logo search
podgotovka_k_testu

24.Транспортно-экспедиционное обслуживание процесса товародвижения. Классификация грузов. Технология доставки товаров ж/д и автомобильным транспортом.

Транспортно-экспедиционное обслуживание: Большинство торговых предприятий не располагают собственным транспортом, поэтому для обеспечения товарного обращения они прибегают к услугам и вступают в договорные отношения с транспортными и экспедиционными организациями. Экспедиция – отправка, рассылка; развивалась вместе с торговлей. Еще в 18 веке в период образования в Европе внутреннего и внешнего рынка на дальних торговых путях торговлю стали вести через посредников – фрахтеров. Они занимались подбором лошадей, оплатой сборов при переходе через границу, охраной грузов. Постепенно с увеличением объемов перевозок транспортно-экспедиционная деятельность выделилась из сферы пр-ва и торговли. Современные транспортно-экспедиционные предприятия имеют сложную структуру и большой круг задач. Они располагают собственными складами, накопительными и сортировочными центрами, контейнерами и подвижным составом. Группы операций: приемо-сдаточные, погрузочно-разгрузочные, транспортные, экспедиционные. Задачи: доставка грузов с гарантией в сохранности и в сроки, координирование взаимодействия всех участников, составление технологических схем маршрутов, услуги по приемке и выдаче грузов, слежение за маркировкой грузов и пломбировкой транспорта, отслеживание хода и сроков погрузочно-разгрузочных и складских операций, фрахтование транспорта, оформление товарно-транспортных документов, расчет всех провозных платежей и сборов и отчет перед принципалом (потребитель транспортных услуг).

Классификация грузов: массовые (навалочные, насыпные, наливные, лесные), общие (штучные, мешковые, металлы и металлические изделия, контейнерные и пакетные, тяжеловесные (на водном транспорте 1 место >1т, на ж/д - >0,5т, на авто - >0,3 т) и негабаритные), особо режимные (опасные, скоропортящиеся, животный скот). Крупногабаритные : высота >4м, длина >20 м, ширина >2,5 м. По степени предохранения от ударов: изделия из стекла, электронные приборы; оборудование, мебель, электротовары, посуда; навалочные, массовые.

На ж/д транспорте перевозки осуществ­ляются повагонными, контейнерными, мелкими отправ­ками, группами вагонов, отправительскими маршрутами. Насыпью перевозят грузы, имеющие однородную массу и обладающие взаимной подвижностью (сыпучестью). Для насыпных грузов, требующих защиты от атмосферных осадков и распыления, используют специализированные ва­гоны (муковозы) и вагоны-хопперы (зерновозы, цементово­зы, минераловозы и др.). Если грузы не требуют защиты от атмосферных осадков и распыления (уголь, песок, торф и др.), они перевозятся насыпью в открытом железнодорож­ном подвижном составе и в специализированных вагонах. Навалом в непакетированном виде повагонными отправками перевозятся грузы, которые при погрузке в вагоны не требуют счета мест и по своему физическому состоянию не могут быть отнесены к насыпным грузам (бахчевые культуры, овощи, черные металлы и др.). Грузы, требующие защиты от атмосферных осадков (бахчевые культуры, овощи) перевозятся в крытых вагонах. На каждую отправку грузоотправителем заполняется транспортная железнодорожная накладная, которая является основным перевозочным документом. В ней содержатся сведения об отправителе и получателе, скорости перевозки, наименование, количество мест и масса груза, объявленная отправителем ценность груза и другие сведения.

Перевозки автотранспортом: В зависимости от срока действия различают разовые и долгосрочные договоры. По договору транспортной экспедиции одна сто­рона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (грузоотправителя или грузополучателя) вы­полнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Для оценки эффективности работы автомобильного транс­порта используются технико-экономические показатели. Использование парка подвижного состава можно оценить при помощи коэффициентов технической готов­ности и выпуска. Коэффициент технической готовности подвижного со­става к работе г): Kr=АДr/АДc, где АДГ — автомобиле-дни в готовом для эксплуатации со­стоянии; АДС — списочные автомобиле-дни подвижного состава в автохозяйстве. Коэффициент выпуска подвижного состава в) Кв=АДэ/АДс, где АД э — число автомобиле-дней эксплуатации. Для определения степени использования грузоподъем­ности транспортных средств можно применить статиче­ский и динамический коэффициенты. Статический коэффициент с) Кс= Qф/Qн, где Q ф — количество фактически перевезенного груза; Qн — номинальная грузоподъемность автомобиля. Динамический коэффициент (Кд)Кд=Рт.ф/Рн, где Рт.ф — фактическая транспортная работа, ткм; Рн — количество тонно-километров, которое можно было выполнить при полном использовании номинальной грузо­подъемности автомобиля.