44. Системы электронной коммерции. Системы электронного документооборота. Электронная цифровая подпись. Erp-системы.
Обеспечивает возможность осуществления покупок, продаж, сервисного обслуживания, проведения маркетинговых мероприятий путём использования компьютерных сетей. Электронная коммерция (в широком смысле) — предпринимательская деятельность по осуществлению коммерческих операций с использованием электронных средств обмена данными. Объектами электронной коммерции является то, на что направлена деятельность систем электронной коммерции. К ним можно отнести различные товары, услуги и информацию.
Системы электронной коммерции:
1. По объектам и субъектам деятельности выделяют: B2B (бизнес — бизнесу), B2G (бизнес — государству), B2C (бизнес — клиенту), C2C (клиент-клиенту), G2B (государство — бизнесу). При этом существуют ещё разновидности: бизнес — администрации, администрация — бизнесу — это соответственно равно B2A и A2B.
2. По степени новизны деятельности предприятия в системе электронной коммерции:
полностью новый, не существовавший ранее вид деятельности,
новый вид деятельности для предприятия,
реорганизованная существующая деятельность,
прежняя деятельность с использованием новых возможностей систем электронной коммерции.
Основные элементы систем электронной коммерции
1. Субъекты электронной коммерции — участники и клиенты систем электронной коммерции. Это финансовые институты, бизнес-организации (коммерческие предприятия) и потребители.
2. Системы электронной коммерции: торговые, платежные, арбитражные и системы доставки.
3. Процессы в электронной коммерции:
исследование рынка,
продажа товаров, услуг, информации,
выполнение заказов,
расчеты по сделкам,
поддержка коммерческой деятельности.
4. Сети электронной коммерции: глобальная сеть Интернет, коммерческие и корпоративные.
Докумооборот может быть двух типов:
- Универсальный - автоматизирующий существующие потоки слабоструктурированной информации. (Такой тип можно называть аморфным или беспорядочным документооборотом).
- Операционный - ориентированный на работу с документами, содержащими операционную атрибутику (набор формальных признаков), вместе с которой ведется слабоструктурированная информация.
Эволюция модели документооборота: Фаза первая - фактографическая. Начало любой деятельности обычно связано с периодом накопления первичной информации (данных), имеющей жесткую структуру и атрибутику. Фаза вторая – полнотекстовая. Использование документов, __включающих не только текст, но и _любые другие способы представления: графики, таблицы, видео и т.п. Фаза третья - регламентирующая. Требуется интегральная оценка и отслеживание нелинейного процесса согласования продвижения документа.
Цифровая подпись предназначена для аутентификации лица, подписавшего электронный документ. Кроме этого, использование цифровой подписи позволяет осуществить:
Контроль целостности передаваемого документа: при любом случайном или преднамеренном изменении документа подпись станет недействительной, потому что вычислена она на основании исходного состояния документа и соответствует лишь ему.
Защиту от изменений (подделки) документа: гарантия выявления подделки при контроле целостности делает подделывание нецелесообразным в большинстве случаев.
Невозможность отказа от авторства. Так как создать корректную подпись можно, лишь зная закрытый ключ, а он должен быть известен только владельцу, то владелец не может отказаться от своей подписи под документом.
Доказательное подтверждение авторства документа: Так как создать корректную подпись можно, лишь зная закрытый ключ, а он должен быть известен только владельцу, то владелец пары ключей может доказать своё авторство подписи под документом. В зависимости от деталей определения документа могут быть подписаны такие поля, как «автор», «внесённые изменения», «метка времени» и т. д.
Все эти свойства ЭЦП позволяют использовать её для следующих целей:
Декларирование товаров и услуг (таможенные декларации)
Регистрация сделок по объектам недвижимости
Использование в банковских системах
Электронная торговля и госзаказы
Контроль исполнения государственного бюджета
В системах обращения к органам власти
Для обязательной отчетности перед государственными учреждениями
Организация юридически значимого электронного документооборота
В расчетных и трейдинговых системах
ERP- Система планирования ресурсов предприятия, предназначенная для автоматизации учёта и управления. Как правило, ERP-системы строятся по модульному принципу и в той или иной степени охватывают все ключевые процессы деятельности компании.
Концепция ERP: Исторически концепция ERP стала развитием более простых концепций MRP (Material Requirement Planning — Планирование материальных потребностей) и MRP II (Manufacturing Resource Planning — Планирование производственных ресурсов). Используемый в ERP-системах программный инструментарий позволяет проводить производственное планирование, моделировать поток заказов и оценивать возможность их реализации в службах и подразделениях предприятия, увязывая его со сбытом.
В основе ERP-систем лежит принцип создания единого хранилища данных, содержащего всю корпоративную бизнес-информацию и обеспечивающего одновременный доступ к ней любого необходимого количества сотрудников предприятия, наделённых соответствующими полномочиями. Изменение данных производится через функции (функциональные возможности) системы.
ERP-система состоит из следующих элементов:
модель управления информационными потоками (ИП) на предприятии;
аппаратно-техническая база и средства коммуникаций;
СУБД, системное и обеспечивающее ПО;
набор программных продуктов, автоматизирующих управление ИП;
регламент использования и развития программных продуктов;
IT-департамент и обеспечивающие службы;
собственно пользователи программных продуктов.
Основные функции ERP систем:
ведение конструкторских и технологических спецификаций, определяющих состав производимых изделий, а также материальные ресурсы и операции, необходимые для их изготовления;
формирование планов продаж и производства;
планирование потребностей в материалах и комплектующих, сроков и объёмов поставок для выполнения плана производства продукции;
управление запасами и закупками: ведение договоров, реализация централизованных закупок, обеспечение учёта и оптимизации складских и цеховых запасов;
планирование производственных мощностей от укрупнённого планирования до использования отдельных станков и оборудования;
оперативное управление финансами, включая составление финансового плана и осуществление контроля его исполнения, финансовый и управленческий учёт;
управления проектами, включая планирование этапов и ресурсов
- 1. Определения: данные, информация, информатика, информационные технологии, информационные системы.
- 2. Основные критерии качества информации. Какими параметрами (критериями) характеризуется данные и информация. Процессы получения, передачи, обработки и хранения данных (информации).
- 3. Определение понятия «информационные ресурсы». Особенности фазы распространения информационных ресурсов. Информационные основные и оборотные фонды.
- 4. Классификация информационных систем (ис) по назначению. Состав и структура ис. Аппаратно-техническое и информационное обеспечение ис.
- 5. Область Взаимодействия Открытых Систем. Краткий обзор функциональных особенностей работы уровней.
- 6. Определение передачи данных (Data Communications). Принципы передачи данных dc между смежными и несмежными системами. Классификация каналов.
- 9. Сетевая архитектура лвс - комбинация стандартов, топологий и протоколов. Основные характеристики и условия корректной работы сетей.
- 10. Создание автоматизированных банков данных с использованием информационных технологий. Концептуальная и логическая модель базы данных. Реляционные субд.
- 11. Выбор субд для построения ис корпоративного уровня. Классификация и критерии оценки объектных субд.
- Критерии оценки объектных субд
- 12. Концепция «склада данных» (хранилища данных) как предметно-ориентированного хронологического набора данных для целей поддержки принятия решений в системах автоматизированного управления.
- 14. Классификация систем управления на автотранспорте. Общие сведения о системах определения местоположения (омп).
- 16. Классификация навигационных систем омп. Гироскопные датчики, магнитные компасы, доплеровские пеленгаторы. Метод счисления пути, принципы работы одометра.
- 18. Назначение, функциональные возможности и область применения систем мониторинга мобильных объектов (сммо). Взаимодействие элементов сммо в процессе отслеживания состояния мобильных объектов.
- 19. Функциональные различия систем определения местоположения (омп) и систем мониторинга мобильных объектов (сммо).
- 24. Использование карманных переносных компьютеров (кпк) мобильными пользователями. Основные технические характеристики современных кпк, смартфонов и коммуникаторов.
- 27. Системы подвижной спутниковой связи. Геостационарные, средневысотные и низкоорбитальные системы спутниковой связи.
- 29. Системы глобального позиционирования (gps-navstar, «Глонас», перспективные разработки. Состав, характеристики, классификация gps-приемников).
- 30. Технология штрихового кодирования. Типы штрихкода. Расшифровка штрих-кода (ean-13, ean-8, ean-128, логистический вариант).
- 31. Радиочастотная идентификация. Типы радиочастотных меток. Достоинства и недостатки использования rfid-технологии в автоматизированных системах учета и контроля.
- 32. Принципы построения vpn (виртуальных приватных сетей).
- 33. Информационная безопасность в сети.
- 34. Этапы развития автоматизированных систем управления производством. Корпоративные информационные системы. Концепция mrpii/erp.
- 44. Системы электронной коммерции. Системы электронного документооборота. Электронная цифровая подпись. Erp-системы.
- 45. Led,tft,fed технологии. Операционные системы кпк. Достоинства и недостатки. Технология штрихового кодирования.