logo search
Критерии эффективности ресурса Веб 1

Онтология

Онтология – это попытка всеобъемлющей и детальной формализации некоторой области знаний с помощью концептуальной схемы. Обычно такая схема состоит из иерархической структуры данных, содержащей все релевантные классы объектов, их связи и правила (теоремы, ограничения), принятые в этой области. Современные онтологии обычно состоят из экземпляров, понятий, атрибутов и отношений.

Для описания онтологий Веб был разработан специальный язык – OWL (Web Ontology Language), построенный на основе XML. Язык OWL может быть использован для описания классов и отношений между ними. Язык применим не только для описания веб-страниц, но и любых объектов действительности и рассматривается в качестве одной из фундаментальных технологий, необходимых для построения семантической веб-сети.

Онтологии являются новыми интеллектуальными средствами для поиска ресурсов в сети Интернет, новыми методами представления и обработки знаний и запросов. Они способны точно и эффективно описывать семантику данных для некоторой предметной области и решать проблему несовместимости и противоречивости понятий. Поскольку в каждой области могут существовать различные понимания одних и тех же терминов, онтология определяет соглашение о значении терминов и является посредником между человеко- и машинно-ориентированным уровнем представления информации.

Онтологии позволяют соответствующим программным средствам (поисковым системам) автоматически (без участия человека) определять смысл терминов использованных при описании ресурсов и сопоставлять его со смыслом поставленной задачи. Так, благодаря онтологиям, при обращении к поисковой системе пользователь будет иметь возможность получать в ответ ресурсы, семантически релевантные запросу.

Развитие Семантической Сети приведет к созданию компьютерных систем, способных принимать и обрабатывать запросы в свободной форме. Если рассмотреть этот вопрос на примере поисковых систем, то можно привести следующую аналогию. Первые поисковые системы не обладали способностью понимать суть поискового запроса: пользователь задавал ключевую фразу, и поисковая система всего лишь осуществляла поиск документов, в которых эта фраза содержится. Позже поисковая система стала «понимать», что данное слово относится к определённой группе слов (кстати, благодаря этому и работает контекстная реклама). В Веб 3.0 произойдёт дальнейшее развитие в этом направлении. Поисковая система сможет принять запрос вида «У меня в июне отпуск, и я ищу, куда бы мне поехать отдыхать. Собираюсь потратить на это дело 70 000. Ах да, еще у меня ребёнок 11 лет». И, конечно же, адекватно на него ответить.