Вопрос 8. Информационные продукты и услуги
Информацией (информационным продуктом, интеллектуальным продуктом, продуктом духовного или нематериального производства и т. п.) называется вещь или действие (продукт или услуга), которые их производитель предназначает для доставки определенных знаний получателю (потребителю) и которые способствуют пополнению знаний последнего, не требуя от него проведения каких-либо специальных, нетипичных познавательных действий (как правило, знания воспринимаются непосредственно чтением, наблюдением, слушанием и т. п.).
Под информационной продукцией обычно понимаются представленные в форме товара информационные ресурсы всех видов, а также программные продукты, базы и банки данных и другая информация. Таким образом, информационные услуги предназначены для удовлетворения информационных потребностей пользователей путем предоставления информационных продуктов.
Чем больше разных видов и форм услуг предоставляется, тем шире доступ к информации. В связи с этим необходимо отметить, что информационная служба создает два вида продукта: материальный (издания библиографического, методического, научного характера, базы данных, фонды, каталоги и т. п.) и нематериальный (информационную услугу). Первый вид продукта создается в процессе сбора, аналитико-синтети-ческой переработки информации, второй — только в процессе информационного обслуживания.
Первый вид продукта обладает потенциальной способностью удовлетворять потребности пользователей при наличии двух условий: если у конкретных пользователей возникнет в них потребность и если к этим продуктам будет обеспечен доступ в форме информационной услуги.
Доступ означает распространение, предоставление информации, приближение к ней, то есть преодоление пространства между документом и пользователем с помощью предлагаемых работниками информационной службы услуг, например, таких, как рассылка изданий (в том числе созданных информационной службой), их продажа, выдача документов на абонементе или в читальном зале, представление их на выставке, презентации, передача по каналам связи электронных документов и т. п.
Таким образом, важнейшая особенность информационной услуги — способность обеспечивать доступ пользователей к документам, информации, знаниям и тем самым удовлетворять их информационные потребности. Услуги удовлетворяют общекультурные, профессиональные, учебные, любительские и другие потребности и делают доступными разные виды информации: деловую (биржевую, финансовую, коммерческую, экономическую, статистическую), научно-профессиональную (научно-техническую, медицинскую, юридическую, экологическую и т. п.), социально-политическую, массовую, потребительскую и др.
Услуги подразделяются в зависимости от предмета запроса пользователя (документ, библиографические и фактографические сведения, новость, ориентирование и обучение, анализ ситуации, организации обслуживания).
В частности, документные услуги обеспечивают доступ к изданиям, архивным документам на разных носителях (бумажных, электронных, компакт-дисках, аудио- и видеокассетах, микрокартах и др.); на разных языках (путем перевода); в режиме реального времени (on-line); в режиме отложенного времени (через электронную почту, «бронирование”.
Справочные услуги предоставляют доступ к библиографическим, фактографическим, концептографическим банкам и базам данных, в том числе мультимедийным, гипермедийным, и отвечают (форма — справка) на библиографические и фактографические запросы пользователей устно, письменно, в режиме on-line и через электронную почту.
Новостные услуги предлагают сообщения об актуальных событиях и темах, предоставляют рекламную информацию, извещают о новых изданиях и показывают их, в том числе через телекоммуникационные каналы, в режиме реального и отложенного времени (формы — новости, ИРИ, день открытых дверей, день информации, день специалиста, ярмарка идей, выставка новых поступлений, презентация, список новых поступлений, дайджест, прайс-лист, биржевые сводки и др.).
Ориентирующие (учебно-консультационные) услуги содействуют ознакомлению пользователей с информацией в устной форме, в режиме on-line и через электронную почту (формы — консультация, семинар, лекция, урок, экскурсия, компьютерные курсы и пр.).
Самыми распространенными информационными услугами являются справочные, консультационные, а также услуги по предоставлению рекламной информации.
В системе информационного обслуживания выполнение услуги означает положительный результат деятельности, невыполнение (отказ) — отрицательный. Причинами последнего могут быть ресурсные, технологические, технические, лингвистические и кадровые проблемы.
Продукты информационного производства можно разделить на две группы по их предназначению в расширенном воспроизводстве. К первой группе относятся продукты, предназначенные для прямого потребления обществом и его членами с явной выгодой для производителя информационного продукта. К ним относятся произведения искусства и литературы, научные труды, справочники, лекции, учебники, массовая информация и дезинформация, пропаганда и реклама, слухи и клевета и т. п. Производство и потребление информационных продуктов этой группы, как и аналогичных продуктов материального производства, подчиняется одним и тем же законам рынка.
Ко второй группе относятся информационные продукты, которые производители предпочитают скрывать от общества, опасаясь какого-либо ущерба для себя. В эту группу информационных продуктов входит информация о технологических особенностях производства, о материальных затратах на производство, об объемах продаж и полученных доходах, об отрицательных свойствах производимой продукции, о согласованности действий и решений людей с принятыми законами и установленными обществом нормативами и др.
За последние десятилетия быстрыми темпами развиваются электронные издания, ставшие важнейшим источником информации во всех областях науки и техники. Многие научные журналы выпускаются как в печатной форме, так и в электронной, а некоторые — исключительно в электронной.
Сейчас мир стоит перед проблемой создания электронных библиотек и простых, доступных любому потребителю технологий работы с электронными изданиями. Процесс интеграции электронных форм с традиционными идет полным ходом. Участники процесса коммуникации электронных изданий — издатели, подписные агентства, службы вторичной информации — берут на себя функции библиотек, используя при этом различные схемы агрегации информации или доступа к ней.
Примером информационного продукта является информационный ресурс. Информационный ресурс как товар - это объект социально-экономических отношений, характеризующих процесс товарно-денежных отношений, осуществляемых в результате успешного завершения информационного производства. Под успешным завершением информационного производства подразумевается получение информационного продукта, способного донести до потребителя неизвестные ему полезные данные, то есть способного удовлетворять общественную потребность.
Информационный продукт отличается от традиционных материальных в силу того, что информационные ресурсы обладают рядом специфических свойств, которые в процессе производства переходят на информационный продукт. Основное свойство информационных ресурсов, которое определяет новизну информационного товара с точки зрения объекта экономических отношений, состоит в том, что по своей природе информация нематериальна, невещественна, не имеет физической природы, что предполагает многообразие форм ее материального воплощения.
Полезность информационного продукта прямопропорционально влияет на его стоимость или ценность.
Полезность информационного ресурса в значительной степени «ориентирована» на новизну. «Новая» информация обладает высокой степенью полезности, так как представляет собой продукт, не имеющий аналогов на рынке. Ценность ее может быть сформирована без учета издержек прежнего исследовательского труда.
Кроме того, что информация должна быть новой, она в первую очередь должна быть достоверной, а также актуальной. Достоверность информационного продукта, определяется степенью соответствия имеющейся информации существующей реальности. Актуальность проявляется в субъективной значимости информационного ресурса для потребителя в пространственном и временном аспекте.
Информационные продукты в силу утраты новизны и актуальности имеют свойство со временем изнашиваться. Старение информационного ресурса в процессе его движения отнюдь не мешает ему быть товаром, более того, этим он даже не отличается от многих продуктов материального производства, которые также изменяются в процессе хранения, транспортировки и т. п.
Среди отличительных особенностей информационных продуктов от материальных выделяют, по мнению некоторых экономистов, то, что производство информационных продуктов, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. С этим нельзя не согласиться. Тем не менее, относительно информационных продуктов данных факт создает, в частности, немало проблем в связи с определением прав собственности в рамках сферы информационной деятельности.
- Вопрос 1. Определение информатики. Появление и становление информатики. Источники информатики.
- Вопрос 2. Предмет, задачи и методы информатики. Экономическая информатика.
- Вопрос 4. История развития вычислительной техники
- Вопрос 5. Информационное общество. Роль информатизации в развитии общества.
- Вопрос 5. Информационный потенциал общества
- Вопрос 7. Информационные ресурсы общества
- Вопрос 8. Информационные продукты и услуги
- Вопрос 9. Рынок информационных продуктов и услуг
- Вопрос 10. Информация. Данные. Технократический, антропоцентрический, недетерминированный подходы к информации.
- Вопрос 11. Единицы информации. Свойства информации.
- Вопрос 12. Классификация информации (по способу восприятия человеком, по способу отображения, по функциям управления, по стадиям обработки, по стабильности, по месту возникновения и т.Д.).
- Вопрос 13. Экономическая информация. Особенности экономической информации.
- Вопрос 14. Кодирование информации
- Вопрос 15. Информационные процессы: понятие, этапы
- Вопрос 16. Классификация компьютеров.
- Вопрос 17. Поколения эвм
- Вопрос 18. Понятие архитектуры и структуры компьютера. Структурная схема персонального компьютера
- Вопрос 19. Состав системного блока (назначение и характеристики основных устройств)
- Вопрос 20. 20. Материнская плата. Устройства, входящие в состав материнской платы, их назначение и характеристики.
- Вопрос 21. Устройства для хранения информации (назначение, виды и основные характеристики).
- Вопрос 22. Периферийные устройства (назначение, виды и основные характеристики).
- Вопрос 23. Устройства для ввода информации в компьютер (назначение, виды и основные характеристики).
- Вопрос 24. Устройства для вывода информации на печать (назначение, виды и основные характеристики)
- Вопрос 25. Программный продукт и программное обеспечение. Характеристика программного продукта. Программа.
- Вопрос 26. Категории специалистов, занятых разработкой программ
- Вопрос 27. Классификация программных продуктов. Показатели качества программ.
- Вопрос 28. Жизненный цикл программного продукта. Защита программных продуктов
- Вопрос 29. Системное программное обеспечение (сервисное и базовое). Состав, назначение, примеры.
- Вопрос 30. Операционные системы: назначение, классификация, примеры.
- Вопрос 31. Прикладные программы: назначение, классификация, примеры.
- Вопрос 32. Интегрированный программный продукт Microsoft Office (состав, назначение, особенности использования).
- Вопрос 33. Операционная система windows. Основные объекты и приемы управления windows. Главное меню. Окна.
- Вопрос 34. Понятие файловой структуры. Файлы и папки. Операции с файловой структурой.
- Вопрос 35. Стандартные программы windows. Служебные приложения.
- Вопрос 36. Текстовый процессор Microsoft Word. Общие сведения о текстовом процессоре. Интерфейс. Средства автоматизации разработки документов.
- Вопрос 37.Технология выполнения отдельных операций в текстовом редакторе
- Вопрос 38. Электронные таблицы Microsoft Excel. Общие сведения об электронных таблицах (интерфейс, возможности, назначение, средства для автоматизации обработки информации).
- Вопрос 40. Понятие моделирования и модели. Цель и задачи моделирования.
- Вопрос 41. Виды моделирования. Уровни моделирования. Моделирование в экономике.
- Вопрос 42. Системы счисления (позиционные, непозиционные).
- Вопрос 43. Правила перевода чисел из одной системы в другую (на примере систем счисления с основанием 2 8, 10, 16).
- Вопрос 44. Основы математической логики.
- Вопрос 45. Примеры логических функций. Таблицы истинности. Приоритет выполнения логических операций. Примеры вычисления задач.
- Вопрос 46. Алгоритм: определение, свойства алгоритмов
- Вопрос 47. Способы описания алгоритмов. Типовые алгоритмические конструкции. Примеры.
- Вопрос 48. Средства программирования. Языки программирования высокого и низкого уровня. Обзор языков программирования высокого уровня.
- Вопрос 49. Базы данных. Модели хранения данных.
- Вопрос 50. Реляционные базы данных. Основные понятия реляционных баз данных.
- Вопрос 51. Этапы создания базы данных. Информационно-логические модели баз данных. Создание межтабличных связей, их назначение, виды. Обеспечение целостности данных.
- Вопрос 52. Требования нормализации.
- Вопрос 53. Субд Microsoft Access. Свойства полей базы данных.
- Вопрос 54. Субд Microsoft Access Основные объекты (таблицы, запросы, формы, отчеты), их назначение и способы создания. Типы данных.
- Вопрос 55. Понятие компьютерной сети. Вычислительные и информационные сети.
- Вопрос 56. Компоненты компьютерной сети. Характеристики сети.
- Вопрос 57. Классификация компьютерных сетей по разным признакам (Локальные и глобальные сети).
- Вопрос 58. Логическая структура сети (базовая модель открытых систем). Характеристика уровней передачи данных.
- Вопрос 59. Протоколы (понятие, виды).
- Вопрос 60. Топология локальных сетей.
- Вопрос 61. Каналы передачи данных
- Вопрос 62. Интернет. Основные понятия. История и перспективы развития Интернет.
- Вопрос 63. Адресация в сети Интернет. Адресация информационных ресурсов. Url-адреса. Адресация компьютеров. Доменная система имен.
- Вопрос 64. Службы (сервисы) Интернет (обзор, наименования, назначения)
- Вопрос 65. Www: основные понятия. Поиск информации в World Wide Web. Поисковые системы (назначение, обзор, технология работы на примере …).
- Вопрос 66. Электронная почта. Функции почтовых клиентов. Технология приема и отправки сообщений.
- Вопрос 67. Необходимость защиты информации. Понятие угрозы информационной безопасности. Виды угроз информационной безопасности.
- Вопрос 68. Защита информации на уровне государства. Законодательная база.
- Вопрос 69. Защита информации от несанкционированного доступа. Методы и средства защиты информации. Комплексная система защиты информации. Защита информации при работе в Интернет.
- Вопрос 70. Безопасность пользователя при работе с компьютером. Техника безопасности
- Вопрос 71. Компьютерные вирусы: понятие, классификация, признаки заражения компьютера, средства защиты от компьютерных вирусов.
- Вопрос 72. Программные средства для сжатия данных (архивация). Самораспаковывающиеся архивы. Многотомные архивы. Теоретические основы сжатия данных (виды сжатия, коэффициент сжатия).