15.2 Доступ к элементам класса
В программе раздела 14.5 использовались обращения к элементам класса: к его данным и его функциям. Но такие обращения часто невозможны. Принцип инкапсуляции означает защиту своих элементов. Из него следует, что класс должен разрешить обращение к ним, если они нужны для других частей программы, т.е. извне.
По умолчанию полагается, что все элементы «работают» лишь внутри класса, т.е. взаимодействуют только друг с другом. Другими словами, собственные элементы локализованы в классе и недоступны извне. Но такие классы не нужны и поэтому все классы разрешают обращение к своим элементам – ко всем или к некоторым.
Чтобы разрешить обращение к элементу класса в его описании должно появиться служебное слово (модификатор) public, т.е. общедоступный, например,
public: int a; public: int a, float z;
public: float f ( float x, float y);
void display();
В начале класса , до появления служебного слова public, для элементов подразумевается слово private (собственный или скрытый). Это слово можно и не опускать, а записывать явно, например,
private: int k, char s; private: int fun( char m);
Рекомендуется в классе элементы public и private записывать группами, т.к. каждый из этих модификаторов действует в тексте класса до тех пор, пока не появиться следующий. Видим, что от описания типа модификатор отделяется двоеточием, т.е. его можно воспринимать как метку.
Отметим, что обычно в тексте класса записываются только данные и прототипы функций с указанием доступа, а тексты этих функций приводятся ниже или записываются в другой файл.
- 10.3 Операторы управления
- 10. 4 Оператор мультиветвления switch
- 10.6 Применение функции printf для форматирования
- 11.1 Графические программы
- 11.2 Построение символьного графика
- 11.4 Построение графика в графическом режиме
- 12.1 Передача данных для построения графика в MathCad
- 12.4 Указатели
- 12.5 Описание указателей
- 12.6 Указатели для массивов и строк
- 13.3 Оператор динамического выделения памяти new
- Void main ( ) {
- Void tab( ); };
- Void main ( ) {
- 15.1 Класс объектов, элементы класса
- 15.2 Доступ к элементам класса
- 15.3 Вызов элементов класса
- 15.4 Конструкторы классa
- 15.5 Пример класса Tkplk
- 16.1 Наследование
- 16.2 Полиморфизм
- 16.3 О перегрузке функций и операций
- 17. 1 Среда программирования и библиотека vcl
- 17.2 Консольное приложение в Builder
- При выполнении лабораторных работ в дисплейном классе используется
- 17.5 Вид экрана в builder
- 17.6 Работа с проектом в системе Builder
- 18.1 Редактор кода
- 18.4 Пример запроса, ввода, вывода для Win -программы