24.Транспортно-экспедиционное обслуживание процесса товародвижения. Классификация грузов. Технология доставки товаров ж/д и автомобильным транспортом.
Транспортно-экспедиционное обслуживание: Большинство торговых предприятий не располагают собственным транспортом, поэтому для обеспечения товарного обращения они прибегают к услугам и вступают в договорные отношения с транспортными и экспедиционными организациями. Экспедиция – отправка, рассылка; развивалась вместе с торговлей. Еще в 18 веке в период образования в Европе внутреннего и внешнего рынка на дальних торговых путях торговлю стали вести через посредников – фрахтеров. Они занимались подбором лошадей, оплатой сборов при переходе через границу, охраной грузов. Постепенно с увеличением объемов перевозок транспортно-экспедиционная деятельность выделилась из сферы пр-ва и торговли. Современные транспортно-экспедиционные предприятия имеют сложную структуру и большой круг задач. Они располагают собственными складами, накопительными и сортировочными центрами, контейнерами и подвижным составом. Группы операций: приемо-сдаточные, погрузочно-разгрузочные, транспортные, экспедиционные. Задачи: доставка грузов с гарантией в сохранности и в сроки, координирование взаимодействия всех участников, составление технологических схем маршрутов, услуги по приемке и выдаче грузов, слежение за маркировкой грузов и пломбировкой транспорта, отслеживание хода и сроков погрузочно-разгрузочных и складских операций, фрахтование транспорта, оформление товарно-транспортных документов, расчет всех провозных платежей и сборов и отчет перед принципалом (потребитель транспортных услуг).
Классификация грузов: массовые (навалочные, насыпные, наливные, лесные), общие (штучные, мешковые, металлы и металлические изделия, контейнерные и пакетные, тяжеловесные (на водном транспорте 1 место >1т, на ж/д - >0,5т, на авто - >0,3 т) и негабаритные), особо режимные (опасные, скоропортящиеся, животный скот). Крупногабаритные : высота >4м, длина >20 м, ширина >2,5 м. По степени предохранения от ударов: изделия из стекла, электронные приборы; оборудование, мебель, электротовары, посуда; навалочные, массовые.
На ж/д транспорте перевозки осуществляются повагонными, контейнерными, мелкими отправками, группами вагонов, отправительскими маршрутами. Насыпью перевозят грузы, имеющие однородную массу и обладающие взаимной подвижностью (сыпучестью). Для насыпных грузов, требующих защиты от атмосферных осадков и распыления, используют специализированные вагоны (муковозы) и вагоны-хопперы (зерновозы, цементовозы, минераловозы и др.). Если грузы не требуют защиты от атмосферных осадков и распыления (уголь, песок, торф и др.), они перевозятся насыпью в открытом железнодорожном подвижном составе и в специализированных вагонах. Навалом в непакетированном виде повагонными отправками перевозятся грузы, которые при погрузке в вагоны не требуют счета мест и по своему физическому состоянию не могут быть отнесены к насыпным грузам (бахчевые культуры, овощи, черные металлы и др.). Грузы, требующие защиты от атмосферных осадков (бахчевые культуры, овощи) перевозятся в крытых вагонах. На каждую отправку грузоотправителем заполняется транспортная железнодорожная накладная, которая является основным перевозочным документом. В ней содержатся сведения об отправителе и получателе, скорости перевозки, наименование, количество мест и масса груза, объявленная отправителем ценность груза и другие сведения.
Перевозки автотранспортом: В зависимости от срока действия различают разовые и долгосрочные договоры. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Для оценки эффективности работы автомобильного транспорта используются технико-экономические показатели. Использование парка подвижного состава можно оценить при помощи коэффициентов технической готовности и выпуска. Коэффициент технической готовности подвижного состава к работе (Кг): Kr=АДr/АДc, где АДГ — автомобиле-дни в готовом для эксплуатации состоянии; АДС — списочные автомобиле-дни подвижного состава в автохозяйстве. Коэффициент выпуска подвижного состава (Кв) Кв=АДэ/АДс, где АД э — число автомобиле-дней эксплуатации. Для определения степени использования грузоподъемности транспортных средств можно применить статический и динамический коэффициенты. Статический коэффициент (Кс) Кс= Qф/Qн, где Q ф — количество фактически перевезенного груза; Qн — номинальная грузоподъемность автомобиля. Динамический коэффициент (Кд)Кд=Рт.ф/Рн, где Рт.ф — фактическая транспортная работа, ткм; Рн — количество тонно-километров, которое можно было выполнить при полном использовании номинальной грузоподъемности автомобиля.
- 1.Нтп в торговле и его роль в сфере коммерции.
- 3.Товародвижение: опредление, цель, формы, факторы, участники процесса. Основные издержки товародвижения.
- 4.Основ.Функции опт.Торговли по отношению к поставщикам и покупателям, содержание коммерч.Дея-ти предприятий опт.Торговли.
- 5.Тара и тарные операции в ттп. Классификация основных видов тары. Унификация и стандартизация тары. Тара-оборудование.
- 6.Назначение и хар-ка основных типов предприятий опт.Торговли. Формы опт.Продажи, организаторы опт.Оборота.
- 7.Содержание, структура ттп. Технологический цикл, технологич.Операции. Основ., вспомогат. И обслуживающ. Процессы. Принципы рац. Организации.
- 8.Классификация технических средств, применяемых в ттп сферы коммерции.
- 9.Роль складов в процессе товародвижения, их классификация и назначение. Виды зданий товарных складов.
- 10.Определение потребности в товарных складах, их емкости. То, грузооборот. Технико-эк. Показатели работы складов.
- 11.Требования к проектированию товарных складов. Виды складских помещений и внутренней планировки.
- 12.Структура и содержание складского технологического процесса, его составные части.
- 14.Организация и технология операций по разгрузке товаров на оптовом складе и доставки их к местам хранения.
- 16.Технология приемки товаров по количеству и качеству на предприятиях опт.Торговли.
- 17.Технология размещения и схемы укладки товаров на опт.Складе. Виды и нормы складирования различных групп товаров.
- 18.Технология хранения товаров на предприятиях опт.Торговли. Основные требования при хранении прод. И непрод. Товаров.
- 19.Отборка товаров с мест хранения. Технология отпуска товаров на опт.Складе. Требования к погрузке товаров на транспортные средства.
- 20.Оборудование для размещения и хранения товаров на предприятиях опт.Торговли.
- 21.Организация управления ттп на складе. Организационно-управленческая структура опт.Предприятия.
- 22.Организация труда на складе. Обязанности заведующего складом, товароведа, менеджера по продажам. Организация материальной ответственности.
- 24.Транспортно-экспедиционное обслуживание процесса товародвижения. Классификация грузов. Технология доставки товаров ж/д и автомобильным транспортом.
- 26.Требования, предъявляемые к весоизмерительному оборудованию, классификация и области применения в сфере коммерции. Организация поверки и клеймения.
- 27.Виды применяемых в торговле настольных и стационарных механических весов. Электронные весы и весоизмерительные комплексы. Их технические хар-ки, особенности устройства и эксплуатации.
- 28.Виды систем холодоснабжения и назначение холодильного оборудования, применяемого на предприятиях оптовой торговли.
- 30.Технологии товароснабжения розничной торговой сети. Принципы рациональной организации товароснабжения. Сопроводительные документы.
- 31.Классификация предприятий розничной торговли. Специализация и типизация магазинов. Принципы размещения розничной торговой сети, факторы, учитываемые при расположении магазина.
- 33.Состав помещений магазинов, их планировка и взаимосвязь. Рабочее место продавца, контролеров-кассиров. Установочная и демонстрационная площади.
- 34.Централизованная схема доставки товаров. Расчет частоты завоза и размера поставки, потребности в многооборотной таре и транспортных средствах.
- 35. Технология операций по поступлению и приемке товаров в магазине. Приемка товаров по количеству и качеству. Нормируемые и ненормируемые товарные потери.
- 36.Организация и технология хранения товаров в розничной торговле. Условия и режимы хранения скоропортящихся товаров.
- 37.Технология подготовки прод. И непрод. Товаров к продаже. Принципы и требования к выкладке товаров в торговом зале с использованием правил мерчендайзинга.
- 38.Типы ккм, используемые в торговле. Требования, предъявляемые к ккм. Нормы оснащенности ккм предприятий розничной торговли.
- 39.Расчетно-кассовые центры, pos – терминалы: особенности устройства и эксплуатации.
- 42. Управление ттп в магазине. Организация труда работников. Обязанности персонала, материальная ответственность.
- 43.Правила продажи авто-мототранспортных средств и электробытовых товаров за наличный расчет и в кредит.
- 44.Объемный и весовой способы дозирования. Фасовочно-упаковочное оборудование. Классификация, устройство и применение в торговле.
- 45.Торговые автоматы: классификация и особенности устройства.
- 46.Торговая мебель. Классификация и предъявляемые требования.
- 47.Определение экономической эффективности от внедрения технических средств в сфере коммерции.
- 51. Услуги, оказываемые покупателям розничными торговыми предприятиями. Дополнительные услуги.