logo search
Проектирование инт-прил / лекции / Проектирование инет приложений

Особенности пользовательского интерфейса

Пользовательский интерфейс Web-приложений тоже имеет свои особенности, обусловленные большой (возможной) аудиторией. Есть такая наука о красноречии, об ораторском искусстве - риторика. Существует она примерно столько же, сколько существует мыслящее человечество, первые труды на эту тему приписывают Эмпедоклу (примерно V век до н.э.). Из риторики нам известно, что существует закон снижения интеллектуального уровня аудитории с увеличением количества присутствующих. Чем больше аудитория - тем проще должна быть речь, тем короче должны быть фразы, тем большую значимость приобретают паузы в речи. С другой стороны, развитие социальных сетей демонстрирует нам, что общение не обязательно является вербальным, в том числе можно общаться и через пользовательский интерфейс. Из вышесказанного логически вытекает, что интерфейс Web-приложения должен быть простым. Настолько простым, насколько это вообще возможно. Предположим, Вы разрабатываете интерфейс некоего приложения, предназначенного для работы в рамках данного предприятия. При этом всегда есть возможность устроить для будущих пользователей системы обучающие курсы, рассказать им, что есть на экране и что Вы как разработчик хотели этим сказать. В случае с Web-приложением такой возможности у Вас не будет. Пользователь либо догадается сам, что разработчики имели в виду. Либо просто уйдет от Вас и никогда больше не вернется.

Поскольку у пользователя есть варианты его поведения внутри созданного Вами Web-приложения (варианты пути пользователя), цветом, размером, шрифтом нужно выделять желаемый Вами вариант поведения пользователя, нужные - для Вас - его действия. Если довести ситуацию до шутливого абсурда, то получим "идеальный Web-интерфейс" - это белый экран и на нем огромная красная кнопка "Оплатить".

Обычно разработчики приложений придерживаются неких правил хорошего тона. Эти правила не являются уникальными именно для Интернета, они обусловлены общечеловеческой этикой. К Вам на сайт в первый раз попал человек. Возможно, случайно, возможно, по рекомендации своих знакомых. Ситуация точно такая же по сути, но без привязки к каким-то там сетям и сайтам: Вы устроили грандиозный прием (или небольшую вечеринку) и зашел случайный гость. Как Вы себя поведете в таком случае, учитывая, что в госте Вы - заинтересованы? Это же Ваш посетитель и для Вас крайне важно, чтобы у него осталось хорошее впечатление, чтобы он пришел сюда еще раз. А лучше бы - еще бы и друзей с собой привел. Если посмотреть на ведущие Web-приложения мира, то все они ведут себя в данной ситуации одинаково. Наверное, так же, как Вы бы себя повели - в жизненной ситуации (с вечеринкой).

Другой, и подчас весьма неприятной для пользователей, особенностью является отсутствие стандартов на оформление визуальных элементов интерфейса. Если мы возьмем элемент "кнопка", или "поле ввода", или "меню", или любой другой визуальный элемент - то в рамках операционной системы этот элемент выглядит одинаково и ведет себя одинаково в любой программе. Соответственно, пользователь привыкает к расположению, внешнему виду и поведению визуальных элементов данной операционной системы. Меню в любой программе расположены вверху окна (Windows) или в специальной строке меню (MacOsX). Кнопка всегда имеет цвет, определенный текущей палитрой пользователя. Внешний вид кнопки одинаков в разных программах. И так далее.

Описанное выше не является справедливым для Web-приложений в полной мере. Стандартами языкаHTMLпредусмотрены визуальные элементы "кнопка", "поле ввода" и так далее. Однако как в силу сравнительной бедности этих элементов, так и в силу имеющихся развитых программных средств для их модификации каждый разработчик "раскрашивает" элементы и изменяет их поведение по своему усмотрению.

Можно попытаться сформулировать некоторое "правило хорошего тона" для разработки интерфейса Web-приложения: не стоит чрезмерно модифицировать внешний вид и поведение визуальных элементов по сравнению с наиболее распространенным, имеющимся на уже существующих широко известных сайтах. Проще говоря, есть смысл сначала посмотреть, как та же самая функция реализована наиболее значимыми, распространеннымиWeb-приложениями. В противном случае имеется существенный риск дезориентировать пользователя. Если Вы нарисуете круглую кнопку - пользователи могут просто не найти ее на экране, потому что ранее сформировавшаяся привычка заставляет искать глазами кнопку в форме квадрата. Конечно, вышесказанное - это только правило, а вовсе не закон, ведь вполне возможно, что нестандартный интерфейс как раз и является "фишкой" разрабатываемого Вами сайта.

Приведенный перечень особенностей не является исчерпывающим, но является достаточным для демонстрации специфичности интернет-приложений, их непохожести на задачи классического прикладного программирования.