logo
Voprosy_KIS_A1607_4

Анализ рынка программных продуктов кис

Современный рынок КИС начал формироваться в начале 90-х годов XX века с отказом России от плановой экономики и переходом к рыночным отношениям. Это сделало неэффективными отечественные АСУП, которые оказались не способны приспособиться к изменившимся условиям, и открыло путь зарубежным поставщикам на российский рынок, где они до сих пор удерживают лидирующие позиции. Большинство отечественных разработок были ориентированы на решение учетных бухгалтерских задач, необходимых, в первую очередь, для торговых предприятий (немалое число этих программных систем и сейчас остаются преимущественно учетными, автоматизируя лишь некоторые функции предприятия).  По мере развития рынка (в первую очередь, потребностей клиентов) совершенствовались и программные средства. В настоящее время с рынка практически ушли чисто бухгалтерские программы. Большинство из них были доведены до уровня так называемых систем финансового и управленческого учета. В ряде таких систем есть даже элементы производственных модулей, что позволило разработчикам назвать их системами MRPII (и даже ERP!). В подавляющем большинстве случаев вряд ли это название является полностью обоснованным. Функциональные возможности данного ПО до сих пор не соответствуют требованиям, которые предъявляются к MRPII/ERP системам.  В основном, отечественное ПО управления предприятиями до сих пор способно решать задачи только финансового и управленческого учета, а возможности планирования (в первую очередь, производства) в нем почти не реализованы. В определенной степени данное обстоятельство можно объяснить спецификой российского рынка, востребовавшего, в первую очередь, возможности автоматизированного учета, а не планирования. Большой проблемой для отечественных программных систем управления предприятием является также отсутствие методик внедрения, по степени их проработки аналогичных зарубежным методикам (процедуры внедрения отечественных программных средств недостаточно стандартизованы, и нередко внедрение осуществляется «по аналогии» с другим похожим отраслевым проектом). В настоящее время на российском рынке получили достаточно широкую известность несколько десятков отечественных программных продуктов управления торговыми и промышленными предприятиями разного размера. Всего же на российском рынке работают несколько сотен фирм и независимых коллективов разработчиков (старожилы рынка вышли, в основном, из нашего военно-промышленного комплекса), занимающихся созданием ПО управления предприятием для корпоративных клиентов. Практически у всех российских разработчиков есть Windows-версии их ПО, выполненного в двух и трехзвенной клиент-серверной архитектуре с применением различных продуктов и технологий (MS SQL Server, Oracle, Sybase, Borland Delphi и др.). Во многих системах реализована многоплатформенность (MS Windows, Unix, Novell NetWare), есть встроенные инструментальные средства собственной разработки (используемые как для настройки систем, так и для их развития) и ряд других интересных возможностей. Следует отметить, что в ряде отечественных программных систем реализована и дополнительная функциональность (СRM, SCM и др.), которая широко востребована сейчас на мировом рынке. До кризиса объёмы российского рынка КИС росли рекордными темпами (таблица 2) в среднем на 40% в год, это показывает, насколько высоко оценили российские предприятия значимость внедрения интегрированных систем управления предприятием. Текущий кризис несколько затормозил развитие рынка, но большинство аналитиков сходятся во мнении, что скоро рынок восстановится за счет предприятий, решивших использовать кризис как шанс заняться оптимизацией внутренних процессов. Системный анализ исходит из понятия системности объектов. Как и во всяком экономическом объекте на рынке КИС можно выделить две основные подсистемы: поставщиков, обмена и потребителей. Условно их можно изобразить:

Рынок служит системой обмена. Поставщики поставляют на рынок предложение, а потребители спрос. На рынке так же работает большое количество консалтинговых агентств, которые служат посредниками между поставщиками и потребителями. В подсистеме поставщиков можно выделить четыре безусловных лидера SAP, 1C, Oracle, Microsoft и Галактика

Доли вендоров

2008

2007

2006

2005

2004

2003

Компания

Доля рынка, % / рост по сравнению с предыдущим годом, %

SAP

53,9 / 14

49,6 / 75

45,1 / 76

39,7 / 18

40,6 / 28

48,6

“1C”

18,7 / 36

14,4 / 95

11,7 / 87

9,7 / 155

4,6

Oracle

8,4 / 41

14,9 / 30

18,2 / 30

21,7 / 15

22,8 / 214

11,1

Microsoft

8,0 / 7

7,8 / 49

8,3 / 37

9,4 / 4

10,9 / 34

12,4

“Галактика”

4,1 / 9

4,7 / 18

6,3 / 60

6,1 / 10

8,2 / 79

7

Остальные

6,8 / 17

8,6 / 31

10,4 / 19

13,5 / 27

12,9

вместе они удерживают более 80% объемов рынка. Как видно из таблицы безусловным лидером на протяжении длительно периода является немецкая SAP. Условно рынок делят между собой зарубежные и отечественные поставщики. Основное отличие отечественных КИС это учет российской специфики и большая ориентированность на конечного пользователя. Стоит отметить, что рынок КИС избежал существенного спада благодаря сопровождающему обеспечению КИС, что может составлять до 50% прибыли поставщиков. Поведение потребителей на рынке КИС характеризуется рациональным поведением, так как в большинстве случаев выбор КИС основывается на экспертном мнении. Если рассматривать рынок по отраслевой структуре, то среди потребителей КИС преобладают сегменты непрерывного производства и розничной торговли. Это объясняется тем, что они больше прочих заинтересованы в создании прозрачной системы управления так, как она обеспечивает более быструю реакцию на изменения в окружающей среде. Стоит отметить, что наиболее активными в области инновационного внедрения выступают предприятия связи.