Вопрос 70. Безопасность пользователя при работе с компьютером. Техника безопасности
Уже в первые годы компьютеризации было отмечено специфическое зрительное утомление у пользователей дисплеев, получившее общее название "компьютерный зрительный синдром" (CVS-Computer Vision Syndrome). Причин его возникновения несколько. И прежде всего - сформировавшаяся за миллионы лет эволюции зрительная система человека, которая приспособлена для восприятия объектов в отраженном свете (картин природы, рисунков, печатных текстов и т. п.), а не для работы с дисплеем. Изображение на дисплее принципиально отличается от привычных глазу объектов наблюдения - оно светится; состоит из дискретных точек; оно мерцает, т. е. эти точки с определенной частотой зажигаются и гаснут; цветное компьютерное изображение не соответствует естественным цветам (спектры излучения люминофоров отличаются от спектров поглощения зрительных пигментов в колбочках сетчатки глаза, которые ответственны за наше цветовое зрение). Но не только особенности изображения на экране вызывают зрительное утомление. При работе на компьютере часами у глаз не бывает необходимых фаз расслабления, глаза напрягаются, их работоспособность снижается. Большую нагрузку орган зрения испытывает при вводе информации, так как пользователь вынужден часто переводить взгляд с экрана на текст и клавиатуру, находящиеся на разном расстоянии и по-разному освещенные.
Несоблюдение требований техники безопасности при работе за компьютером приводит к тому, что через некоторое время вы, начинаете испытывать определённый дискомфорт: головные боли, резь в глазах, боли в спине и в суставах кистей рук. Вы устаёте и становитесь раздражительным. Может нарушится сон, ухудшится зрение, будут болеть руки, голова, шея и поясница.
Зачастую эти проблемы связаны с:
- недостаточной площадью и объёмом рабочего места;
- несоблюдением температурного и влажностного режима в помещении;
- низким уровнем освещённости в помещении и на рабочих поверхностях оборудования;
- повышенным уровнем низкочастотных магнитных полей от мониторов;
- произвольной расстановкой техники и нарушением требований организации рабочих мест;
- несоблюдением требований к режимам труда и отдыха;
- чрезмерной производственной нагрузкой работников;
- отсутствием навыков по снижению влияния психоэмоционального напряжения.
Итак, какой же вред может принести компьютер человеку? Сегодня в этой связи обращают внимание на следующие факторы: повышенная напряжённость электрического и электро-магнитного полей, статическое электричество, повышенный уровень шума системного блока, пониженная контрастность монитора, недостаточная освещённость рабочей зоны, выделение токсических веществ в воздух. Это серьёзные факторы риска и следует от них максимально обезопаситься.
Медики обобщили недомогания тех, кто весь рабочий день проводит за компьютером. В их список вошли: головная боль (может развиться мигрень), резь в глазах (может ухудшиться зрение), тянущие боли в мышцах шеи, рук и спины (может развиться искривление позвоночника), зуд кожи лица и ладоней (могут развиться кожные воспаления, экзема), бессонница.
Большинство работающих на компьютере жалуются на боли (рези) в глазах. Это легко объяснимо. Ведь работая за компьютером человек часами смотрит в одну точку (вернее, точки) на мониторе, яркость которого сопоставима с яркостью настольной лампы. Человек не моргает и забывает делать перерывы в работе. Таким образом, глаза не только не отдыхают, но и даже не смачиваются слёзной жидкостью, в результате чего сохнет роговица и появляется ощущение, что в глаза насыпали песок
Боли в спине, шее и суставах связаны с тем, что увлёкшись компьютером, человек не замечает, что давно сидит в неудобной, а часто и вовсе - в неестественной позе. Проведя таким образом много часов, дней и месяцев, человек "зарабатывает" болей в шее, спине и суставах. А обратившись к врачу, узнаёт о том, что у него имеются мышечно-скелетные нарушения.
При работе компьютера, вокруг некоторых его частей создаётся электромагнитное поле, создающее эффект микроволновки, негативно действуя на любые живые организмы. Волны электромагнитного поля компьютера бывают разной длины. И чем длиннее волна, тем более высокую проникающую способность она имеет. Так, волны миллиметрового диапазона поглощаются поверхностными слоями кожи человека, сантиметрового - кожей и прилегающими к ней тканями, дециметрового - проникают на глубину до 10 см. То есть, электромагнитные волны могут пройти человека насквозь. И это не так уж безвредно. Помните, как в микроволновке СВЧ-волны нагревают пищу? Здесь можно провести параллель. Электромагнитное поле влияет на клетки и ткани человека, приводя к нарушениям условно-рефлекторной деятельности, снижению биоэлектрической активности мозга и изменению межнейронных связей. Обычно это проявляется головной болью, утомляемостью, ухудшением самочувствия, гипотонией, брадикардией, изменением проводимости сердечной мышцы.
Воздействуя на человека, электромагнитное поле повышает температуру его тела, что приводит к избирательному нагреву тканей и органов. Самые незащищённые в данном случае следующие органы тела человека: печень, поджелудочная железа, мочевой пузырь, желудок. Их нагрев запросто может обострить хронические заболевания (язвы, кровотечения, перфорации).
Как повысить безопасность при работе за компьютером?
Чтобы повысить безопасность при работе за компьютером прежде всего надо обратить внимание на эргономическую проработку рабочего места. Причем покупкой эргономической клавиатуры здесь не обойтись. Для улучшения эргономичности рабочего места необходимо предпринять следующие меры.
1. Разместите монитор так, чтобы его верхняя точка находилась прямо перед вашими глазами или выше, что позволит держать голову прямо, и исключит развитие шейного остеохондроза. Расстояние от монитора до глаз должно быть не меньше 45 см;
2. Стул должен иметь спинку и подлокотники, а так же такую высоту, при которой ноги могут прочно стоять на полу. Идеальным будет приобретение кресла с регулирующейся высотой, в таком случае спинка позволит держать спину прямо, подлокотники дадут возможность отдохнуть рукам, правильное положение ног не будет мешать кровообращению в них;
3. Расположение часто используемых вещей не должно приводить к долгому нахождению в какой либо искривлённой позе;
4. Освещение рабочего места не должно вызывать блики на экране монитора. Нельзя ставить монитор рядом с окном, так чтобы вы одновременно видели и экран и то, что находится за окном.
5. При работе с клавиатурой, угол сгиба руки в локте должен быть прямым (90 градусов);
6. При работе с мышкой кисть должна быть прямой, и лежать на столе как можно дальше от края.
Во время работу не забывайте о регулярных перерывах для отдыха. Конечно, не плохо попить чай с коллегами и обсудить последние новости, но лучше использовать их для специализированных комплексов гимнастических упражнений.
- Вопрос 1. Определение информатики. Появление и становление информатики. Источники информатики.
- Вопрос 2. Предмет, задачи и методы информатики. Экономическая информатика.
- Вопрос 4. История развития вычислительной техники
- Вопрос 5. Информационное общество. Роль информатизации в развитии общества.
- Вопрос 5. Информационный потенциал общества
- Вопрос 7. Информационные ресурсы общества
- Вопрос 8. Информационные продукты и услуги
- Вопрос 9. Рынок информационных продуктов и услуг
- Вопрос 10. Информация. Данные. Технократический, антропоцентрический, недетерминированный подходы к информации.
- Вопрос 11. Единицы информации. Свойства информации.
- Вопрос 12. Классификация информации (по способу восприятия человеком, по способу отображения, по функциям управления, по стадиям обработки, по стабильности, по месту возникновения и т.Д.).
- Вопрос 13. Экономическая информация. Особенности экономической информации.
- Вопрос 14. Кодирование информации
- Вопрос 15. Информационные процессы: понятие, этапы
- Вопрос 16. Классификация компьютеров.
- Вопрос 17. Поколения эвм
- Вопрос 18. Понятие архитектуры и структуры компьютера. Структурная схема персонального компьютера
- Вопрос 19. Состав системного блока (назначение и характеристики основных устройств)
- Вопрос 20. 20. Материнская плата. Устройства, входящие в состав материнской платы, их назначение и характеристики.
- Вопрос 21. Устройства для хранения информации (назначение, виды и основные характеристики).
- Вопрос 22. Периферийные устройства (назначение, виды и основные характеристики).
- Вопрос 23. Устройства для ввода информации в компьютер (назначение, виды и основные характеристики).
- Вопрос 24. Устройства для вывода информации на печать (назначение, виды и основные характеристики)
- Вопрос 25. Программный продукт и программное обеспечение. Характеристика программного продукта. Программа.
- Вопрос 26. Категории специалистов, занятых разработкой программ
- Вопрос 27. Классификация программных продуктов. Показатели качества программ.
- Вопрос 28. Жизненный цикл программного продукта. Защита программных продуктов
- Вопрос 29. Системное программное обеспечение (сервисное и базовое). Состав, назначение, примеры.
- Вопрос 30. Операционные системы: назначение, классификация, примеры.
- Вопрос 31. Прикладные программы: назначение, классификация, примеры.
- Вопрос 32. Интегрированный программный продукт Microsoft Office (состав, назначение, особенности использования).
- Вопрос 33. Операционная система windows. Основные объекты и приемы управления windows. Главное меню. Окна.
- Вопрос 34. Понятие файловой структуры. Файлы и папки. Операции с файловой структурой.
- Вопрос 35. Стандартные программы windows. Служебные приложения.
- Вопрос 36. Текстовый процессор Microsoft Word. Общие сведения о текстовом процессоре. Интерфейс. Средства автоматизации разработки документов.
- Вопрос 37.Технология выполнения отдельных операций в текстовом редакторе
- Вопрос 38. Электронные таблицы Microsoft Excel. Общие сведения об электронных таблицах (интерфейс, возможности, назначение, средства для автоматизации обработки информации).
- Вопрос 40. Понятие моделирования и модели. Цель и задачи моделирования.
- Вопрос 41. Виды моделирования. Уровни моделирования. Моделирование в экономике.
- Вопрос 42. Системы счисления (позиционные, непозиционные).
- Вопрос 43. Правила перевода чисел из одной системы в другую (на примере систем счисления с основанием 2 8, 10, 16).
- Вопрос 44. Основы математической логики.
- Вопрос 45. Примеры логических функций. Таблицы истинности. Приоритет выполнения логических операций. Примеры вычисления задач.
- Вопрос 46. Алгоритм: определение, свойства алгоритмов
- Вопрос 47. Способы описания алгоритмов. Типовые алгоритмические конструкции. Примеры.
- Вопрос 48. Средства программирования. Языки программирования высокого и низкого уровня. Обзор языков программирования высокого уровня.
- Вопрос 49. Базы данных. Модели хранения данных.
- Вопрос 50. Реляционные базы данных. Основные понятия реляционных баз данных.
- Вопрос 51. Этапы создания базы данных. Информационно-логические модели баз данных. Создание межтабличных связей, их назначение, виды. Обеспечение целостности данных.
- Вопрос 52. Требования нормализации.
- Вопрос 53. Субд Microsoft Access. Свойства полей базы данных.
- Вопрос 54. Субд Microsoft Access Основные объекты (таблицы, запросы, формы, отчеты), их назначение и способы создания. Типы данных.
- Вопрос 55. Понятие компьютерной сети. Вычислительные и информационные сети.
- Вопрос 56. Компоненты компьютерной сети. Характеристики сети.
- Вопрос 57. Классификация компьютерных сетей по разным признакам (Локальные и глобальные сети).
- Вопрос 58. Логическая структура сети (базовая модель открытых систем). Характеристика уровней передачи данных.
- Вопрос 59. Протоколы (понятие, виды).
- Вопрос 60. Топология локальных сетей.
- Вопрос 61. Каналы передачи данных
- Вопрос 62. Интернет. Основные понятия. История и перспективы развития Интернет.
- Вопрос 63. Адресация в сети Интернет. Адресация информационных ресурсов. Url-адреса. Адресация компьютеров. Доменная система имен.
- Вопрос 64. Службы (сервисы) Интернет (обзор, наименования, назначения)
- Вопрос 65. Www: основные понятия. Поиск информации в World Wide Web. Поисковые системы (назначение, обзор, технология работы на примере …).
- Вопрос 66. Электронная почта. Функции почтовых клиентов. Технология приема и отправки сообщений.
- Вопрос 67. Необходимость защиты информации. Понятие угрозы информационной безопасности. Виды угроз информационной безопасности.
- Вопрос 68. Защита информации на уровне государства. Законодательная база.
- Вопрос 69. Защита информации от несанкционированного доступа. Методы и средства защиты информации. Комплексная система защиты информации. Защита информации при работе в Интернет.
- Вопрос 70. Безопасность пользователя при работе с компьютером. Техника безопасности
- Вопрос 71. Компьютерные вирусы: понятие, классификация, признаки заражения компьютера, средства защиты от компьютерных вирусов.
- Вопрос 72. Программные средства для сжатия данных (архивация). Самораспаковывающиеся архивы. Многотомные архивы. Теоретические основы сжатия данных (виды сжатия, коэффициент сжатия).