logo
Otvety_po_infe

16. Классификация навигационных систем омп. Гироскопные датчики, магнитные компасы, доплеровские пеленгаторы. Метод счисления пути, принципы работы одометра.

Группировка систем ОМП по принципу действия

- радиолокационные системы ОМП;

- системы ОМП работающие на принципе "счисления" пути;

- системы ОМП использующие принцип "близости" или принцип определения окружающей обстановки;

- спутниковые навигационные системы.

Магнитный компас - компас, в котором используется свойство прямого постоянного магнита (магнитной стрелки) или катушки с током при взаимодействии с магнитным полем Земли располагаться вдоль магнитного меридиана в направлении север-юг.

В показания магнитного компаса необходимость вносить поправки на несовпадение магнитного и географического меридианов, а также поправки на девиацию.

Вблизи магнитных полюсов Земли и крупных магнитных аномалий точность показаний магнитного компаса резко снижается.

Гироскоп — устройство, способное измерять изменение углов ориентации связанного с ним тела относительно инерциальной системы координат, как правило основанное на законе сохранения вращательного момента (момента импульса).

Одометр — прибор для измерения количества оборотов колеса. При помощи его может быть измерен пройденный транспортным средством путь.

Конструкция одометра

Одометр преобразует пройденый путь в показания на индикаторе. Обычно одометр состоит из счётчика с индикатором и датчика, связанного с вращением колеса.

Видимая часть одометра — его индикатор. Механический индикатор содержит ряд колёсиков (барабанов) с цифрами на приборной доске автомобиля. Каждое такое колёсико разделено на десять секторов, на каждом секторе написано по цифре. По мере увеличения пройденного транспортным средством пути колёсики вращаются, образуя число, обозначающее пройденную дистанцию.

Счётчик может быть механическим, электромеханический или электронным, в т.ч. основанным на бортовой ЭВМ.

17. Метод близости в ОМП (слайд). Оптические ОМП. Радиомаячные системы ОМП. Радионавигационные средства, особенности использования. Основные эксплуатационные и технические характеристики систем ОМП.

Принцип «близости»:

Разбиение транспортного региона на районы, в каждом из которых установлен ЧМ-передатчик метрового диапазона . Выполняется передача актуальной информации для ТС о: состоянии автодорог; заторах и пробках; рекомендуемых маршрутах объезда. При переезде из одного района в другой ПРМ автоматически перенастраивается на частоту передатчика данного района. Дорожные ПРД/ПРМ имеют встроенный микропроцессор, реализующий обмен данными по выделенным каналам с центральной ЭВМ, а для обмена с ТС ― антенну, например, вмонтированную в полотно дороги. Для приема кодированной информации на ТС устанавливаются ПРМ с декодером.

Оптическая локация.

Активная оптическая локация. Может проводиться с использованием некогерентных (прожекторных) и когерентных (лазерных) оптических сигналов.

Когерентность и малая длина волны излучения лазеров позволили получать узкие диаграммы направленности (от единиц до десятков угловых секунд) даже при небольших размерах излучателей (единицы дециметров).

При расходимости излучения, равной одной угловой секунде, поперечный размер облучаемой области на дальности 200 км составляет 1 м, что позволяет раздельно наблюдать отдельные элементы объекта. В современной локации используются лазеры:

а) на двуокиси углерода СО2; б) на ионах неодима;

в) на рубине;

г) на парах меди и др.

Схема и особенности построения лазерного локатора:

Требуемое распределение потока зондирующего (лазерного) излучения в пространстве обеспечивается формирующей оптической системой (ФОС).

В нее может входить система неуправляемых зеркал (З), линз и управляемых дефлекторов (Д), обеспечивающих перемещение луча. Отраженные от целей лазерные сигналы концентрируются приемным телескопом (ПРТ) на фотоприемных устройствах.

Объединение передающей и приемной систем лазерных локаторов в отличие от РЛС используется редко из-за перегрузок фотоприемных устройств и нарастания уровня помех.

Радионавигация - совокупность операций по обеспечению вождения движущихся объектов (летательных аппаратов, судов и др.), а также по наведению управляемых объектов с помощью радиотехнических средств. Действие радионавигационных средств основано на использовании распространение радиоволн над поверхностью Земли происходит по кратчайшему (ортодромическому) расстоянию между пунктами излучения и приёма; скорость распространения постоянна; радиолучи, отражённый от ионосферы и падающий на неё, лежат в одной плоскости.