logo
Критерии эффективности ресурса Веб 1

Рекомендательные сервисы

Сегодня становится всё яснее, что будущее – за социальной рекомендательной институцией. Веб 3.0 отличается от Веб 2.0 тем, что пользователи не только сами генерируют контент, но сами же его сертифицируют: отмечают то, что заслуживает внимания их единомышленников, сообществ, в которых они состоят. Система позволяет делать это автоматически.

лючевая проблема, которую решает Веб 3.0, – затруднённая навигация. Сегодня любой информационный продукт доступен любому человеку в любое время в любой точке. На практике реализуется стратегия четырех «В» – все, всем, всегда, везде. Непрояснённым остаётся один вопрос: что из предложенного многообразия выбрать? Какие из 700 000 песен, сочиняемых ежегодно, 6 000 кинофильмов, миллиона текстов подойдут конкретному человеку? Проблема высокоскоростной автоматизированной экспертизы выходит на первый план, потому что профессиональные, «ручные» инстанции – критики, конкурсы, премии – уже не справляются с таким объёмом работы.

Рекомендательные сервисы – это сеть пользовательского самообслуживания, в которой люди оставляют свои суждения о книгах, фильмах, музыке, а также о любых других потребительских актах, обмениваясь личным опытом и делая его доступным всем пользователям. Чтобы получить рекомендации, пользователь таких систем снала должен оценить какое-то количество объектов, создав свой профиль предпочтений. Система сравнивает профили и отбирает людей, выставивших сходные оценки, формируя для каждого члена сети его группу рекомендателей. В этом сообществе пользователи уже оказывается посмотрели, прочли, попробовали то, ч сем новый посетитель еще не знаком. Их оценка товаров и услуг может послужить для него своеобразной рекомендацией.

Этот принцип называется коллаборативной фильтрацией. В основе работы таких сервисов (http://imhonet.ru, http://www.lastfm.ru) лежит принцип автоматизированного подбора вкусовых единомышленников и обмена прямыми пользовательскими сигналами. Именно высокая степень автоматизации отличает рекомендательные сервисы от социальных сетей типа «Вконтакте» или «ЖЖ». В социальных сетях область интересов обозначалась, но это не слишком облегчало поиск, так как контент во многом приходилось перелопачивать «вручную». Вопрос, что же из предложенного многообразия выбрать, все равно оставался непроясненным. Эту проблему и призван решить Веб 3.0.

Публичная потребительская экспертиза решает ещё одну острейшую проблему культуры – отсутствие обратной связи между потребителем и производителем. Никогда раньше производитель не знал, что думает покупатель о его товаре с такой ясностью, точностью, быстротой и полнотой. Куда важнее, что не знали оценок друг друга и покупатели. «Сарафанное радио» в сети было едва слышимым. Благодаря Веб 3.0 его мощность возрастёт стократно.

Уже сейчас достаточно большое количество компаний развивает Semantic Web. Например, английская компания Garlik использует технологии Semantic Web для «управления персональными данными в цифровом мире». В частности, компания работает над тем, чтобы дать возможность пользователям обнаружить следы своего присутствия в Web и увидеть, что может раскрыть агрегирование этой информации, выставленной на обозрение через хранилище RDF. Инженер компании Yahoo Дейв Беккетт объявил в ноябре 2006 года, что сайт Yahoo Food использует OWL и RDF, а также ряд других технологий. Компания Teranode среди прочего исследует использование технологий Semantic Web для интеграции научных данных, особенно в области биологических наук.

Обычные сайты, построенные по технологии Веб 3.0:

Однако используемые на этих сайтах технологии незаметны для пользователя. Чтобы их увидеть в удобочитаемом виде, вам придётся использовать браузер для просмотра RDF, такой как Tabulator, Disco или OpenLink RDF Browser, или применять расширения веб-браузеров, такие как PiggyBank или Semantic Radar.

Веб 3.0 в его сегодняшнем, семантическом понимании вовсе не собирается приходить на смену Веб 1.0–2.0. Веб 3.0 – это не трёхмерные вращающиеся во все стороны сайты, не голосовое управление контентом, не искусственный интеллект, который полностью контролирует все системы, от вашего дома до кондиционера в офисе. Хотя концепция Веб 3.0 вовсе не отрицает таких дизайнерских или технологических усовершенствований. Веб 3.0 на сегодняшний день в большей степени отвечает внутренним изменениям механизмов работы сети, подчас незаметные обычному пользователю.

Семантический Веб – не революционное решение, которое однажды изменит мир вокруг нас, а постепенно внедряемая (и уже успешно) технология, инструмент, позволяющий в лучшей степени использовать доступные нам сейчас ресурсы. Пожалуй, Веб 3.0 – финальная стадия развития того Интернета, каким мы знаем его сейчас, объединяющая всё лучшее от первой и второй версии и добавляющая улучшенные механизмы взаимодействия между пользователем и контентом. Возможно, это покажется абсурдным, но идеальная форма развития Интернета на сегодняшний день кроется в адекватном выполнении самых примитивных запросов пользователя. Зайти в Интернет и скачать нужный реферат за 15 секунд, а не ползать полчаса по миллиону ссылок или отклонять бестолковые предложения пользователей социальной сети – вот тот Веб 3.0, который всех нас ждёт в ближайшие несколько лет. А уж зашли вы в Интернет с микрочипа, встроенного в голову, или через обычный веб-браузер – совершенно не важно.

Веб X.0

Суммируя сказанное и заглядывая в перспективу, зафиксируем этапы развития Сети:

Что нас ждет дальше? В сети сегодня популярен следующий анекдот, объясняющий дальнейшее развитие Интернет:

На самом деле у каждого специалиста в той или иной сфере и просто обывателя есть своё представление о том как будет развиваться Веб. Вот несколько идей найденных в Сети по этому поводу.