logo search
konspect_e-commerce

Мобильная коммерция Введение

Термин m-commerce, или мобильная коммерция, - одно из словосочетаний, которые начинают все чаще попадаться на страницах газет и журналов, но при этом широкого распространения еще не получили. Аналогия со словом e-commerce (электронная коммерция) не случайна; по сути, m-commerce - это ее продолжение, перевод электронной коммерции в мобильные формы. С появлением электронной коммерции стало возможным совершить покупку, провести платеж, принять участие в аукционе, не отходя от компьютера, если только он подключен к Интернету. Мобильная же коммерция делает пользователя еще более независимым, не привязанным к стационарным устройствам, предоставляя все вышеперечисленные возможности при наличии одного только мобильного телефона или карманного компьютера. Это очень важно для делового человека: часто многое зависит от мгновенно принятого решения, и этому не должны препятствовать такие факторы, как невозможность быстрого оформления сделки или отсутствие доступа к информационным каналам.

Но не стоит думать, что речь идет только о деловых людях. Мобильная коммерция способна привнести немало удобств, которые будут по достоинству оценены всеми владельцами мобильных устройств. Так, телефон, сохраняя все свои прежние функции, становится еще и средством идентификации его владельца, выполняет функции кредитной карты и т.д. Представьте ситуацию, когда человеку нужно срочно лететь в другой конец страны, а до вылета - всего несколько часов. Направляясь домой, чтобы собраться, он успевает заказать себе билет на самолет и тут же его оплатить. И опять же, не надо спешить, чтобы успеть заранее зарегистрироваться, это происходит автоматически при считывании информации с телефона. Кто знает, может быть, через какое-то время такие возможности из фантастических станут обыденными.

Итак, мобильная коммерция, согласно определению Lehman Brothers, - это использование мобильных портативных устройств для общения, развлечения, получения и передачи информации, совершения транзакций через общественные и частные сети. ("M-Commerce is the use of mobile handheld devices to communicate, inform, transact and entertain using text and data via connection to public and private networks.)

Устройства

Какие же устройства могут быть использованы для участия в m-commerce? Приведем наиболее распространенные.

 PDA (Personal Digital Assistant) - портативный карманный компьютер. В это семейство входят устройства, подчас довольно-таки сильно различающиеся между собой. Это могут быть и умещающиеся в ладони бесклавиатурные устройства типа Palm, и более дорогие устройства со встроенной клавиатурой, имеющие размеры среднего органайзера, и, наконец, аппараты, являющиеся уже скорее миниатюрными ноутбуками. Основные операционные системы - Palm OS, Windows CE или EPOC. Связь с Интернетом осуществляется через беспроводной модем или посредством синхронизации с персональным компьютером, подключенным к Сети

 Мобильный телефон с функцией WAP или некоторым собственным микробраузером.  Смартфон - гибрид мобильного телефона и PDA, совмещающий голосовые возможности телефона с функциями обработки и передачи данных, таких как почта, выход в Интернет, работа с файлами и т.д.

В Европе очень широко распространены сотовые телефоны. Здесь, несомненно, лидируют Скандинавские страны - более 70 % населения пользуются сотовыми. В Финляндии эта цифра достигает 76 %. В то же время в США среди средств, с помощью которых возможно ведение мобильной коммерции, наиболее популярны PDA, в силу того, что самый распространенный стандарт сотовой связи DAMPS не позволяет использовать сотовые телефоны в этом качестве.

Протокол WAP

Мобильный доступ в Интернет может осуществляться с помощью беспроводного модема (обычно, у PDA), встроенного WAP-браузера (телефоны, смартфоны) или путем синхронизации устройства с другим, уже подключенным к Интернету (с персональным компьютером, WAP-телефоном).

Протокол WAP - результат совместной работы ассоциации WAP Forum, объединяющей производителей устройств и технологий мобильной связи, среди которых можно назвать Nokia, Ericsson, Motorola; телекоммуникационных операторов - Deutche Telecom, France Telecom, AT&T; компании-производителей программного обеспечения и провайдеров услуг - Microsoft, IBM, RSA, Unwired Planet, Symbian. Ассоциация объединяет более 500 членов и охватывает около 90 % рынка беспроводных устройств. Цель ассоциации - разработка единого открытого стандарта для обмена контентом между беспроводными устройствами и Web-сервером.

Повышенное внимание к WAP обусловлено несколькими причинами. Одна из них: Интернет и мобильные устройства являются двумя очень перспективными и быстроразвивающимися отраслями, следовательно, разработка стандарта связи между ними - одно из самых востребованных на сегодняшний день решений. Присутствие же среди разработчиков крупнейших производителей беспроводных устройств, таких как Nokia, Ericsson, Motorola, придает дополнительный вес этому начинанию, да и количество членов ассоциации впечатляет. Однако если раньше о WAP говорили одно только хорошее, то теперь внимание акцентируется в основном на его недостатках, которых оказалось немало.

WAP состоит из набора протоколов.

 WSP (Wireless Session Protocol) - протокол обеспечения обмена данными между клиентом и сервером.  WTP (Wireless Transaction Protocol) - протокол обеспечения проведения транзакций на основе транспортного механизма запросов и ответов (request and reply).  WTLS (Wireless Transport Layer Security) - протокол для обеспечения безопасности.  WDP (Wireless Datagram Protocol) - протокол беспроводной передачи датаграмм.

Каким же образом происходит обмен данными с помощью WAP? Иллюстрацией может служить схема, представленная на рис. 1.

Информация передается между WAP-клиентом и WAP-сервером. В качестве WAP-клиента может выступать обычный мобильный WAP-телефон. С помощью программы-микробраузера направляется запрос по сети беспроводного доступа, который принимается WAP-шлюзом. WAP-шлюз, в свою очередь, направляет URL-запрос, используя протокол HTTP, к запрашиваемому Web-узлу, правда запрашиваемые Web-страницы должны быть написаны на языке WML (Wireless Markup Language). Web-узел формирует ответ в формате WML, передает его на WAP-шлюз, и уже оттуда, в двоичном формате, запрошенная информация передается на мобильный телефон клиента.

Наряду с некоторыми естественными неудобствами и ограничениями, связанными с возможностями самих устройств, основным недостатком WAP является слабое обеспечение безопасности передачи данных. По мнению специалистов компании Diversinet, протокол беспроводной связи WAP имеет несколько серьезных недостатков в системе безопасности. Так, в текущей версии WAP не хватает элементов аутентификации, авторизации и проверки сделки, что не позволяет добиться необходимого уровня безопасности в приложениях. Однако ожидается, что новый стандарт WAP, который должен выйти в этом году, решит некоторые проблемы, поскольку будет поддерживать шифрование с открытым ключом по стандарту PKI, цифровую подпись и динамическую прокси-навигацию.

Беспроводные сети передачи данных

В настоящее время пропускная способность существующих сетей невелика. В действующих стандартах CDMA, TDMA и GSM она не превышает 19,2 Кбит/с. Конечно, такая скорость слишком мала для полноценного обмена информацией и является серьезным препятствием распространению мобильной коммерции. Это - одна из основных причин, по которым ее развитие происходит совсем не так стремительно, как считалось еще год назад. Но уже начинается массовое использование технологии GPRS, которая позволяет увеличить эту скорость до 115 Кбит/с. Некоторые компании считают, что только с переходом на GPRS произойдет настоящее развитие мобильной коммерции, и пока не торопятся внедрять у себя WAP. На то есть несколько причин. Все устройства GPRS находятся в постоянном виртуальном соединении с сетью при свободной телефонной линии. Канал резервируется только тогда, когда нужно передать данные. Таким образом, при использовании GPRS абоненты оплачивают только объем передаваемой информации при работе с e-mail, Интернет или базами данных. Сейчас же цены на доступ к WAP-информации можно смело назвать "грабительскими" - тарификация доступа производится поминутно.

В настоящее время сети GPRS только начинают вводиться в коммерческую эксплуатацию, при этом ситуация в Украине мало отличается от ситуации в Европе в целом.. Впрочем, пока скорость передачи данных в ней еще очень далека от возможных 115 Кбит/с: передача информации будет обеспечиваться со скоростью до 53,6 Кбит/с, а приём - до 26,8 Кбит/с. И если при полностью свободных каналах GSM обеспечивается максимальная скорость 40,2 Кбит/с, то, учитывая реальную загрузку каналов, средняя скорость получается в пределах всего лишь 12-15 Кбит/с. При этом, побайтную тарификацию за трафик планируют ввести только к концу года.

Между тем, GPRS - только промежуточный шаг между GSM и сетями "третьего поколения" 3G. Так сети UMTS, W-CDMA предусматривают передачу данных со скоростью, достигающей 2 Мбит/с. При такой скорости начнут развиваться новые сервисы - передача мультимедиа информации, игры.

Помимо этого, развиваются технологии, способные существенно расширить возможности мобильных устройств. К ним относятся, например, GPS (Global Positioning System) - определение местонахождения человека, Bluetooth - радио-технология передачи данных на не очень большие расстояния (в настоящее время - до 10 метров). Технология Bluetooth позволяет соединять между собой различные устройства, не прибегая к помощи проводов. Главное, это чтобы оба устройства имели встроенный микрочип Bluetooth. Допускаются и соединения один-к-одному, и один-к-многим.

Нельзя сказать, что 3G-сети - это дело далекого будущего. Не далее, как 3-го июня японская компания NTT DoCoMo Ink. заявила о том, что рассчитывает на ввод в коммерческое использование своих сетей третьего поколения уже 1-го октября 2001 года, и это несмотря на то, что их техническая эксплуатация началась всего лишь месяц назад - 30 мая. Оператор DoCoMo (Do Communications over the Mobile Networks) всемирно известен благодаря услуге i-mode, реализующей постоянный мобильный доступ к Интернету. К концу 2000 года число абонентов этой услуги достигло 10 млн. и продолжает постоянно расти. В основе i-mode - пакетная передача данных, и в силу этого предоставляемый сервис избавлен от множества недостатков современного европейского мобильного доступа к Интернету. Япония с самого начала избежала проблем, которые в Европе исчезнут только с массовым распространением GPRS. И сейчас, судя по всему, Япония обгоняет Европу с развертыванием сетей "третьего поколения". На то имеется и причина: дело в том, что лицензию на предоставление услуг связи третьего поколения компания получила от правительства Японии на безвозмездной основе. Европейские же компании сначала должны были покупать лицензию, а потом еще и тратить деньги на развертывание - понятно, что оператор DoCoMo мог позволить себе большие затраты непосредственно на построение инфраструктуры сети.

Преимущества и недостатки мобильной коммерции

Мобильная коммерция обладает значительным потенциалом, целым рядом дополнительных возможностей ведения бизнеса.

Повсеместный доступ - мобильный телефон становится привычной вещью, которая всегда с собой. По всей видимости, то же самое вскоре можно будет сказать про ноутбуки и карманные компьютеры (особенно в США).

Отсутствие многих ограничений e-commerce - для того чтобы получить почту, прочитать необходимую информацию, совершить покупку, не нужно находиться рядом с компьютером или интернет-терминалом, достаточно одного мобильного телефона, который и так обычно всюду носят с собой.

Локализация - такие технологии, как GPS (Global Positioning System), позволяют получить доступ к информации, относящейся именно к данному региону, например, предложения о покупке интересующего товара в близлежащих магазинах.

 Персонализация - телефон является персональным устройством, по которому можно идентифицировать владельца. На это стоит обратить особое внимание тем, кто предлагает свои услуги мобильным пользователям. В проигрыше останутся компании, рассылающие сообщения без ориентации на отдельных покупателей (или группы покупателей).

Вместе с тем, нельзя не отметить и существенные недостатки.

Ограничения, связанные с пропускной способностью сетей и видом самих устройств. Сети третьего поколения обещают пропускную способность, сопоставимую с пропускной способностью проводного Интернета, однако сегодня она достигает в лучшем случае 19,2 Кб/с. Впрочем, ситуация должна улучшиться совсем скоро - с введением в коммерческую эксплуатацию сетей GPRS.

Размеры экрана. С этим аспектом проблемы придется мириться всегда. Даже с увеличением экрана мобильного телефона, улучшением его технических характеристик, он все равно останется маленьким. Не слишком удобным будет и набор текста. Однако никто не будет оспаривать несомненного преимущества использования телефона в таких ситуациях, как регистрация в аэропорту, использование в качестве кредитной карты при покупках, то есть там, где эти неудобства не играют существенной роли. С другой стороны, таких недостатков, как небольшой экран и неудобный ввод текста, можно избежать, используя телефон в паре с ноутбуком или карманным компьютером.

Мобильные финансовые услуги

Какие же возможности предлагает мобильная коммерция?

Достаточно широкий класс формируют мобильные банковские услуги. Согласно аналитической компании Durlacher, еще в 1999 году свыше 90 % европейских банков уже предлагали своим клиентами некоторые формы мобильного банкинга. Пионером в сфере финансовых услуг стал банк MeritaNordbanken, предложивший мобильные платежи по счетам еще в 1992 году. Сегодня крупнейшим мобильным банком в Европе по числу пользователей считается английский The Woolwich, который позволяет клиентам проверять свой баланс, просматривать совершенные транзакции, платить по счетам, совершать денежные переводы с помощью мобильного телефона. В США лидерство принадлежит таким брокерским фирмам, как E*Trade, Fidelity, DLJ Direct и Ameritrade, предлагающих торговлю акциями через беспроводные сети AT&T Wireless, Spring PCS и Palm.net. Ситуация складывается таким образом, что американские банки уже всерьез занялись развитием своих мобильных сервисов. Возможно, это объясняется положительными прогнозами аналитиков: согласно Jupiter, к 2003 году беспроводным доступом к Интернет будет пользоваться около 10 млн. американцев, а по прогнозам IDC, их число будет в четыре раза больше. Уже сейчас банк FleetBoston, который оптимизировал свой сервис HomeLink для доступа с устройств типа Palm, имеет весьма высокий уровень проникновения: 36% его клиентов пользуются услугами беспроводного банкинга. Банк Wells Fargo, в свою очередь, за месяц работы привлек 1.2 тыс. мобильных клиентов, которые могут совершать банковские транзакции в режиме реального времени с возможностью продолжить процесс в случае неожиданного обрыва соединения.

В Европе же ситуация даже более благоприятная. Если в Северной Америке, по подсчетам аналитической компании TowerGroup, в конце 2000 года насчитывалось только 500 тыс. пользователей мобильных финансовых услуг, то в Европе эта цифра составляла 3,9 млн. Для некоторых европейских стран предоставление банками мобильных услуг может стать чуть ли не условием конкурентоспособности. По мнению Durlacher, немецкие финансовые институты, которые в ближайшие годы не интегрируют системы мобильного банкинга, рискуют быть вытесненными с рынка. Аналитики Durlacher считают, что Германия, где всегда был избыток банков и недостаток сервисов, является идеальным местом для развития мобильных финансовых операций и видят Германию крупнейшим рынком беспроводных услуг. По их мнению, именно Германия будет приносить самый большой доход от мобильных транзакций в Европе, который по предварительным подсчетам достигнет 485 млн. долл. уже в этом году, а в 2005 поднимется до отметки в 11,3 млрд.

А потерять такой "лакомый кусок" рынка банкам явно не хочется. Между тем, у финансовых институтов уже появляются серьезные конкуренты, с которыми надо считаться. В настоящее время сдержанность банковских организаций в области электронных платежей уже привела к тому, что лидером данного сегмента рынка стала компания CheckFree, провайдер финансовых услуг электронной коммерции, программного обеспечения и родственных продуктов. Кроме того, угрозу для банков представляет также и группа SIMalliance, в которую вошло несколько компаний-разработчиков приложений для SIM-карт, используемых в мобильных телефонах.

В странах же, где Интернет еще не получил должного развития, ситуация и вовсе может сложиться таким образом, что вместо онлайновых банковских услуг развитие получат как раз мобильные банковские услуги. Это, например, может произойти в арабских странах.

На ранних стадиях развития рынка мобильных банковских услуг владельцам мобильных устройств предлагались главным образом информационные услуги: проверка баланса счета и совершенных транзакций, доступ к котировкам. В настоящее время уже получили широкое распространение услуги оплаты по счетам, денежные переводы. Одним из перспективных направлений многие аналитики называют мобильные брокерские услуги. К примеру, новая служба позволит клиентам Barclays Stockbrokers получить доступ к ценам на акции и проводить сделки на биржах Великобритании. Разработку этой службы, начиная от создания концепции, и заканчивая техническим воплощением, обеспечила компания Accenture (прежнее название - Andersen Consulting). Кроме того, пользователи мобильных услуг смогут через свои телефоны получить доступ к информационной системе Barclays Stockbrokers, которая непрерывно отслеживает ситуацию на рынке и сообщает о самых выгодных ценах.

Вообще, одной из главных сильных сторон мобильной коммерции является персонализация, возможность выстраивания отношений с каждым отдельным клиентом. Предлагая брокерские услуги, компании в полной мере могут воспользоваться этими преимуществами. Специалисты аналитической компании IDC утверждают, что для обслуживающих частных инвесторов брокерских фирм предложение доступа к своим услугам через устройства мобильной связи является объективной необходимостью. В сфере инвестиций, по мнению аналитиков, мобильный интернет-доступ представляет основную ценность скорее как средство персонификации оказываемых клиенту услуг, нежели как средство привлечения новых клиентов и получения большой прибыли. В конечном итоге, беспроводные устройства могут стать основным каналом взаимоотношений с большей частью наиболее ценных для компании клиентов.

Особняком среди финансовых услуг стоят мобильные платежи. Они являются основой мобильной коммерции, и ситуация на этом рынке непосредственно зависит от степени их развития и распространения.

Мобильные платежи можно разделить на два класса: карточные и бескарточные. Первый способ заключается в использовании мобильного телефона вместе с традиционной банковской дебетовой или кредитной карточкой. Так в июне 2000 года компания France Telecom Mobiles предложила систему мобильных платежей под названием "Paiement CB sur mobile". Покупатель, заказывая товар по телефону, через некоторое время получает текстовое сообщение с ценой выбранного товара. Для совершения платежа покупатель должен был вставить кредитную карточку в телефон, ввести пароль и направить запрос в банк, чтобы деньги со счета покупателя были переведены на счет продавца. Однако эта инициатива не была слишком успешной. Двухслотовые телефоны, необходимые для считывания информации с кредитной карты, довольно громоздкие и неудобные, не прижились даже во Франции, которая считалась наиболее подходящим для этого рынком. Тем не менее, компания связывает отставание числа пользователей от прогнозируемого с поздним появлением новых телефонов на рынке, и рассчитывает на рост популярности этой услуги.

Итак, карточные мобильные платежи предлагают высокую степень безопасности, однако обладают одним серьезным недостатком - требуют наличия специального двухслотового телефона. В то же время, бескарточные платежи более эффективны, но пока не дают должного уровня безопасности. Примером этого вида услуг может служить система "pay-by-GSM", предложенная финской компанией Sonera, в которой оператор является клиринговой палатой и снимает деньги со счета пользователя. Merita Nordbanken также проводит испытания своей системы, с помощью которой пользователи могут совершать финансовые транзакции и переводить деньги со своих банковских счетов на счета 700 коммерческих компаний, используя имя пользователя, пароль и специальный единовременный платежный номер.

Удобство мобильных платежей - в сокращении времени на обслуживание клиента. Так, сеть ресторанов McDonald's, наибольшая привлекательность которых заключается именно в быстроте обслуживания, для уменьшения очередей приступила к тестированию систем беспроводной оплаты компаний Exxon Mobil и Freedom Pay. Комплект Speedpass - разработка компании Exxon Mobil, владеющей автозаправками, - состоит из электронного устройства, внешне очень напоминающего обычную шариковую ручку, и компактной системы считывания данных, заменяющей кассовый аппарат. Принцип действия заключается в том, что в электронной "ручке" содержится вся информация о кредитных и дебетовых карточках владельца, откуда, после подтверждения оплаты в операционном центре, и переводятся деньги на счет заправки или McDonald's. Взаимодействие между "ручкой" и "кассой" происходит по инфракрасным портам. Достаточно только взмахнуть этой "волшебной палочкой" перед устройством для считывания данных, чтобы мгновенно получить свой оплаченный заказ.

Принцип действия системы беспроводной оплаты MicroTrak компании Freedom Pay несколько другой. Покупателям сначала необходимо перевести с кредитной карточки через Интернет некоторую сумму денег на специальный счет Freedom Pay. Затем, при совершении покупок, деньги будут списываться именно с этого счета. Эти системы оплаты пока работают в тестирующем режиме и только в США, но удобство и простота в обращении, уже существующий положительный опыт использования Speedpass на автомобильных заправках говорят скорее о будущем успехе начинания.

Ожидается, что технология Bluetooth будет играть важную роль в мобильных платежах. На ее основе, например, можно будет реализовать продажу через торговые автоматы. При использовании этого способа соединения не нужно делать телефонного звонка и не придется оплачивать трафик в сети оператора.

Так же одним из направлений мобильных платежей является мобильная наличность. Однако разработки в этой области пока еще находятся на начальной стадии, и сказать что-то определенное о будущем этого направления пока еще сложно, но многие аналитики считают его наиболее перспективным.

Мобильный офис

Не следует считать, что область применения мобильных устройств ограничивается сектором B2C. Корпоративный рынок является не менее важным сектором их использования. По данным IDC, в настоящее время корпоративный спрос на мобильные решения масштаба предприятия достиг достаточно высокого уровня. В отчете "Going Mobile: A Look at the End Users' Needs", составленном по результатам проведенного специалистами IDC опроса, аналитики приводят данные о том, что в настоящее время около 21% коммерческих предприятий в США самостоятельно внедряют у себя мобильные решения, а еще 56% - намерены сделать это в ближайшем будущем. В Европе в процессе ввода в эксплуатацию мобильных решений масштаба предприятия находятся 35% компаний. Для поставщиков информационно-технологических услуг результаты опроса IDC представляются еще более обещающими: 75% компаний в Европе и 91% в США готовы внедрить у себя мобильные решения, пользуясь услугами сторонних поставщиков.

Одно из возможных применений мобильных приложений - это работа с клиентами, которая часто предполагает передачу данных в условиях, когда служащий находится вдали от офиса. Для того чтобы информация напрямую передавалась в информационную систему компании, чтобы сделать этот процесс простым и не зависящим от внешних условий, использование мобильных устройств подходит просто идеально. Так, компания Aviall Inc., дистрибутор авиационных запасных частей, постепенно разворачивает беспроводную SCM-систему (Supply Chain Management) для инвентаризации запасов у своих потребителей. Потребность в точных и актуальных данных о состоянии запасов деталей подтолкнула Aviall, а также другие предприятия к тому, чтобы начать применение беспроводных устройств в сетях поставок. В настоящее время сотрудники отдела продаж Aviall должны при посещении потребителей определять количество необходимых деталей вручную, а затем каким-либо образом передавать эти данные в офис. С помощью же новой системы сотрудники Aviall смогут сканировать штриховой код на контейнере с деталями, а затем оперативно через Интернет передавать информацию об остатках в центральную базу данных компании.

Еще один пример использования беспроводных технологий в снабжении демонстрирует компания Nicor Gas. Здесь мобильные устройства фирмы TS-Tek служат для того, чтобы гарантировать правильное выполнение определенных процедур сотрудниками. Рабочие применяют сканеры штрих-кодов для автоматизации создания заказов и подготовки необходимых документов для получения и отгрузки товара. Используемые устройства издают предупреждающий сигнал, если детали на складе идентифицированы неправильно или положены не в тот контейнер. Кроме того, сведения о перемещении товаров оперативно передаются в центральную базу данных, что гарантирует наличие актуальной и точной информации об уровне складских запасов. Если до применения беспроводных устройств всесторонняя инвентаризация занимала от трех до четырех рабочих дней, то теперь она делается за день.

Но есть приложения, в которых компании могут быть заинтересованы вне зависимости от вида своей деятельности. Это так называемый "мобильный офис". Фактически, это набор тех основных приложений, которые в любой момент могут понадобиться деловому человеку и наличие которых позволяет полноценно продолжать работу и вне стен офиса. Для этого нужен мобильный телефон с доступом в Интернет и карманный компьютер. Телефон и компьютер могут соединяться либо с помощью провода, что не очень удобно, либо при помощи инфракрасного порта, но в этом случае соединение будет держаться только при определенном положении аппаратов друг относительно друга. Однако и эта проблема будет решена, как только в массовое обращение войдут устройства с поддержкой технологии Bluetooth.

Телефон в этой связке обеспечивает голосовой канал и подключение к Интернету, а КПК (караманный персональный компьютер) позволяет работать со стандартными офисными приложениями, почтой, самим Интернетом, осуществлять прием и передачу факсовых сообщений. КПК невелики, немного весят, очень удобны в обращении, могут довольно долго работать без подзарядки. К примеру, это время у аппаратов компании Psion достигает 60 часов. Таким образом, сотрудник получает постоянный доступ к необходимой информации, может все время поддерживать связь с нужными ему людьми, обмениваться важными документами и т. д.

Заключение

Тема мобильной коммерции спорная и неоднозначная, и пока не ясно, какое будущее ей уготовано. В свое время не все разглядели и перспективы развития электронной коммерции, а теперь e-commerce - факт, с которым нужно считаться. Более того, о дальнейшем развитии мобильной коммерции нельзя судить по ее современному состоянию, которое, в чем согласны все аналитики, совсем не безоблачно. Сколько-нибудь адекватную картину, по мнению аналитиков, можно будет получить в ближайшие полгода-год. Справедливости ради нужно отметить, что разговоры про эти ближайшие полгода ведутся уже давно. Но вместе с тем, перспективы впечатляют. Самые мрачные прогнозы скорее касаются сроков, когда эти возможности станут по-настоящему доступны и популярны среди массового пользователя.

Так, основной мотив недавнего отчета "Mobile Payment's Slow Start" компании Forrester Research - это то, что потребители не хотят пользоваться мобильными платежами, поставщики услуг не могут их предложить, а технология не может их поддерживать. Аналитики утверждают, что эти проблемы не будут решены еще как минимум пять лет, что ограничит объем всех мобильных платежей, совершенных в Европе к 2005 году, суммой в 26 млрд. евро. По прогнозам специалистов, медленнее всего мобильные платежи будут приживаться в Бельгии, Франции, Греции, Люксембурге и Испании: в этих странах средний мобильный пользователь в 2005 году будет тратить с помощью средств мобильной связи 3.47 евро в месяц. Чуть быстрее процесс пойдет в Австрии, Ирландии, Италии, Нидерландах, Португалии, Швейцарии и Великобритании - для этих стран данный показатель составит 6.77 евро. Лидерами в адаптации к мобильной коммерции, как полагают в Forrester, станут скандинавские страны и Германия, жители которых в среднем с помощью мобильных устройств в 2005 году будут тратить по 10.9 евро в месяц.

Акцент на технологии делают и специалисты PricewaterhouseCoopers. В подготовленным ими Технологическом прогнозе отмечается, что широкое использование мобильной интернет-связи имеет неограниченный потенциал для изменения методов ведения бизнеса. Однако успех в этом вопросе зависит от своевременной разработки новых прикладных программ, спроектированных с учетом специфических свойств, присущих сектору мобильной связи. Так же в прогнозе отмечается, что, несмотря на огромное внимание, уделяемое технологиям третьего поколения (3G), реальное продвижение вперед в последующие два года будет связано с внедрением сетей 2.5G, начиная с сетей GPRS. По мнению разработчиков прогноза, лидирующие позиции в области применения современных беспроводных сетей занимают Европа и Азия, тогда как США отстают от них по востребованности мобильных интернет-технологий потребителями и предприятиями.

Задержку в развитии мобильной коммерции прогнозирует и компания Arthur Andersen. В исследовании, касающемся тенденций дальнейшего развития мобильного бизнеса, которое было реализовано в сотрудничестве с J.P. Morgan, говорится, что рост доходов от мобильной коммерции в Европе начнется только с 2006 года и составит 82 млрд. долл. к 2010 году.

Но нельзя сказать, что все аналитики проникнуты пессимизмом. Согласно A.T. Kearney, пользователей надо только заинтересовать и поднять уровень обслуживания. Несмотря на то, что пользователи пока прохладно относятся к мысли о совершении покупок при помощи мобильного телефона, специалисты A.T. Kearney уверены, что уровень комфорта и доверие к мобильным транзакциям будут расти. Поскольку пользователи в основном не видят преимуществ мобильной коммерции перед традиционной, аналитики советуют игрокам нового рынка заняться рекламой всех ее достоинств. И здесь в A.T. Kearney также полны оптимизма, заявляя, что обещания мобильных услуг еще не были заложены в сознание покупателей.

Скорее всего, в силу слабой развитости рынка мобильных услуг все вышеизложенное одинаково верно: и покупатели еще недостаточно осведомлены о новых возможностях, и технологии еще не позволяют полностью реализовать потенциал мобильной коммерции. Будем надеяться, что массовое использование GPRS-сетей, сетей "третьего поколения" начнет реализацию столь заманчивых перспектив.