Автоматизированный учебный курс (аук) по иносранным языкам
Представление знаний в АУК
При разработке АУК по иностр.языкам одной из главных становится проблема представления знаний. АУК, являясь искусственной системой, включает в себя в качестве одного из ведущих компонентов модель коммуникативной деятельности. Эта модель описывает коммуникативную ситуацию, ее предметную область, структуры речевого взаимодействия в данной ситуации, языковые средства, используемые при решении задач в комплексном обучении. Средством построения модели коммуникативной деятельности в комплексном обучении служат ФРЕЙМЫ.
Фрейм – это совокупность определенным образом структурированных данных, кот. представляет стереотипную ситуацию.
Фрейм – определенным образом организованная совокупность некоторых данных (языковых и неязыковых), минимально необходимых для представления коммуникативной ситуации.
Фрейм является инструментом моделирования коммуникативной деятельности в АУК.
Рассмотрим коммуникативную ситуацию с точки зрения ее составляющих. Она включает основные компоненты:
--объекты речевой деятельности(предметная сфера)
--субъекты речевой деятельности(2 партнера по общению)
--языковые средства речевой деятельности и продукт взаимодействия партнеров в результате коммуникативной деятельности – диалога.
Согласно этой структуре для построения модели коммуникативной системы необходимы такие фреймы:
Фрейм ситуации Ф1
Фрейм предметной области Ф2
Фрейм языковых средств Ф3
Сценарий диалога (речевого взаимодействия партнеров) Ф4
Т.к. речь идет о моделировании коммуникативной системы(КС) для учебных целей, необходим еще один фрейм – фрейм учебных средств, использующийся для управления обучением Ф5
Ф1 – содержит общее описание КС (тема, условия, роли и характеристики партнеров, цели и мотивы их речевой деятельности)
Ф2 – представляет содержание КС (набор основных объектов с их характеристиками – атрибутами)
Ф3 – включает языковые средства, необходимые для обеспечения речевой деятельности в КС
Ф4 – описывает эталоны речевого поведения партнеров в данной КС (наиболее характерную, типовую структуру диалога с учетом характеристик партнеров)
Ф5 – содержит инструкции, средства коррекции, формулы поощрения
Фреймы объединены в единую систему, обеспечивающую взаимодействие между входящими в нее компонентами
ПРИМЕР:
Рассмотрим систему фреймов в КС «Покупка хлеба»
Ф1
Тема | Покупка хлеба |
Условия | Магазин «Хлеб» |
Партнеры | Покупатель (учащийся), Продавец (компьютер) |
Цель | Приобрести хлеб определенного сорта, качества, количества |
Мотив | Потребность в хлебе, выраженная в просьбе одного из членов семьи |
Характеристики партнеров | Оба вежливы, используют разговорную форму литературного языка |
Ф2 – фрагмент фрейма хлеб
Класс | Подкласс | Наименование | Вид | Сорт | Цена | Единица | Качество |
Продукты питания | Хлебо-булочные изделия | Хлеб | Черный | Бородинский | 1-50 | Буханка | Свежий |
|
|
|
| Украинский | 1-86 | Половина | сегодняшний |
|
|
|
| Изюминка | 1-10 | Четверть | Несвежий |
|
|
| Белый | Батон подмосковный | 0.95 |
| Черствый |
|
|
|
| Булка городская | 1-00 |
| вчерашний |
|
|
|
| Кирпичик | 1-20 |
|
|
Ф3 – фрейм состоит из 2-х частей:
универсальные средства, используемые в различных сферах общения (тематически немаркированные):
а). Формулы приветствия (Здравствуйте, Добрый день)
б). Формулы выражения благодарности (Благодарю, Спасибо)
в). Формулы выражения просьбы (Мне нужно, Я бы хотел)
г). Формулы выражения вопроса о наличии (У вас есть…)
2. ситуативно-тематические, характерные только для определенной ситуации (маркированные):
а). Формулы, выражающие вопрос о количестве (сколько буханок, целую или половинку)
б). Формулы, выражающие вопрос о цене (по чем, сколько стоит)
Ф4 – фрейм-сценарий диалога, состоит из 2-х частей, описывающих деятельность обоих партнеров по общению (покупатель – продавец)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ
ПОКУПАТЕЛЬ
1. Зайти в магазин, подойти к продавцу | Поздороваться |
2. Выяснить, имеется ли хлеб нужного сорта | Задать вопрос о наличии хлеба нужного сорта |
3. Если имеется, поинтересоваться качеством | Задать вопрос о количестве |
4. Если не имеется, выяснить, имеется ли какой-либо другой сорт хлеба | Задать вопрос о наличии какого-нибудь другого сорта хлеба |
5. Если этот сорт подходит, то повторить 3) | Задать вопрос о количестве |
6. Попросить нужное количество | Выразить просьбу о количестве |
7. Выяснить, сколько стоит хлеб | Задать вопрос о цене |
8. Расплатиться | Назвать передаваемую сумму |
9. Закончить диалог | Выразить благодарность, попрощаться |
ПРОДАВЕЦ
1. При появлении покупателя | Поздороваться, задать вопрос что нужно |
2. На вопрос о наличии хлеба | Ответить в соответствии с ассортиментом |
3. На вопрос о качестве | Сообщить качество |
4. Если запрашиваемого хлеба нет | Сообщить, какой имеется |
5. На вопрос о качестве другого сорта хлеба | Повторить # 3 |
6. На просьбу об отпуске определенного количества | Отпустить со словами пожалуйста |
7. На вопрос о цене | Сообщить цену |
8. На сообщение о передаваемой сумме | Поблагодарить |
9. На выражение благодарности и прощание | Попрощаться |
Ф5
Поощрения: Хорошо, Прекрасно
Формулы привлечения внимания к ошибке: Что вы сказали? Повторите еще раз
- 1.Устранение синонимии
- 3. Указатель иерархических отношений
- Практические рекомендации для составления пс Анализ содержания документов и выявления ключевых слов
- Как осуществить перевод с ея на ипя?
- 3.Ипс «синтол» [документальная, синтагматический язык с грамматикой]
- I. Синтагматическая организация «синтола».
- II.Парадигматическая организация (словарь)
- III. Поиск информации
- Ипс аидос (ппп) [документально-фактографическая, с грамматикой]
- 1) Тезаурус
- Критерий выдачи(кв)
- Синтаксические указатели (роли и связи).
- Система «smart»
- Анализ документов
- Стратегия поиска
- Анализ языка
- Структура словаря синонимов
- Тезаурус основ слов и список суффиксов
- Иерархия понятий
- Принципы построения тезауруса в системе smart
- Особенности фактографических информационно-поисковых систем(фипс)
- Способы представления информации в фипс
- Автоматизированные фипс (афипс)
- Автоматизация индексирования документов в афипс
- Автоматическое индексирование запросов
- Автоматизированные обучающие системы(аос)
- Язык обучающих курсов (яок)
- Автоматизированный учебный курс (аук) по иносранным языкам
- Структура аук
- Автоматизированный учебный словарь (аус)
- Интернет (the internet)
- Сервисные службы интернета.
- Пакет прикладных программ microsoft office (’95 – под windows ’95)