logo
Основы_информатики

Автоматизированный учебный курс (аук) по иносранным языкам

Представление знаний в АУК

При разработке АУК по иностр.языкам одной из главных становится проблема представления знаний. АУК, являясь искусственной системой, включает в себя в качестве одного из ведущих компонентов модель коммуникативной деятельности. Эта модель описывает коммуникативную ситуацию, ее предметную область, структуры речевого взаимодействия в данной ситуации, языковые средства, используемые при решении задач в комплексном обучении. Средством построения модели коммуникативной деятельности в комплексном обучении служат ФРЕЙМЫ.

Фрейм – это совокупность определенным образом структурированных данных, кот. представляет стереотипную ситуацию.

Фрейм – определенным образом организованная совокупность некоторых данных (языковых и неязыковых), минимально необходимых для представления коммуникативной ситуации.

Фрейм является инструментом моделирования коммуникативной деятельности в АУК.

Рассмотрим коммуникативную ситуацию с точки зрения ее составляющих. Она включает основные компоненты:

--объекты речевой деятельности(предметная сфера)

--субъекты речевой деятельности(2 партнера по общению)

--языковые средства речевой деятельности и продукт взаимодействия партнеров в результате коммуникативной деятельности – диалога.

Согласно этой структуре для построения модели коммуникативной системы необходимы такие фреймы:

Ф1 – содержит общее описание КС (тема, условия, роли и характеристики партнеров, цели и мотивы их речевой деятельности)

Ф2 – представляет содержание КС (набор основных объектов с их характеристиками – атрибутами)

Ф3 – включает языковые средства, необходимые для обеспечения речевой деятельности в КС

Ф4 – описывает эталоны речевого поведения партнеров в данной КС (наиболее характерную, типовую структуру диалога с учетом характеристик партнеров)

Ф5 – содержит инструкции, средства коррекции, формулы поощрения

Фреймы объединены в единую систему, обеспечивающую взаимодействие между входящими в нее компонентами

ПРИМЕР:

Рассмотрим систему фреймов в КС «Покупка хлеба»

Ф1

Тема

Покупка хлеба

Условия

Магазин «Хлеб»

Партнеры

Покупатель (учащийся), Продавец (компьютер)

Цель

Приобрести хлеб определенного сорта, качества, количества

Мотив

Потребность в хлебе, выраженная в просьбе одного из членов семьи

Характеристики партнеров

Оба вежливы, используют разговорную форму литературного языка

Ф2 – фрагмент фрейма хлеб

Класс

Подкласс

Наименование

Вид

Сорт

Цена

Единица

Качество

Продукты питания

Хлебо-булочные изделия

Хлеб

Черный

Бородинский

1-50

Буханка

Свежий

Украинский

1-86

Половина

сегодняшний

Изюминка

1-10

Четверть

Несвежий

Белый

Батон подмосковный

0.95

Черствый

Булка городская

1-00

вчерашний

Кирпичик

1-20

Ф3 – фрейм состоит из 2-х частей:

  1. универсальные средства, используемые в различных сферах общения (тематически немаркированные):

а). Формулы приветствия (Здравствуйте, Добрый день)

б). Формулы выражения благодарности (Благодарю, Спасибо)

в). Формулы выражения просьбы (Мне нужно, Я бы хотел)

г). Формулы выражения вопроса о наличии (У вас есть…)

2. ситуативно-тематические, характерные только для определенной ситуации (маркированные):

а). Формулы, выражающие вопрос о количестве (сколько буханок, целую или половинку)

б). Формулы, выражающие вопрос о цене (по чем, сколько стоит)

Ф4 – фрейм-сценарий диалога, состоит из 2-х частей, описывающих деятельность обоих партнеров по общению (покупатель – продавец)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ

ПОКУПАТЕЛЬ

1. Зайти в магазин, подойти к продавцу

Поздороваться

2. Выяснить, имеется ли хлеб нужного сорта

Задать вопрос о наличии хлеба нужного сорта

3. Если имеется, поинтересоваться качеством

Задать вопрос о количестве

4. Если не имеется, выяснить, имеется ли какой-либо другой сорт хлеба

Задать вопрос о наличии какого-нибудь другого сорта хлеба

5. Если этот сорт подходит, то повторить 3)

Задать вопрос о количестве

6. Попросить нужное количество

Выразить просьбу о количестве

7. Выяснить, сколько стоит хлеб

Задать вопрос о цене

8. Расплатиться

Назвать передаваемую сумму

9. Закончить диалог

Выразить благодарность, попрощаться

ПРОДАВЕЦ

1. При появлении покупателя

Поздороваться, задать вопрос что нужно

2. На вопрос о наличии хлеба

Ответить в соответствии с ассортиментом

3. На вопрос о качестве

Сообщить качество

4. Если запрашиваемого хлеба нет

Сообщить, какой имеется

5. На вопрос о качестве другого сорта хлеба

Повторить # 3

6. На просьбу об отпуске определенного количества

Отпустить со словами пожалуйста

7. На вопрос о цене

Сообщить цену

8. На сообщение о передаваемой сумме

Поблагодарить

9. На выражение благодарности и прощание

Попрощаться

Ф5

Поощрения: Хорошо, Прекрасно

Формулы привлечения внимания к ошибке: Что вы сказали? Повторите еще раз