerable    # true

Для сравнения двух классов можно пользоваться также операторами сравнения. Интуитивно очевидно, что оператор «меньше» обозначает наследование суперклассу.

flag1 = Integer < Numeric # true

flag2 = Integer < Object  # true

flag3 = Object == Array   # false

flag4 = IO >= File        # true

flag5 = Float < Integer   # nil

В любом классе обычно определен оператор «тройного равенства» ===. Выражение class === instance истинно, если экземпляр instance принадлежит классу class. Этот оператор еще называют оператором ветвящегося равенства, потому что он неявно используется в предложении case. Дополнительную информацию о нем вы найдете в разделе 11.1.7.

Упомянем еще метод respond_to. Он используется, когда нам безразлично, какому классу принадлежит объект, но мы хотим знать, реализует ли он конкретный метод. Это рудиментарный вид получения информации о типе. (Вообще-то можно сказать, что это самая важная информация о типе.) Методу respond_to передается символ и необязательный флаг, который говорит, нужно ли включать в рассмотрение также и закрытые методы.

# Искать открытые методы.

if wumpus.respond_to?(:bite)

 puts "У него есть зубы!"

else

 puts "Давай-ка подразним его."

end

# Необязательный второй параметр позволяет

# просматривать и закрытые методы.

if woozle.respond_to?(:bite,true)

 puts "Вузлы кусаются!"

else

 puts "Ага, это не кусающийся вузл."

end

Иногда нужно знать, является ли данный класс непосредственным родителем объекта или класса. Ответ на этот вопрос дает метод superclass класса Class.

array_parent = Array.superclass  # Object

fn_parent = 237.class.superclass # Integer

obj_parent = Object.superclass   # nil

У любого класса, кроме Object, есть суперкласс.