logo
Шпора по информатике / 002

15.1 Класс объектов, элементы класса

Понятия объекта и класса были введены в разделе 14.2. Повторно рассмотрим их.

Класс - это сложный тип данных, определяемый пользователем.

Он представляет модель реального объекта в виде данных и функций и реализуется в виде фрагмента программы.

Другими словами, класс описывает параметры объекта и те действия, которые он "умеет" выполнять. Класс - это тип сложного объекта. Класс имеет имя. Оно может быть любым.

Пример: класс Student.

Имена классов часто начинаются с буквы T ( от слова type = тип), но можно их выбирать любыми. В системе Builder С++ имена стандартных классов начинаются с буквы Т. Пусть имеем класс с именем ТА:

class TA {

. . . . . . . . .

};

Определение класса представляется фрагментом обычной программы на С++.

Имея класс, можно объявлять объекты этого класса, например, Ta xx; .

Класс содержит элементы-данные ( это имена с типом, их иногда называют полями) и методы (функции класса или элементные функции), см. рис. 15.1.

Элементы-данные Любой элемент

(имена с типом, класса

глобальные )

Методы класса

(функции)

Рис. 15.1 Элементы класса

Элементы-данные - это обычные глобальные переменные программы,

представляющей класс, т.к. они объявляются вне функций.

Элемент класса – это любой из указанных элементов, т.е. либо данное, либо функция.

Каждый элемент класса имеет определенный уровень защиты - модификатор доступа,

см. ниже. Следовательно, класс состоит из уже изученных нами элементов:

переменных, массивов, функций и т.д.

Класс - это не объект, а только описание всех характеристик и возможностей объекта. В программе действуют объекты. Объекты в программировании - это модели реальных или воображаемых объектов. Каждый объект имеет имя и класс:

студент Иванов, город Москва, девочка Маша и т.д.

Причитаем такое описание: int m; float x; TA sk;

Здесь объявлен объект sk класса TA и две обычных переменных.

Переменные можно рассматривать как простейшие объекты стандартных типов.

тип зн.

имя

з

указатель

Рис. 15.2 Объект - это область памяти (зн. = значение).

Объект - это некоторая область памяти компьютера в общем случае.

В ООП объектами являются переменные типа класс.

При объявлении каждого объекта выделяется память для его данных и

выполняется инициализация. Методы класса не тиражируются.

В лекции 13 кратко рассматривался стандартный класс string и его методы.

В лабораторной работе №4 нужно создать объекты класса string или написать и использовать свой класс, например, Tmystring. Разработать хороший класс сложно,

но использовать его легко, аналогично использованию стандартных подпрограмм в

процедурном программировании.

Почти любую программу, убрав из нее функцию main, можно объявить классом, но зачем? Цели могут быть такими:

- для более ясного понимания больших программ, в которые

исходная программа входит как некоторая часть.

Кроме того, ООП – это мода, которой следуют все и бороться с которой очень трудно. Все современные программы обычно используют объекты.