Вопрос 65. Www: основные понятия. Поиск информации в World Wide Web. Поисковые системы (назначение, обзор, технология работы на примере …).
WWW (World Wide Web - всемирная паутина) - сегодня самый популярный и интересный сервис Интернета. WWW работает по принципу клиент-серверы: существует множество серверов, которые по запросу клиента возвращают ему гипермедийный документ - документ, состоящий из частей с разнообразным представлением информации (текст, звук, графика, трехмерные объекты и т.д.), в котором каждый элемент может являться ссылкой на другой документ или его часть. Ссылки эти в документах WWW организованы таким образом, что каждый информационный ресурс в глобальной сети Интернет однозначно адресуется, и документ, который вы читаете в данный момент, способен ссылаться как на другие документы на этом же сервере, так и на документы (и вообще на ресурсы Интернета) на других компьютерах Интернета. Причем пользователь не замечает этого и работает со всем информационным пространством Интернета как с единым целым. Ссылки WWW указывают не только на документы, специфичные для самой WWW, но и на прочие сервисы и информационные ресурсы Интернета. Большинство программ-клиентов WWW (browsers, навигаторы) не просто понимают такие ссылки, но и являются программами-клиентами соответствующих сервисов: FTP, gopher, сетевых новостей Usenet, электронной почты и т.д. Таким образом, программные средства WWW являются универсальными для различных сервисов Интернета, а сама информационная система WWW играет интегрирующую роль.
В Интернет обращаются за определенной информацией. Чтобы открыть нужную Web-страницу, надо иметь либо ее адрес, либо другую страницу со ссылкой на нее. Если нет ни того ни другого, обращаются к поисковым системам. Поисковая система представляет собой специализированный Web-узел. Пользователь сообщает поисковой системе данные о содержании искомой Web-страницы, а поисковая система выдает список гиперссылок на страницы, на которых упоминаются соответствующие сведения. Поисковые системы классифицируют по методам поиска.
Поисковые каталоги предназначены для поиска по темам. Пользователь «погружается» в иерархическую структуру разделов и подразделов, на нижнем уровне которой располагается относительно небольшое число ссылок, заслуживающих внимания. Поисковый каталог обеспечивает высокое качество поиска.
Поисковый индекс обеспечивает поиск по заданным ключевым словам. В результате поиска формируется набор гиперссылок на Web-страницы, содержащие указанные термины. Поисковые индексы предоставляют грандиозную широту поиска.
Структурированием данных, входящих в базу поисковых каталогов, занимаются люди, а создание баз для поисковых индексов выполняется автоматическими средствами. Соответственно, в среднем, поисковые каталоги предоставляют доступ к меньшему числу Web-ресурсов, чем поисковые индексы, но они точнее указывают на основные ресурсы Сети. Таким образом, при проведении первичного поиска по конкретной теме целесообразно использовать поисковые каталоги. Для специалистов, хорошо знакомых с ресурсами Интернета по своей специальности, более полезны поисковые индексы. Они позволяют разыскивать малоизвестные и узкоспециализированные ресурсы.
Многие современные поисковые системы сочетают в себе оба вышеуказанных метода поиска и позволяют использовать наиболее подходящий. Для многих поисковая система превращается в отправную точку для работы в Интернете, средство, через которое пользователь получает доступ к нужной ему информации. Это привело к появлению Web-порталов, специализированных страниц, обеспечивающих удобный интерфейс доступа к поисковым системам, а также к другим Web-узлам, представляющим всеобщий интерес. Web-портал можно рассматривать как «окно в World Wide Web».
Тематические порталы могут предлагать возможность поиска с классификацией. Они содержат относительно неизменный тематический список Web-страниц в виде гиперссылок и учитывают число пользователей, которые воспользовались каждой из ссылок. Это число носит характер рейтинга, позволяющего оценить популярность соответствующей страницы.
Программа Internet Explorer 5.0 имеет специальные средства организации поиска без явного обращения к поисковым системам. Проще всего дать задание на поиск непосредственно с панели Адрес. Для этого надо ввести туда ключевое слово до, find или ? и ключевую фразу или набор ключевых слов. Поиск будет произведен с помощью поисковой системы, заданной по умолчанию. Результаты поиска отображаются в виде списка ссылок.
Другая возможность поиска состоит в обращении к мини-порталу, поддерживаемому компанией Microsoft. Он организует поиск с помощью существующих систем в соответствии с предпочтениями пользователя. Для такого поиска следует открыть в броузере дополнительную панель Поиск, щелкнув на кнопке Поиск на панели инструментов Обычные кнопки. Содержание панели Поиск загружается с Web-узла компании Microsoft. Ключевые слова или ключевая фраза вводятся в текстовое поле на этой панели.
Способ поиска определяет, какую именно информацию необходимо найти: Web-страницу, адрес определенного человека, начальную страницу Web-узла компании или организации, данные, которые уже разыскивались ранее, или географическую карту. Дополнительные возможности включают поиск информации в энциклопедиях, толковых словарях и поиск в архивах телеконференций.
Поиск начинается по щелчку на кнопке на панели Поиск. Результаты представляются на этой же панели в виде упрощенной страницы результатов, полученных от реально использованной поисковой системы. Чтобы с результатами было удобнее работать, можно расширить панель Поиск, перетащив правую границу, или представить результаты поиска в окне с помощью команды контекстного меню Открыть в отдельном окне.
Выбрать используемый способ поиска можно с помощью кнопки Настроить на панели Поиск. В открывшемся диалоговом окне каждая группа элементов управления соответствует определенному типу поиска и позволяет указать, какие поисковые системы должны использоваться.
Информационно-поисковая система -- комплекс средств, предназначенный для быстрого поиска и распространения информации на основе методов и технологии вычислительной техники. ИПС характерны для так называемой информационной индустрии -- новейшей области экономики и социальной сферы, занятой обработкой, систематизацией, накоплением и распространением информации. Информация которую можно найти с помощью ИПС самая разнообразная, касающаяся практически любой сферы человеческой деятельности начиная от музыки, прогноза погоды и заканчивая научными трудами. Такое огромное количество информации породило много разных типов ИПС. Они различаются своими целями, объемом содержащихся сведений, видами информации, способами доведения ее до потребителя. Есть ИПС локальные действующие в одной организации и предназначенные для пользования сотрудниками этой организации. Есть ИПС национальные в рамках одного государства, и есть ИПС интернациональные действующие по всему миру. Быстрое развитие производства персональных ЭВМ и средств передачи информации, появление их практически на каждом рабочем месте и в каждом доме, позволяет намного быстрей находить информацию для использования в работе и обучения.
К основным функциям ИПС можно отнести:
- хранения больших объемов информации;
- быстрого поиска требуемой информации;
- добавления, удаления и изменения хранимой информации;
- вывода информации в удобном для человека виде.
Различают: - автоматизированные (coputerised);
- библиографические (reference);
- диалоговые (online);
- документальные и фактографические информационно-поисковые системы.
1. Глобальные ИПС (Yandex.)
В своей повседневной и профессиональной деятельности я обращаюсь к глобальной информационно-поисковой системе - Yandex.
Компания «Яндекс» была создана двумя друзьями - Аркадием Воложем и Аркадием Борковским. Она выросла из компании CompTek, которую возглавлял Волож в середине 90-х. Именно CompTek и разработал для Рунета собственную поисковую систему «Яндекс». Отправной точкой развития «поисковика» можно считать 2000 год, когда Волож году покинул CompTek и выделил «Яндекс» в отдельную компанию.
Яндекс -- это крупнейший российский портал, предлагающий пользователям ключевые интернет-сервисы. Ежедневная аудитория Яндекса составляет более 7 миллионов человек.
Среди служб Яндекса -- поиск в Интернете и каталог сайтов, новости и платежная система, карты и энциклопедии, электронная почта и система фильтрации спама, каталог товарных предложений, социальная сеть профессионалов и бесплатный фотохостинг, а также многое другое.
Яндекс уделяет большое внимание работе с регионами. Все службы портала учитывают географическое положение пользователя: поиск позволяет задавать запрос только по региональным сайтам, Новости показывают местную информацию, Маркет в первую очередь предлагает товары из региональных магазинов. Региональная программа (проект Города) помогает привлекать к сотрудничеству интернет-компании и рекламные агентства со всех концов страны. Специалисты Яндекса проводят выездные семинары. А регулярно публикуемые интернет-индексы городов стали своеобразным индикатором развития интернета в России.
В 2005 году Яндекс представил www.yandex.ua. Сегодня поиск Яндекса знает украинский язык. У украинских компаний есть возможность размещать рекламу по украинским ключевым словам и пользоваться интерфейсом Яндекс. Директа на родном языке. А у украинских пользователей интернета - получить почтовый адрес в домене @yandex.ua.
Яндекс заинтересован в увеличении интенсивности использования интернета. В 2007 году открыта программа «Локальная сеть». Во всех федеральных округах России размещается сетевое оборудование компании и арендуются выделенные каналы. Таким образом, Яндекс становится локальным ресурсом для большинства российских пользователей. Более 300 кафе, ресторанов и других общедоступных заведений принимают участие в проекте Яндекс. WiFi. Ежегодные Открытые Кубки России по поиску в интернете, изобретенные Яндексом, помогают пользователям оценить интернет как уникальную справочную.
Яндекс представляет собой рекламную площадку с возможностями как широкого охвата аудитории, так и точно сфокусированной рекламы. Система Яндекс. Директ первой в России позволила размещать рекламные объявлен ия в результатах поиска. По итогам 2006 года число рекламодателей Директа превысило 30 тысяч и продолжает расти. В 2005 году открыта Рекламная сеть Яндекса. Сегодня участниками Рекламной сети является большинство поисковых площадок и значительное количество крупных сайтов российского, украинского и белорусского интернета.
- Вопрос 1. Определение информатики. Появление и становление информатики. Источники информатики.
- Вопрос 2. Предмет, задачи и методы информатики. Экономическая информатика.
- Вопрос 4. История развития вычислительной техники
- Вопрос 5. Информационное общество. Роль информатизации в развитии общества.
- Вопрос 5. Информационный потенциал общества
- Вопрос 7. Информационные ресурсы общества
- Вопрос 8. Информационные продукты и услуги
- Вопрос 9. Рынок информационных продуктов и услуг
- Вопрос 10. Информация. Данные. Технократический, антропоцентрический, недетерминированный подходы к информации.
- Вопрос 11. Единицы информации. Свойства информации.
- Вопрос 12. Классификация информации (по способу восприятия человеком, по способу отображения, по функциям управления, по стадиям обработки, по стабильности, по месту возникновения и т.Д.).
- Вопрос 13. Экономическая информация. Особенности экономической информации.
- Вопрос 14. Кодирование информации
- Вопрос 15. Информационные процессы: понятие, этапы
- Вопрос 16. Классификация компьютеров.
- Вопрос 17. Поколения эвм
- Вопрос 18. Понятие архитектуры и структуры компьютера. Структурная схема персонального компьютера
- Вопрос 19. Состав системного блока (назначение и характеристики основных устройств)
- Вопрос 20. 20. Материнская плата. Устройства, входящие в состав материнской платы, их назначение и характеристики.
- Вопрос 21. Устройства для хранения информации (назначение, виды и основные характеристики).
- Вопрос 22. Периферийные устройства (назначение, виды и основные характеристики).
- Вопрос 23. Устройства для ввода информации в компьютер (назначение, виды и основные характеристики).
- Вопрос 24. Устройства для вывода информации на печать (назначение, виды и основные характеристики)
- Вопрос 25. Программный продукт и программное обеспечение. Характеристика программного продукта. Программа.
- Вопрос 26. Категории специалистов, занятых разработкой программ
- Вопрос 27. Классификация программных продуктов. Показатели качества программ.
- Вопрос 28. Жизненный цикл программного продукта. Защита программных продуктов
- Вопрос 29. Системное программное обеспечение (сервисное и базовое). Состав, назначение, примеры.
- Вопрос 30. Операционные системы: назначение, классификация, примеры.
- Вопрос 31. Прикладные программы: назначение, классификация, примеры.
- Вопрос 32. Интегрированный программный продукт Microsoft Office (состав, назначение, особенности использования).
- Вопрос 33. Операционная система windows. Основные объекты и приемы управления windows. Главное меню. Окна.
- Вопрос 34. Понятие файловой структуры. Файлы и папки. Операции с файловой структурой.
- Вопрос 35. Стандартные программы windows. Служебные приложения.
- Вопрос 36. Текстовый процессор Microsoft Word. Общие сведения о текстовом процессоре. Интерфейс. Средства автоматизации разработки документов.
- Вопрос 37.Технология выполнения отдельных операций в текстовом редакторе
- Вопрос 38. Электронные таблицы Microsoft Excel. Общие сведения об электронных таблицах (интерфейс, возможности, назначение, средства для автоматизации обработки информации).
- Вопрос 40. Понятие моделирования и модели. Цель и задачи моделирования.
- Вопрос 41. Виды моделирования. Уровни моделирования. Моделирование в экономике.
- Вопрос 42. Системы счисления (позиционные, непозиционные).
- Вопрос 43. Правила перевода чисел из одной системы в другую (на примере систем счисления с основанием 2 8, 10, 16).
- Вопрос 44. Основы математической логики.
- Вопрос 45. Примеры логических функций. Таблицы истинности. Приоритет выполнения логических операций. Примеры вычисления задач.
- Вопрос 46. Алгоритм: определение, свойства алгоритмов
- Вопрос 47. Способы описания алгоритмов. Типовые алгоритмические конструкции. Примеры.
- Вопрос 48. Средства программирования. Языки программирования высокого и низкого уровня. Обзор языков программирования высокого уровня.
- Вопрос 49. Базы данных. Модели хранения данных.
- Вопрос 50. Реляционные базы данных. Основные понятия реляционных баз данных.
- Вопрос 51. Этапы создания базы данных. Информационно-логические модели баз данных. Создание межтабличных связей, их назначение, виды. Обеспечение целостности данных.
- Вопрос 52. Требования нормализации.
- Вопрос 53. Субд Microsoft Access. Свойства полей базы данных.
- Вопрос 54. Субд Microsoft Access Основные объекты (таблицы, запросы, формы, отчеты), их назначение и способы создания. Типы данных.
- Вопрос 55. Понятие компьютерной сети. Вычислительные и информационные сети.
- Вопрос 56. Компоненты компьютерной сети. Характеристики сети.
- Вопрос 57. Классификация компьютерных сетей по разным признакам (Локальные и глобальные сети).
- Вопрос 58. Логическая структура сети (базовая модель открытых систем). Характеристика уровней передачи данных.
- Вопрос 59. Протоколы (понятие, виды).
- Вопрос 60. Топология локальных сетей.
- Вопрос 61. Каналы передачи данных
- Вопрос 62. Интернет. Основные понятия. История и перспективы развития Интернет.
- Вопрос 63. Адресация в сети Интернет. Адресация информационных ресурсов. Url-адреса. Адресация компьютеров. Доменная система имен.
- Вопрос 64. Службы (сервисы) Интернет (обзор, наименования, назначения)
- Вопрос 65. Www: основные понятия. Поиск информации в World Wide Web. Поисковые системы (назначение, обзор, технология работы на примере …).
- Вопрос 66. Электронная почта. Функции почтовых клиентов. Технология приема и отправки сообщений.
- Вопрос 67. Необходимость защиты информации. Понятие угрозы информационной безопасности. Виды угроз информационной безопасности.
- Вопрос 68. Защита информации на уровне государства. Законодательная база.
- Вопрос 69. Защита информации от несанкционированного доступа. Методы и средства защиты информации. Комплексная система защиты информации. Защита информации при работе в Интернет.
- Вопрос 70. Безопасность пользователя при работе с компьютером. Техника безопасности
- Вопрос 71. Компьютерные вирусы: понятие, классификация, признаки заражения компьютера, средства защиты от компьютерных вирусов.
- Вопрос 72. Программные средства для сжатия данных (архивация). Самораспаковывающиеся архивы. Многотомные архивы. Теоретические основы сжатия данных (виды сжатия, коэффициент сжатия).