Вопрос 27. Классификация программных продуктов. Показатели качества программ.
Классы програмных продуктов
Программные продукты можно классифицировать по различным признакам. Рассмотрим классификацию, в которой основополагающим признаком является сфера (область) использования программных продуктов:
- аппаратная часть автономных компьютеров и сетей ЭВМ;
- функциональные задачи различных предметных областей;
- технология разработки программ.
Для поддержки информационной технологии в этих областях выделим соответственно три класса программных продуктов:
- системное программное обеспечение;
- пакеты прикладных программ;
- инструментарий технологии программирования.
Системное программное обеспечение направлено:
- на создание операционной среды функционирования других программ;
- на обеспечение надежной и эффективной работы самого компьютера и вычислительной сети;
- на проведение диагностики и профилактики аппаратуры компьютера и вычислительных сетей;
- на выполнение вспомогательных технологических процессов (копирование, архивирование, восстановление файлов программ и баз данных и т.д.).
Системное программное обеспечение (System Software) - совокупность программ и программных комплексов для обеспечения работы компьютера и сетей ЭВМ.
Пакеты прикладных программ (ППП) служат программным инструментарием решения функциональных задач и являются самым многочисленным классом программных продуктов. В данный класс входят программные продукты, выполняющие обработку информации различных предметных областей.
Установка программных продуктов на компьютер выполняется квалифицированными пользователями, а непосредственную их эксплуатацию осуществляют, как правило, конечные пользователи - потребители информации, во многих случаях деятельность которых весьма далека от компьютерной области. Данный класс программных продуктов может быть весьма специфичным для отдельных предметных областей.
Пакет прикладных программ (application program package) - комплекс взаимосвязанных программ для решения задач определенного класса конкретной предметной области.
Инструментарий технологии программирования обеспечивает процесс разработки программ и включает специализированные программные продукты, которые являются инструментальными средствами разработчика. Программные продукты данного класса поддерживают все технологические этапы процесса проектирования, программирования (кодирования), отладки и тестирования создаваемых программ. Пользователями технологии программирования являются системные и прикладные программисты.
Инструментарий технологии программирования - совокупность программ и программных комплексов, обеспечивающих технологию разработки, отладки и внедрения создаваемых программных продуктов.
При оценке качества программ по показателям надежности регистрируются только такие искажения в процессе динамического тестирования с исполнением программ, которые приводят к потере работоспособности ПС или их крупных компонентов. Первопричиной нарушения работоспособности программ при безотказности аппаратуры всегда является конфликт между реальными исходными данными, подлежащими обработке, и программой, осуществляющей эту обработку. Работоспособность ПС можно гарантировать при конкретных исходных данных, которые использовались при отладке и испытаниях. Реальные исходные данные могут иметь значения, отличающиеся от заданных техническим заданием и от использованных при применении программ. При таких исходных данных функционирование программ трудно предсказать заранее и весьма вероятны различные аномалии, завершающиеся отказами.
Непредсказуемость вида, места и времени проявления дефектов ПС в процессе эксплуатации приводит к необходимости создания специальных, дополнительных систем оперативной защиты от непредумышленных, случайных искажений вычислительного процесса, программ и данных. Системы оперативной защиты предназначены для выявления и блокирования распространения негативных последствий проявления дефектов и уменьшения их влияния на надежность функционирования ПС до устранения их первичных источников. Для этого в ПС должна вводиться временная, программная и информационная избыточность, осуществляющая оперативное обнаружение дефектов функционирования, их идентификацию и автоматическое восстановление (рестарт) нормального функционирования ПС. Надежность ПС должна повышаться за счет средств обеспечения помехоустойчивости, оперативного контроля и восстановления функционирования программ и баз данных. Эффективность такой защиты зависит от используемых методов, координированности их применения и выделяемых вычислительных ресурсов на их реализацию.
Основным принципом классификации сбоев и отказов в программах при отсутствии их физического разрушения является разделение по временному показателю длительности восстановления после любого искажения программ, данных или вычислительного процесса, регистрируемого как нарушение работоспособности. При длительности восстановления, меньшей заданного порога, дефекты и аномалии при функционировании программ следует относить к сбоям, а при восстановлении, превышающем по длительности пороговое значение, происходящее искажение соответствует отказу. Классификация программных сбоев и отказов по длительности восстановления приводит к необходимости анализа динамических характеристик абонентов, являющихся потребителями данных, обработанных исследуемым ПС, а также временных характеристик функционирования программ. Временная зона перерыва нормальной выдачи информации и потери работоспособности, которую следует рассматривать как зону сбоя, тем шире, чем более инертный объект находится под воздействием сообщений, подготовленных данным ПС. Пороговое время восстановления работоспособного состояния системы, при превышении которого следует фиксировать отказ, близко к периоду решения задач для подготовки информации соответствующему абоненту.
При нормальном темпе решения задач и выдаче их результатов потребителю отклонения его характеристик от траектории, рассчитываемой ПС, находятся в допустимых пределах. Для любого потребителя информации существует допустимое время отсутствия данных от ПС, при котором его характеристики, изменяясь по инерции, достигают предельного отклонения от значения, которое должно быть рассчитано программами. Соответствующая этому отклонению временная зона перерыва выдачи информации потребителю позволяет установить границу допустимой длительности нарушения работоспособности, которая разделяет зоны сбоев и отказов.
Чем более инерционным является потребитель информации, тем больше может быть время отсутствия у него результатов функционирования и воздействий от ПС без катастрофических последствий нарушения работоспособности, соответствующего отказу. Это допустимое отклонение результатов после перерыва функционирования ПС зависит в основном от динамических характеристик источников и потребителей информации. Таким образом, установив в результате системного анализа динамических характеристик объектов информационной системы величину порогового значения, можно определить интервал времени функционирования ПС при отсутствии выдачи потребителю данных, которые разделяют события сбоя и отказа без физического разрушения программ.
- Вопрос 1. Определение информатики. Появление и становление информатики. Источники информатики.
- Вопрос 2. Предмет, задачи и методы информатики. Экономическая информатика.
- Вопрос 4. История развития вычислительной техники
- Вопрос 5. Информационное общество. Роль информатизации в развитии общества.
- Вопрос 5. Информационный потенциал общества
- Вопрос 7. Информационные ресурсы общества
- Вопрос 8. Информационные продукты и услуги
- Вопрос 9. Рынок информационных продуктов и услуг
- Вопрос 10. Информация. Данные. Технократический, антропоцентрический, недетерминированный подходы к информации.
- Вопрос 11. Единицы информации. Свойства информации.
- Вопрос 12. Классификация информации (по способу восприятия человеком, по способу отображения, по функциям управления, по стадиям обработки, по стабильности, по месту возникновения и т.Д.).
- Вопрос 13. Экономическая информация. Особенности экономической информации.
- Вопрос 14. Кодирование информации
- Вопрос 15. Информационные процессы: понятие, этапы
- Вопрос 16. Классификация компьютеров.
- Вопрос 17. Поколения эвм
- Вопрос 18. Понятие архитектуры и структуры компьютера. Структурная схема персонального компьютера
- Вопрос 19. Состав системного блока (назначение и характеристики основных устройств)
- Вопрос 20. 20. Материнская плата. Устройства, входящие в состав материнской платы, их назначение и характеристики.
- Вопрос 21. Устройства для хранения информации (назначение, виды и основные характеристики).
- Вопрос 22. Периферийные устройства (назначение, виды и основные характеристики).
- Вопрос 23. Устройства для ввода информации в компьютер (назначение, виды и основные характеристики).
- Вопрос 24. Устройства для вывода информации на печать (назначение, виды и основные характеристики)
- Вопрос 25. Программный продукт и программное обеспечение. Характеристика программного продукта. Программа.
- Вопрос 26. Категории специалистов, занятых разработкой программ
- Вопрос 27. Классификация программных продуктов. Показатели качества программ.
- Вопрос 28. Жизненный цикл программного продукта. Защита программных продуктов
- Вопрос 29. Системное программное обеспечение (сервисное и базовое). Состав, назначение, примеры.
- Вопрос 30. Операционные системы: назначение, классификация, примеры.
- Вопрос 31. Прикладные программы: назначение, классификация, примеры.
- Вопрос 32. Интегрированный программный продукт Microsoft Office (состав, назначение, особенности использования).
- Вопрос 33. Операционная система windows. Основные объекты и приемы управления windows. Главное меню. Окна.
- Вопрос 34. Понятие файловой структуры. Файлы и папки. Операции с файловой структурой.
- Вопрос 35. Стандартные программы windows. Служебные приложения.
- Вопрос 36. Текстовый процессор Microsoft Word. Общие сведения о текстовом процессоре. Интерфейс. Средства автоматизации разработки документов.
- Вопрос 37.Технология выполнения отдельных операций в текстовом редакторе
- Вопрос 38. Электронные таблицы Microsoft Excel. Общие сведения об электронных таблицах (интерфейс, возможности, назначение, средства для автоматизации обработки информации).
- Вопрос 40. Понятие моделирования и модели. Цель и задачи моделирования.
- Вопрос 41. Виды моделирования. Уровни моделирования. Моделирование в экономике.
- Вопрос 42. Системы счисления (позиционные, непозиционные).
- Вопрос 43. Правила перевода чисел из одной системы в другую (на примере систем счисления с основанием 2 8, 10, 16).
- Вопрос 44. Основы математической логики.
- Вопрос 45. Примеры логических функций. Таблицы истинности. Приоритет выполнения логических операций. Примеры вычисления задач.
- Вопрос 46. Алгоритм: определение, свойства алгоритмов
- Вопрос 47. Способы описания алгоритмов. Типовые алгоритмические конструкции. Примеры.
- Вопрос 48. Средства программирования. Языки программирования высокого и низкого уровня. Обзор языков программирования высокого уровня.
- Вопрос 49. Базы данных. Модели хранения данных.
- Вопрос 50. Реляционные базы данных. Основные понятия реляционных баз данных.
- Вопрос 51. Этапы создания базы данных. Информационно-логические модели баз данных. Создание межтабличных связей, их назначение, виды. Обеспечение целостности данных.
- Вопрос 52. Требования нормализации.
- Вопрос 53. Субд Microsoft Access. Свойства полей базы данных.
- Вопрос 54. Субд Microsoft Access Основные объекты (таблицы, запросы, формы, отчеты), их назначение и способы создания. Типы данных.
- Вопрос 55. Понятие компьютерной сети. Вычислительные и информационные сети.
- Вопрос 56. Компоненты компьютерной сети. Характеристики сети.
- Вопрос 57. Классификация компьютерных сетей по разным признакам (Локальные и глобальные сети).
- Вопрос 58. Логическая структура сети (базовая модель открытых систем). Характеристика уровней передачи данных.
- Вопрос 59. Протоколы (понятие, виды).
- Вопрос 60. Топология локальных сетей.
- Вопрос 61. Каналы передачи данных
- Вопрос 62. Интернет. Основные понятия. История и перспективы развития Интернет.
- Вопрос 63. Адресация в сети Интернет. Адресация информационных ресурсов. Url-адреса. Адресация компьютеров. Доменная система имен.
- Вопрос 64. Службы (сервисы) Интернет (обзор, наименования, назначения)
- Вопрос 65. Www: основные понятия. Поиск информации в World Wide Web. Поисковые системы (назначение, обзор, технология работы на примере …).
- Вопрос 66. Электронная почта. Функции почтовых клиентов. Технология приема и отправки сообщений.
- Вопрос 67. Необходимость защиты информации. Понятие угрозы информационной безопасности. Виды угроз информационной безопасности.
- Вопрос 68. Защита информации на уровне государства. Законодательная база.
- Вопрос 69. Защита информации от несанкционированного доступа. Методы и средства защиты информации. Комплексная система защиты информации. Защита информации при работе в Интернет.
- Вопрос 70. Безопасность пользователя при работе с компьютером. Техника безопасности
- Вопрос 71. Компьютерные вирусы: понятие, классификация, признаки заражения компьютера, средства защиты от компьютерных вирусов.
- Вопрос 72. Программные средства для сжатия данных (архивация). Самораспаковывающиеся архивы. Многотомные архивы. Теоретические основы сжатия данных (виды сжатия, коэффициент сжатия).