logo
УМК КМ и ПЭП + КТ в ЭП -заочн- 2008 РМ (МУ)

Тема 3. Электронные таблицы

Excel. Ввод и форматирование информации. Типы данных. Автозаполнение. Прогрессии. Автоформатирование. Вычисления. Мастер функций. Правила работы с формулами и функциями. Итерационные вычисления. Сценарии. Рисование схем. Диаграммы.

Excel — это наиболее часто используемое с точки зрения программирования приложение Office. В подавляющем большинстве случаев сотрудников предприятий интересует, как автоматизировать выполнение операций именно в Excel. Чаще всего встречаются следующие ситуации:

● необходимо автоматизировать загрузку данных в таблицу Excel из базы данных, а затем в автоматическом режиме произвести обработку этой таблицы (расчеты, моделирование и т. п.) и представить эту информацию в стандартном виде. На практике, конечно, намного правильнее было бы перенести выполнение расчетов (группировку, вычисление итогов по группам и т. п.) на сервер баз данных, но обычно у пользователей для этого нет ни необходимых знаний, ни прав для работы с сервером баз данных. Поэтому Excel в таких ситуациях остается незаменимым средством;

● вариант первой ситуации — приложение, работающее с базой данных, уже умеет генерировать отчеты в формате файлов Excel. Но со временем потребности в отчетах изменяются, появляется необходимость в новых отчетах или в изменении старых. Чаще всего в этом случае пользователи самостоятельно создают новые отчеты, используя данные из старых. Повторяющихся действий очень много, поэтому автоматизация таких операций бывает просто необходима;

● очень часто пользователи, не имея возможности обратиться к профессиональным программистам, самостоятельно реализуют нужные им приложения в таблицах Excel. Во множестве организаций, например, финансовое планирование или составление смет ведется просто в виде множества файлов Excel (часто связанных между собой). Excel выполняет и роль базы данных, и роль клиентского приложения, и генератора отчетов. В таких ситуациях, конечно, опять-таки вопросы автоматизации стоят очень остро;

● формат файлов Excel удобен не только для вывода информации из базы данных, но и для загрузки введенной вручную информации в базу данных. Часто на предприятиях информация из филиалов, подразделений, от сотрудников и т. п. собирается в формате Excel. В результате со временем возникает вопрос — как автоматизировать процесс загрузки информации из Excel в базу данных;

● довольно часто возникает потребность в синхронизации информации между файлами Excel и базами данных (или другими файлами Excel, или файлами DBF и т. п.). Например, нужно сделать так, чтобы при занесении пользователем информации в файл Excel она сразу же добавлялась в базу данных.

С программной точки зрения Excel, в отличие от Word, чаще всего используется не для вывода и редактирования данных, а для выполнения различных расчетов и отображения их в специальных форматах (график, сводная таблица и т. п.). Если же объем данных большой (например, нужно хранить информацию по заказчикам, договорам или поставкам), то имеет смысл подумать о связке Excel плюс база данных (такая связка может быть очень удобной и производительной).

По сравнению с программным перемещением по документам Word навигацию по книгам и листам Excel производить намного удобнее, поскольку у каждой ячейки есть свой адрес (и даже два адреса — в формате A1 и в формате R1C1). Кроме того, в Excel есть возможность присваивать имена диапазонам ячеек, что также очень удобно.

Иерархия стандартных объектов в Excel немного больше. Если в Word все построено вокруг трех объектов: Application - Document - Range, то в Excel появляется новый элемент — лист, поэтому главная его иерархия выглядит следующим образом: Application - Workbook (книга) - Worksheet (лист) - Range (диапазон).

В Excel предусмотрена очень богатая библиотека встроенных функций (статистических, финансовых, математических и т. п.), которые можно использовать в приложениях. Часто именно наличие такой библиотеки функций оказывается решающим при выборе Excel в качестве платформы для построения приложения.

В Excel встроено несколько фактически внешних приложений, использование которых может быть очень удобным. Например, сводная таблица (объект PivotTable) — интегрированный в Excel OLAP-клиент приобретенной Microsoft фирмы Panorama Software, QueryTable — специальный объект для работы с информацией из базы данных, объект Chart — средство работы с диаграммами.