34. Этапы развития автоматизированных систем управления производством. Корпоративные информационные системы. Концепция mrpii/erp.
1970-1985 Решение частных задач автоматизации учетно-производственных операций.
Слабая интеграция прикладных программных приложений.
1986-1990 Решение частных задач автоматизации учетно-производственных операций.
Слабая интеграция прикладных программных приложений.
1991-1994 Работа пользователей в ЛВС с корпоративной базой данных. Автоматизация деловых операций. Предпосылки создания единого информационного пространства.
1995-2000 Построение системы по классической схеме ― клиент-серверная трехзвенная архитектура. Реализация концепции docflow (groupware) на базе модульной структуры аппаратно-программного комплекса.
2001-...Разработка и внедрение полнофункциональной модели автоматизации бизнесс-процессов (workflow). Использование приложений, работающих по технологии «тонкий клиент».
Корпоративная информационная система — это масштабируемая система, предназначенная для комплексной автоматизации всех видов хозяйственной деятельности больших и средних предприятий, в том числе корпораций, состоящих из группы компаний, требующих единого управления.
Корпоративные информационные системы являются развитием систем для рабочих групп, они ориентированы на крупные компании и могут поддерживать территориально разнесенные узлы или сети. В основном они имеют иерархическую структуру из нескольких уровней. Для таких систем характерна архитектура клиент-сервер со специализацией серверов или же многоуровневая архитектура. При разработке таких систем могут использоваться те же серверы баз данных, что и при разработке групповых информационных систем. Однако в крупных информационных системах наибольшее распространение получили серверы Oracle, DB2 и Microsoft SQL Server.
В состав КИС должны войти средства для документационного обеспечения управления, информационной поддержки предметных областей, коммуникационное программное обеспечение, средства организации коллективной работы сотрудников и другие вспомогательные (технологические) продукты. Из этого, в частности, следует, что обязательным требованием к КИС является интеграция большого числа программных продуктов.
ERP- Система планирования ресурсов предприятия, предназначенная для автоматизации учёта и управления. Как правило, ERP-системы строятся по модульному принципу и в той или иной степени охватывают все ключевые процессы деятельности компании.
Концепция ERP: Исторически концепция ERP стала развитием более простых концепций MRP (Material Requirement Planning — Планирование материальных потребностей) и MRP II (Manufacturing Resource Planning — Планирование производственных ресурсов). Используемый в ERP-системах программный инструментарий позволяет проводить производственное планирование, моделировать поток заказов и оценивать возможность их реализации в службах и подразделениях предприятия, увязывая его со сбытом.
В основе ERP-систем лежит принцип создания единого хранилища данных, содержащего всю корпоративную бизнес-информацию и обеспечивающего одновременный доступ к ней любого необходимого количества сотрудников предприятия, наделённых соответствующими полномочиями. Изменение данных производится через функции (функциональные возможности) системы.
ERP-система состоит из следующих элементов:
модель управления информационными потоками (ИП) на предприятии;
аппаратно-техническая база и средства коммуникаций;
СУБД, системное и обеспечивающее ПО;
набор программных продуктов, автоматизирующих управление ИП;
регламент использования и развития программных продуктов;
IT-департамент и обеспечивающие службы;
собственно пользователи программных продуктов.
Основные функции ERP систем:
ведение конструкторских и технологических спецификаций, определяющих состав производимых изделий, а также материальные ресурсы и операции, необходимые для их изготовления;
формирование планов продаж и производства;
планирование потребностей в материалах и комплектующих, сроков и объёмов поставок для выполнения плана производства продукции;
управление запасами и закупками: ведение договоров, реализация централизованных закупок, обеспечение учёта и оптимизации складских и цеховых запасов;
планирование производственных мощностей от укрупнённого планирования до использования отдельных станков и оборудования;
оперативное управление финансами, включая составление финансового плана и осуществление контроля его исполнения, финансовый и управленческий учёт;
управления проектами, включая планирование этапов и ресурсов
35. Подсистемы автоматизации документооборота, управления взаимоотношения с клиентами (CRM), управления «цепочками поставок» (SCM), управления работой персонала (HR). Электронная цифровая подпись.
Система автоматизации документооборота, система электронного документооборота — автоматизированная многопользовательская система, сопровождающая процесс управления работой иерархической организации с целью обеспечения выполнения этой организацией своих функций.
Основные принципы электронного документооборота:
Однократная регистрация документа, позволяющая однозначно идентифицировать документ в любой инсталляции данной системы.
Возможность параллельного выполнения операций, позволяющая сократить время движения документов и повышения оперативности их исполнения
Непрерывность движения документа, позволяющая идентифицировать ответственного за исполнение документа (задачи) в каждый момент времени жизни документа (процесса).
Единая (или согласованная распределённая) база документной информации, позволяющая исключить возможность дублирования документов.
Эффективно организованная система поиска документа, позволяющая находить документ, обладая минимальной информацией о нём.
Развитая система отчётности по различным статусам и атрибутам документов, позволяющая контролировать движение документов по процессам документооборота и принимать управленческие решения, основываясь на данных из отчётов.
Докумооборот может быть двух типов:
- Универсальный - автоматизирующий существующие потоки слабоструктурированной информации. (Такой тип можно называть аморфным или беспорядочным документооборотом).
- Операционный - ориентированный на работу с документами, содержащими операционную атрибутику (набор формальных признаков), вместе с которой ведется слабоструктурированная информация.
Эволюция модели документооборота: Фаза первая - фактографическая. Начало любой деятельности обычно связано с периодом накопления первичной информации (данных), имеющей жесткую структуру и атрибутику. Фаза вторая – полнотекстовая. Использование документов, __включающих не только текст, но и _любые другие способы представления: графики, таблицы, видео и т.п. Фаза третья - регламентирующая. Требуется интегральная оценка и отслеживание нелинейного процесса согласования продвижения документа.
Система управления взаимодействием с клиентами (CRM-система) — корпоративная информационная система, предназначенная для автоматизации CRM-стратегии компании, в частности, для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путём сохранения информации о клиентах (контрагентах) и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения бизнес-процедур и последующего анализа результатов. Её основные принципы таковы:
Наличие единого хранилища информации, откуда в любой момент доступны все сведения о предыдущем и планируемом взаимодействии с клиентами.
Использование всех каналов взаимодействия. Ранее к подобным каналам взаимодействия относили только телефонные звонки, электронную почту, события/встречи. Но с активным развитием веб-технологий появились другие каналы взаимодействия — регистрационные формы на веб-сайтах, рекламные ссылки, системы корпоративного веб-чата и т. д.
Постоянный анализ собранной информации о клиентах и подготовка данных для принятия соответствующих организационных решений — например, сегментация клиентов на основе их значимости для компании.
Этот подход подразумевает, что при любом взаимодействии с клиентом по любому каналу, сотруднику компании доступна полная информация обо всех взаимоотношениях с этим клиентом и решение принимается на основе этой информации (информация о решении, в свою очередь, тоже сохраняется).
Системы управления цепями поставок (SCM) предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Исследователи, как правило, выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепочками поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация. В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы:
SCP — планирование цепочек поставок. Основу SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков. В SCP также входят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели.
SCE — исполнение цепей поставок в режиме реального времени.
Управление цепями поставок (SCM)
Управление цепями поставок (Supply Chain Management - SCM) представляет собой процесс планирования, исполнения и контроля с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения заявки до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения), т.е. до полного удовлетворения требований клиентов. Сущностью понятия "управления цепочками поставок" является рассмотрение логистических операций на протяжении всего жизненного цикла изделий, т.е. процесс разработки, производства, продажи готовых изделий и их послепродажное обслуживание.
Управление цепями поставок представляет собой стратегию бизнеса, обеспечивающую эффективное управление материальными, финансовыми и информационными потоками для обеспечения их синхронизации в распределенных организационных структурах.
Цифровая подпись предназначена для аутентификации лица, подписавшего электронный документ. Кроме этого, использование цифровой подписи позволяет осуществить:
Контроль целостности передаваемого документа: при любом случайном или преднамеренном изменении документа подпись станет недействительной, потому что вычислена она на основании исходного состояния документа и соответствует лишь ему.
Защиту от изменений (подделки) документа: гарантия выявления подделки при контроле целостности делает подделывание нецелесообразным в большинстве случаев.
Невозможность отказа от авторства. Так как создать корректную подпись можно, лишь зная закрытый ключ, а он должен быть известен только владельцу, то владелец не может отказаться от своей подписи под документом.
Доказательное подтверждение авторства документа: Так как создать корректную подпись можно, лишь зная закрытый ключ, а он должен быть известен только владельцу, то владелец пары ключей может доказать своё авторство подписи под документом. В зависимости от деталей определения документа могут быть подписаны такие поля, как «автор», «внесённые изменения», «метка времени» и т. д.
Все эти свойства ЭЦП позволяют использовать её для следующих целей:
Декларирование товаров и услуг (таможенные декларации)
Регистрация сделок по объектам недвижимости
Использование в банковских системах
Электронная торговля и госзаказы
Контроль исполнения государственного бюджета
В системах обращения к органам власти
Для обязательной отчетности перед государственными учреждениями
Организация юридически значимого электронного документооборота
В расчетных и трейдинговых системах
- 1. Определения: данные, информация, информатика, информационные технологии, информационные системы.
- 2. Основные критерии качества информации. Какими параметрами (критериями) характеризуется данные и информация. Процессы получения, передачи, обработки и хранения данных (информации).
- 3. Определение понятия «информационные ресурсы». Особенности фазы распространения информационных ресурсов. Информационные основные и оборотные фонды.
- 4. Классификация информационных систем (ис) по назначению. Состав и структура ис. Аппаратно-техническое и информационное обеспечение ис.
- 5. Область Взаимодействия Открытых Систем. Краткий обзор функциональных особенностей работы уровней.
- 6. Определение передачи данных (Data Communications). Принципы передачи данных dc между смежными и несмежными системами. Классификация каналов.
- 9. Сетевая архитектура лвс - комбинация стандартов, топологий и протоколов. Основные характеристики и условия корректной работы сетей.
- 10. Создание автоматизированных банков данных с использованием информационных технологий. Концептуальная и логическая модель базы данных. Реляционные субд.
- 11. Выбор субд для построения ис корпоративного уровня. Классификация и критерии оценки объектных субд.
- Критерии оценки объектных субд
- 12. Концепция «склада данных» (хранилища данных) как предметно-ориентированного хронологического набора данных для целей поддержки принятия решений в системах автоматизированного управления.
- 14. Классификация систем управления на автотранспорте. Общие сведения о системах определения местоположения (омп).
- 16. Классификация навигационных систем омп. Гироскопные датчики, магнитные компасы, доплеровские пеленгаторы. Метод счисления пути, принципы работы одометра.
- 18. Назначение, функциональные возможности и область применения систем мониторинга мобильных объектов (сммо). Взаимодействие элементов сммо в процессе отслеживания состояния мобильных объектов.
- 19. Функциональные различия систем определения местоположения (омп) и систем мониторинга мобильных объектов (сммо).
- 24. Использование карманных переносных компьютеров (кпк) мобильными пользователями. Основные технические характеристики современных кпк, смартфонов и коммуникаторов.
- 27. Системы подвижной спутниковой связи. Геостационарные, средневысотные и низкоорбитальные системы спутниковой связи.
- 29. Системы глобального позиционирования (gps-navstar, «Глонас», перспективные разработки. Состав, характеристики, классификация gps-приемников).
- 30. Технология штрихового кодирования. Типы штрихкода. Расшифровка штрих-кода (ean-13, ean-8, ean-128, логистический вариант).
- 31. Радиочастотная идентификация. Типы радиочастотных меток. Достоинства и недостатки использования rfid-технологии в автоматизированных системах учета и контроля.
- 32. Принципы построения vpn (виртуальных приватных сетей).
- 33. Информационная безопасность в сети.
- 34. Этапы развития автоматизированных систем управления производством. Корпоративные информационные системы. Концепция mrpii/erp.
- 44. Системы электронной коммерции. Системы электронного документооборота. Электронная цифровая подпись. Erp-системы.
- 45. Led,tft,fed технологии. Операционные системы кпк. Достоинства и недостатки. Технология штрихового кодирования.