logo
Материалы для PDF / Информационная безопасность

Концепция защиты средств вычислительной техники и автоматизированных систем от несанкционированного доступа к информации

Центральным элементом (идейной основой) набора руководящих документов Гостехкомиссии является Руководящий документ «Концепция защиты средств вычислительной техники (СВТ) и автоматизированных систем (АС) от несанкционированного доступа (НСД) к информации». [52]. В этом документе излагается система взглядов и основных принципов, которые закладываются в основу проблемы защиты информации от НСД, являющейся частью общей проблемы безопасности информации.

В «Концепции» различаются два понятия, соответствующие двум группам критериев безопасности, – показатели защищенности средств вычислительной техники и критерии защищенности автоматизированных систем, аналогично тому, как в европейских критериях проводится деление на продукты и системы. «Концепция» предусматривает существование двух относительно самостоятельных и, следовательно, имеющих отличие направлений в проблеме защиты информации от НСД (и только от НСД). Это направление, связанное с СВТ, и направление, связанное с АС. Отличие двух направлений возникло от того, что СВТ разрабатываются и поставляются на рынок лишь как элементы, из которых в дальнейшем строятся функционально ориентированные АС, и поэтому, не решая прикладных задач, СВТ не содержат пользовательской информации.

Помимо пользовательской информации при создании автоматизированных систем появляются такие отсутствующие при разработке СВТ характеристики АС, как полномочия пользователей, модель нарушителя, технология обработки информации.

Существуют различные способы покушения на информационную безопасность: радиотехнические, акустические, программные и т.п. Среди них НСД выделяется как доступ к информации, нарушающий установленные правила разграничения доступа, с использованием штатных средств, предоставляемых СВТ или АС. Под штатными средствами понимается совокупность программного, микропрограммного и технического обеспечения СВТ или АС.

В разделе 3 «Концепции» формулируются основные принципы защиты от НСД к информации:

3.1.Защита СВТ и АС основывается на положениях и требованиях существующих законов, стандартов и нормативно-методических документов по защите от НСД к информации.

3.2.Защита СВТ обеспечивается комплексом программно-технических средств.

3.3.Защита АС обеспечивается комплексом програм- мно-технических средств и поддерживающих их организационных мер.

3.4.Защита АС должна обеспечиваться на всех технологических этапах обработки информации и во всех режимах функционирования, в том числе при проведении ремонтных и регламентных работ.

3.5.Программно-технические средства защиты не должны существенно ухудшать основные функциональные характеристики АС (надежность, быстродействие, возможность изменения конфигурации АС).

3.6. Неотъемлемой частью работ по защите является оценка эффективности средств защиты, осуществляемая по методике, учитывающей всю совокупность технических характеристик оцениваемого объекта, включая технические решения и практическую реализацию средств защиты.

3.7. Защита АС должна предусматривать контроль эффективности средств защиты от НСД. Этот контроль может быть либо периодическим, либо инициироваться по мере необходимости пользователем АС или контролирующими органами.

В качестве главного средства защиты от НСД к информации в разделе 6 “Концепции” рассматривается система разграничения доступа (СРД) субъектов к объектам доступа:

6.1. Обеспечение защиты СВТ и АС осуществляется:

6.2. Основными функциями СРД являются:

6.3. Обеспечивающие средства для СРД выполняют следующие функции:

6.4. Ресурсы, связанные как с СРД, так и с обеспечивающими ее средствами, включаются в объекты доступа.

6.5. Способы реализации СРД зависят от конкретных особенностей СВТ и АС. Возможно применение следующих способов защиты и любых их сочетаний:

В целом разработка Руководящих документов Гостехкомиссии России явилась следствием бурно развивающегося процесса внедрения новых информационных технологий. Документы достаточно оперативно заполнили правовой вакуум в области стандартов информационной безопасности в стране и на определенном этапе позволили решать актуальную задачу обеспечения безопасности информации. Поскольку разработка документов такого рода для России представляет достаточно новую область деятельности, можно рассматривать их как первую стадию формирования отечественных стандартов в области информационной безопасности.

На разработку этих документов большое влияние оказала «Оранжевая книга» Министерства обороны США [76], которое выразилось в ориентации на системы военного и специального применения, в использовании единой универсальной шкалы степени защищенности и в игнорировании вопросов ценности и времени жизни информации.

К недостаткам документов помимо отсутствия требований к защите от угроз работоспособности относится ориентация только на противодействие НСД и отсутствие требований к адекватности реализации политики безопасности. Собственно «политика безопасности» трактуется в этих документах исключительно как поддержание режима секретности и отсутствие НСД. Из-за этого средства защиты ориентируются на противодействие только внешним угрозам, а к структуре самой системы и ее функционированию не предъявляется никаких требований.

С точки зрения разработчиков данных руководящих документов, основная и едва ли не единственная задача средств обеспечения безопасности — это обеспечение защиты от несанкционированного доступа к информации. Если средствам контроля и обеспечения целостности информации в них еще уделяется некоторое внимание, то поддержка работоспособности систем обработки информации (как мера защиты от угроз работоспособности) вообще не упоминается. Определенный уклон в сторону поддержания секретности объясняется тем, что эти документы были разработаны в расчете на применение в существующих информационных системах Министерства обороны и спецслужб России, а также объясняется недостаточно высоким уровнем технологий этих систем.