logo
ответы информатика

Вопрос 65. Www: основные понятия. Поиск информации в World Wide Web. Поисковые системы (назначение, обзор, технология работы на примере …).

WWW (World Wide Web - всемирная паутина) - сегодня самый популярный и интересный сервис Интернета. WWW работает по принципу клиент-серверы: существует множество серверов, которые по запросу клиента возвращают ему гипермедийный документ - документ, состоящий из частей с разнообразным представлением информации (текст, звук, графика, трехмерные объекты и т.д.), в котором каждый элемент может являться ссылкой на другой документ или его часть. Ссылки эти в документах WWW организованы таким образом, что каждый информационный ресурс в глобальной сети Интернет однозначно адресуется, и документ, который вы читаете в данный момент, способен ссылаться как на другие документы на этом же сервере, так и на документы (и вообще на ресурсы Интернета) на других компьютерах Интернета. Причем пользователь не замечает этого и работает со всем информационным пространством Интернета как с единым целым. Ссылки WWW указывают не только на документы, специфичные для самой WWW, но и на прочие сервисы и информационные ресурсы Интернета. Большинство программ-клиентов WWW (browsers, навигаторы) не просто понимают такие ссылки, но и являются программами-клиентами соответствующих сервисов: FTP, gopher, сетевых новостей Usenet, электронной почты и т.д. Таким образом, программные средства WWW являются универсальными для различных сервисов Интернета, а сама информационная система WWW играет интегрирующую роль.

В Интернет обращаются за определенной информацией. Чтобы открыть нужную Web-страницу, надо иметь либо ее адрес, либо другую страницу со ссылкой на нее. Если нет ни того ни другого, обращаются к поисковым системам. Поисковая система представляет собой специализированный Web-узел. Пользователь сообщает поисковой системе данные о содержании искомой Web-страницы, а поисковая система выдает список гиперссылок на страницы, на которых упоминаются соответствующие сведения. Поисковые системы классифицируют по методам поиска.

Поисковые каталоги предназначены для поиска по темам. Пользователь «погружается» в иерархическую структуру разделов и подразделов, на нижнем уровне которой располагается относительно небольшое число ссылок, заслуживающих внимания. Поисковый каталог обеспечивает высокое качество поиска.

Поисковый индекс обеспечивает поиск по заданным ключевым словам. В результате поиска формируется набор гиперссылок на Web-страницы, содержащие указанные термины. Поисковые индексы предоставляют грандиозную широту поиска.

Структурированием данных, входящих в базу поисковых каталогов, занимаются люди, а создание баз для поисковых индексов выполняется автоматическими средствами. Соответственно, в среднем, поисковые каталоги предоставляют доступ к меньшему числу Web-ресурсов, чем поисковые индексы, но они точнее указывают на основные ресурсы Сети. Таким образом, при проведении первичного поиска по конкретной теме целесообразно использовать поисковые каталоги. Для специалистов, хорошо знакомых с ресурсами Интернета по своей специальности, более полезны поисковые индексы. Они позволяют разыскивать малоизвестные и узкоспециализированные ресурсы.

Многие современные поисковые системы сочетают в себе оба вышеуказанных метода поиска и позволяют использовать наиболее подходящий. Для многих поисковая система превращается в отправную точку для работы в Интернете, средство, через которое пользователь получает доступ к нужной ему информации. Это привело к появлению Web-порталов, специализированных страниц, обеспечивающих удобный интерфейс доступа к поисковым системам, а также к другим Web-узлам, представляющим всеобщий интерес. Web-портал можно рассматривать как «окно в World Wide Web».

Тематические порталы могут предлагать возможность поиска с классификацией. Они содержат относительно неизменный тематический список Web-страниц в виде гиперссылок и учитывают число пользователей, которые воспользовались каждой из ссылок. Это число носит характер рейтинга, позволяющего оценить популярность соответствующей страницы.

Программа Internet Explorer 5.0 имеет специальные средства организации поиска без явного обращения к поисковым системам. Проще всего дать задание на поиск непосредственно с панели Адрес. Для этого надо ввести туда ключевое слово до, find или ? и ключевую фразу или набор ключевых слов. Поиск будет произведен с помощью поисковой системы, заданной по умолчанию. Результаты поиска отображаются в виде списка ссылок.

Другая возможность поиска состоит в обращении к мини-порталу, поддерживаемому компанией Microsoft. Он организует поиск с помощью существующих систем в соответствии с предпочтениями пользователя. Для такого поиска следует открыть в броузере дополнительную панель Поиск, щелкнув на кнопке Поиск на панели инструментов Обычные кнопки. Содержание панели Поиск загружается с Web-узла компании Microsoft. Ключевые слова или ключевая фраза вводятся в текстовое поле на этой панели.

Способ поиска определяет, какую именно информацию необходимо найти: Web-страницу, адрес определенного человека, начальную страницу Web-узла компании или организации, данные, которые уже разыскивались ранее, или географическую карту. Дополнительные возможности включают поиск информации в энциклопедиях, толковых словарях и поиск в архивах телеконференций.

Поиск начинается по щелчку на кнопке на панели Поиск. Результаты представляются на этой же панели в виде упрощенной страницы результатов, полученных от реально использованной поисковой системы. Чтобы с результатами было удобнее работать, можно расширить панель Поиск, перетащив правую границу, или представить результаты поиска в окне с помощью команды контекстного меню Открыть в отдельном окне.

Выбрать используемый способ поиска можно с помощью кнопки Настроить на панели Поиск. В открывшемся диалоговом окне каждая группа элементов управления соответствует определенному типу поиска и позволяет указать, какие поисковые системы должны использоваться.

Информационно-поисковая система -- комплекс средств, предназначенный для быстрого поиска и распространения информации на основе методов и технологии вычислительной техники. ИПС характерны для так называемой информационной индустрии -- новейшей области экономики и социальной сферы, занятой обработкой, систематизацией, накоплением и распространением информации. Информация которую можно найти с помощью ИПС самая разнообразная, касающаяся практически любой сферы человеческой деятельности начиная от музыки, прогноза погоды и заканчивая научными трудами. Такое огромное количество информации породило много разных типов ИПС. Они различаются своими целями, объемом содержащихся сведений, видами информации, способами доведения ее до потребителя. Есть ИПС локальные действующие в одной организации и предназначенные для пользования сотрудниками этой организации. Есть ИПС национальные в рамках одного государства, и есть ИПС интернациональные действующие по всему миру. Быстрое развитие производства персональных ЭВМ и средств передачи информации, появление их практически на каждом рабочем месте и в каждом доме, позволяет намного быстрей находить информацию для использования в работе и обучения.

К основным функциям ИПС можно отнести:

- хранения больших объемов информации;

- быстрого поиска требуемой информации;

- добавления, удаления и изменения хранимой информации;

- вывода информации в удобном для человека виде.

Различают: - автоматизированные (coputerised);

- библиографические (reference);

- диалоговые (online);

- документальные и фактографические информационно-поисковые системы.

1. Глобальные ИПС (Yandex.)

В своей повседневной и профессиональной деятельности я обращаюсь к глобальной информационно-поисковой системе - Yandex.

Компания «Яндекс» была создана двумя друзьями - Аркадием Воложем и Аркадием Борковским. Она выросла из компании CompTek, которую возглавлял Волож в середине 90-х. Именно CompTek и разработал для Рунета собственную поисковую систему «Яндекс». Отправной точкой развития «поисковика» можно считать 2000 год, когда Волож году покинул CompTek и выделил «Яндекс» в отдельную компанию.

Яндекс -- это крупнейший российский портал, предлагающий пользователям ключевые интернет-сервисы. Ежедневная аудитория Яндекса составляет более 7 миллионов человек.

Среди служб Яндекса -- поиск в Интернете и каталог сайтов, новости и платежная система, карты и энциклопедии, электронная почта и система фильтрации спама, каталог товарных предложений, социальная сеть профессионалов и бесплатный фотохостинг, а также многое другое.

Яндекс уделяет большое внимание работе с регионами. Все службы портала учитывают географическое положение пользователя: поиск позволяет задавать запрос только по региональным сайтам, Новости показывают местную информацию, Маркет в первую очередь предлагает товары из региональных магазинов. Региональная программа (проект Города) помогает привлекать к сотрудничеству интернет-компании и рекламные агентства со всех концов страны. Специалисты Яндекса проводят выездные семинары. А регулярно публикуемые интернет-индексы городов стали своеобразным индикатором развития интернета в России.

В 2005 году Яндекс представил www.yandex.ua. Сегодня поиск Яндекса знает украинский язык. У украинских компаний есть возможность размещать рекламу по украинским ключевым словам и пользоваться интерфейсом Яндекс. Директа на родном языке. А у украинских пользователей интернета - получить почтовый адрес в домене @yandex.ua.

Яндекс заинтересован в увеличении интенсивности использования интернета. В 2007 году открыта программа «Локальная сеть». Во всех федеральных округах России размещается сетевое оборудование компании и арендуются выделенные каналы. Таким образом, Яндекс становится локальным ресурсом для большинства российских пользователей. Более 300 кафе, ресторанов и других общедоступных заведений принимают участие в проекте Яндекс. WiFi. Ежегодные Открытые Кубки России по поиску в интернете, изобретенные Яндексом, помогают пользователям оценить интернет как уникальную справочную.

Яндекс представляет собой рекламную площадку с возможностями как широкого охвата аудитории, так и точно сфокусированной рекламы. Система Яндекс. Директ первой в России позволила размещать рекламные объявлен ия в результатах поиска. По итогам 2006 года число рекламодателей Директа превысило 30 тысяч и продолжает расти. В 2005 году открыта Рекламная сеть Яндекса. Сегодня участниками Рекламной сети является большинство поисковых площадок и значительное количество крупных сайтов российского, украинского и белорусского интернета.