15.1 Класс объектов, элементы класса
Понятия объекта и класса были введены в разделе 14.2. Повторно рассмотрим их.
Класс - это сложный тип данных, определяемый пользователем.
Он представляет модель реального объекта в виде данных и функций и реализуется в виде фрагмента программы.
Другими словами, класс описывает параметры объекта и те действия, которые он "умеет" выполнять. Класс - это тип сложного объекта. Класс имеет имя. Оно может быть любым.
Пример: класс Student.
Имена классов часто начинаются с буквы T ( от слова type = тип), но можно их выбирать любыми. В системе Builder С++ имена стандартных классов начинаются с буквы Т. Пусть имеем класс с именем ТА:
class TA {
. . . . . . . . .
};
Определение класса представляется фрагментом обычной программы на С++.
Имея класс, можно объявлять объекты этого класса, например, Ta xx; .
Класс содержит элементы-данные ( это имена с типом, их иногда называют полями) и методы (функции класса или элементные функции), см. рис. 15.1.
Элементы-данные Любой элемент
(имена с типом, класса
глобальные )
Методы класса
(функции)
Рис. 15.1 Элементы класса
Элементы-данные - это обычные глобальные переменные программы,
представляющей класс, т.к. они объявляются вне функций.
Элемент класса – это любой из указанных элементов, т.е. либо данное, либо функция.
Каждый элемент класса имеет определенный уровень защиты - модификатор доступа,
см. ниже. Следовательно, класс состоит из уже изученных нами элементов:
переменных, массивов, функций и т.д.
Класс - это не объект, а только описание всех характеристик и возможностей объекта. В программе действуют объекты. Объекты в программировании - это модели реальных или воображаемых объектов. Каждый объект имеет имя и класс:
студент Иванов, город Москва, девочка Маша и т.д.
Причитаем такое описание: int m; float x; TA sk;
Здесь объявлен объект sk класса TA и две обычных переменных.
Переменные можно рассматривать как простейшие объекты стандартных типов.
тип зн.
имя
указатель
Рис. 15.2 Объект - это область памяти (зн. = значение).
Объект - это некоторая область памяти компьютера в общем случае.
В ООП объектами являются переменные типа класс.
При объявлении каждого объекта выделяется память для его данных и
выполняется инициализация. Методы класса не тиражируются.
В лекции 13 кратко рассматривался стандартный класс string и его методы.
В лабораторной работе №4 нужно создать объекты класса string или написать и использовать свой класс, например, Tmystring. Разработать хороший класс сложно,
но использовать его легко, аналогично использованию стандартных подпрограмм в
процедурном программировании.
Почти любую программу, убрав из нее функцию main, можно объявить классом, но зачем? Цели могут быть такими:
для защиты данных при работе программы,
для использования наследования при разработке нового класса,
для использования программы при разработке других программ,
- для более ясного понимания больших программ, в которые
исходная программа входит как некоторая часть.
Кроме того, ООП – это мода, которой следуют все и бороться с которой очень трудно. Все современные программы обычно используют объекты.
- 10.3 Операторы управления
- 10. 4 Оператор мультиветвления switch
- 10.6 Применение функции printf для форматирования
- 11.1 Графические программы
- 11.2 Построение символьного графика
- 11.4 Построение графика в графическом режиме
- 12.1 Передача данных для построения графика в MathCad
- 12.4 Указатели
- 12.5 Описание указателей
- 12.6 Указатели для массивов и строк
- 13.3 Оператор динамического выделения памяти new
- Void main ( ) {
- Void tab( ); };
- Void main ( ) {
- 15.1 Класс объектов, элементы класса
- 15.2 Доступ к элементам класса
- 15.3 Вызов элементов класса
- 15.4 Конструкторы классa
- 15.5 Пример класса Tkplk
- 16.1 Наследование
- 16.2 Полиморфизм
- 16.3 О перегрузке функций и операций
- 17. 1 Среда программирования и библиотека vcl
- 17.2 Консольное приложение в Builder
- При выполнении лабораторных работ в дисплейном классе используется
- 17.5 Вид экрана в builder
- 17.6 Работа с проектом в системе Builder
- 18.1 Редактор кода
- 18.4 Пример запроса, ввода, вывода для Win -программы